Новости, политика, экономика, общество

Я/Мы – застрявший контейнеровоз

Глобальный переполох, возникший по поводу аварии в Суэцком канале тайваньского контейнеровоза, – одна из лучших иллюстраций того, как современный мир не вписывается в созданную еще в позапрошлом столетии инфраструктуру. В 2015 году Суэцкий канал даже реконструировали – построили второе русло. Но в соревновании снаряда и брони масштабы глобальной торговли все равно значительнее, чем даже улучшенная пропускная способность этой важной артерии.

Точно так же, как узкий транспортный коридор уже не может выдерживать масштабов мировой торговли, международные институты и правила не отвечают изменившимся силовым возможностям держав и их претензиям на роль в мировых делах. Результатом становится масса «застреваний», когда противоречия между интересами государств все более очевидны, но решить их каким-либо образом совершенно невозможно.

Уже несколько лет в параличе находится система ООН, одно за другим становятся бессмысленными всякие соглашения по контролю над вооружениями. В тупике отношения между всеми ведущими глобальными державами, а Европа еще и погрузилась в тяжелейший внутренний кризис. Самой важной профессией становится работа дипломата. Они, как и все, кто отвечает за снижение рисков при невозможности принципиальных решений, выполняют свою работу и поддерживают мировую систему в состоянии искусственной комы.

 

Сейчас гигантский корабль сняли с мели, и он отправился дальше по своим делам. Гигантские очереди, возникшие за неделю в двух морях и ожидаемые в портах назначения, рассосутся за месяц-другой. В мировой политике временное облегчение вроде бы пришло в виде пандемии коронавируса – государства закрыли для граждан границы и сократили масштабы своего взаимодействия. Информационное пространство наполнилось авторитетными мнениями о том, что мир никогда уже не будет прежним. На первых порах были даже иллюзии по поводу вразумляющего эффекта общей проблемы и необходимости искать совместные решения.

Но, как видим, реальные эффекты заразы оказались не очень впечатляющими. Через год после того, как пандемия приобрела глобальный характер, мы видим такой накал страстей в отношениях главной «пятерки» США – Китай – Россия – Европа – Индия, что любые призывы вместе заниматься борьбой с вирусами не просто тонут в политических эмоциях, а даже не появляются на их поверхности. Международная политика вернулась в свое привычное русло, ее важнейшим признаком остается сочетание острых противоречий и невозможности хоть как-то их урегулировать. О сотрудничестве говорят Россия, отчасти Китай и еще пара-тройка идеалистов. Запад, со своей стороны, полностью переключился на вопросы силового противостояния, где в ход идет буквально все.

Заявления и действия западных политиков все чаще противоречат инфраструктуре отношений между державами, в основе которой находится вообще-то такая серьезная штука, как ядерное сдерживание. Так что проблема даже не в том, что вся мировая экономика и международная политика – это гигантский корабль, застрявший в инфраструктуре прошлого, а в том, что через неделю корабль сняли с мели и он как ни в чем не бывало поплыл дальше.

Президент США высказался оскорбительно в адрес российского коллеги, получил в ответ приглашение на интеллектуальную дуэль в прямом эфире, не ответил на него, и международное общение продолжилось так, как будто ничего особенного не произошло. Руководители самых сильных региональных блоков, Евросоюза и НАТО, постоянно лепечут что-то невразумительное, потому что прекрасно понимают – проблема бесполезности их организаций в современных условиях не имеет решения. Руководитель какой-нибудь Литвы мужественно объявляет бой Китаю и посылает проклятия в адрес Москвы, ибо прекрасно понимает, что его слова не имеют никакого значения, а информационный эффект продлится не более нескольких часов.

 

То, что политики на Западе говорят ерунду, а державы ведут себя эгоистично, является проявлениями человеческой природы, которая раскрывается во всей красе именно тогда, когда может не опасаться последствий и серьезных изменений. И мы не можем рассчитывать на то, что люди, в основной массе, вдруг станут более моральными и научатся ограничивать свои желания. Поэтому единственным ответом на тупик могло бы стать создание новой инфраструктуры взаимодействия государств взамен того, что досталось нам после Второй мировой войны.

Просто «расширить фарватер» ООН вряд ли может быть решением. Дело не в количестве постоянных членов Совета Безопасности, а в том, что их желания уже не умещаются в созданных несколько десятилетий назад рамках международного права. Мировой порядок, как и внутренние порядки в большинстве государств, нуждается в радикальных изменениях для того, чтобы вместить в себя изменившиеся силовые возможности стран, их интересы и ценности.  

Причина некой абсурдности происходящего в действительности очень простая. Предсказанный Джорджем Оруэллом в 1945 году «мир, который никогда не будет миром» обеспечил государствам уже 75 лет отсутствия всеобщей войны. Ядерное оружие самим фактом своего существования избавило человечество от возможности совершать революции. Ведь каждый потенциальный революционер понимает – шансов на успех нет, а затеянная им всеобщая война неизбежно повлечет гибель не только противников, но и его самого. В наши дни невозможно ожидать появления Наполеона или Гитлера, самоубийственная решительность которых помогла бы разрушить старое. Но без этого невозможно построить на руинах прежнего мирового порядка новую инфраструктуру отношений между государствами, которая более адекватно отражала бы их возможности и желания.

 

Либеральная рыночная экономика создала условия, при которых все могут извлекать какие-то выгоды. Уничтожать их никто не хочет – окажется себе дороже. Кроме того, сейчас разрушить глобальный рынок невозможно чисто технологически. Государства связаны между собой колоссальным количеством взаимозависимостей. США все еще обладают ключами к мировой финансовой системе и информационным технологиям, но не могут применить это оружие против России и поэтому, несмотря на все заклинания, ограничиваются символическими мерами давления.

В результате современный мир живет ожиданием изменений, ради наступления которых никто ничего не делает, делать не может и не желает. Все ждут нового чуда или трагедии, за которым последует избавление от накопленных проблем. Даже приход в Белый дом достаточно хиленькой администрации Джо Байдена спровоцировал ожидания того, что вот сейчас США возьмутся за ум, вернут себе власть над миром при помощи некой хитроумной схемы, и неопределенность наконец закончится. Но ничего такого не происходит. Все разговоры про «альянс демократий» и прочее останутся на уровне риторики.

Международная политика и ее информационное сопровождение как будто скользят по поверхности событий, не испытывая никакой необходимости погружаться в их суть или искать решения. Все понимают, что даже самый жесткий обмен мнениями между китайской и американской делегациями в Анкоридже – это очередной контейнеровоз. Завтра его снимут с мели, и все продолжится, в общем, как и было.

Перегруженный сверх всякой меры накопленными проблемами корабль мировой политики плывет дальше. Сколько точно продлится это плавание, сейчас предсказать невозможно – в международных делах вероятность всеобщей военной катастрофы всегда была и остается одним из возможных исходов, за которым следует новое начало. Но сейчас технологические возможности таковы, что эта катастрофа может оказаться последней, и принесенному ею облегчению уже некому будет порадоваться.


Источник: Я/Мы – застрявший контейнеровоз
Опубликовал:
Теги: Индия авария отношение море война

Комментарии (3)

Сортировка: Рейтинг | Дата
николай сосновский 
Надо Севморпуть развивать.
Александр Кузнецов 
николай сосновский, конечно нужно! Но не как альтернативу Суэцу, а для освоения и снабжения нашего Севера, Камчатки и Дальнего Востока. Что и делала власть в СССР! Но теперь всё это заброшено, на остаточном принципе... Власть нужна "народная", а не "ЕДРо"...
Колян Пьяных
Неизвестный нам автор предлагает настолько умную, точную и тонкую статью, что, уверен, в определённых кругах он вычисляем немедленно. Штучный товар. Многогранно, в том числе где-то в глубине строк скрыто зеркало для понимания нашего российского поведения. Поблагодарим его и согласимся с едва обозначенной его позицией: назрело, мир в жёстком конкурентном лихорадочном поиске, и частью готовность как-то всем нам - россиянам - не потеряться в этой схватке (помимо прочего) состоит в адекватном осознании своего места среди текущего состояния мировых противоречий, чему автор мастерски помогает.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Самый длинный в мире контейнеровоз
Самый длинный в мире контейнеровоз
9
Мужской журнал 10:01 20 авг 2018
При слабонервных я не раздеваюсь
При слабонервных я не раздеваюсь
19
Мужской журнал 23:38 25 июл 2017
"Мужикиииии!!!!Я приехала!"
"Мужикиииии!!!!Я приехала!"
6
Мужской журнал 08:38 22 июл 2017
Кажется я понял, чем заразился в Таиланде.
Кажется я понял, чем заразился в Таиланде.
22
Мужской журнал 11:02 03 сен 2021
Я иду
Я иду
9
Мужской журнал 22:23 04 ноя 2017
А я иду такая вся...- 2.
А я иду такая вся...- 2.
19
Мужской журнал 23:34 17 окт 2017
«Мы вычищаем нашу популяцию»
«Мы вычищаем нашу популяцию»
16
Ваши новости 14:01 01 дек 2021
Мы живём уже не первый раз?
Мы живём уже не первый раз?
4
Мужской журнал 06:01 13 ноя 2020
"Мужикии! Ну куда же вы?. Я здесь.."
"Мужикии! Ну куда же вы?. Я здесь.."
25
Мужской журнал 20:22 05 ноя 2017
"Мы не собирались уходить": как погибала 12-я погранзастава
"Мы не собирались уходить": как погибала 12-я погранзастава
9
Мужской журнал 09:01 23 июл 2018
Кикaбидзе: «Я уеду! В тaкой Грузии я жить не хoчу, Здесь все за Рoссию!»
Кикaбидзе: «Я уеду! В тaкой Грузии я жить не хoчу, Здесь все за Рoссию!»
92
Ваши новости 04:02 22 окт 2018
«Ныса» против «Рафика»: за что советские водители любили и ненавидели польский микроавтобус
«Ныса» против «Рафика»: за что советские водители любили и ненавидели польский микроавтобус
0
Авто-Тема 10:42 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства