Сегодня на площадке Всемирного русского народного собора мы собрались обсудить Законопроект о профилактике "семейно-бытового насилия". Здесь присутствует большое количество специалистов – юристы, психологи, педагоги, правозащитники. Каждый даст свой анализ этого документа.
Я, опираясь на проповедь Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенную 4 декабря 2019 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, остановлюсь на общих концептуальных вопросах, которые я для краткости изложения сформулировал в виде пяти тезисов.
Тезис 1.
Мы находимся сегодня в точке возвращения России от секулярно-либерального мировоззрения к мировоззрению, опирающемуся на ценностный консерватизм, или ценностный традиционализм. Этот процесс начался в 1997 году, когда благодаря Святейшему Патриарху Кириллу в обиход вошло понятие "традиционные религии" и продолжился в 2009 году, когда Патриарх Кирилл ввел в обиход понятие "традиционные ценности", предложив российскому обществу содержательную дискуссии на эту тему.
Влияние Патриарха Кирилла на мировоззрение нашего общества столь сильно и очевидно, что есть смысл внимательно вчитаться в те его тексты, которые касаются семьи и семейных отношений.
Тезис 2.
Обсуждаемый законопроект следует анализировать в контексте названного перехода от секулярного мировоззрения к ценностному.
А также в контексте двух других законопроектов, которые носят идеологический характер. Я имею ввиду Концепцию закона о культуре, который предполагает отделении культуры от общества и Законопроект, отменяющий возрастную маркировку 6+, 12+, 16+ (так называемый "закон о растлении детей").
Все три закона схожи общей направленностью на отказ от института семьи, на отказ от аксиологии в культуре, и на отказ от возрастной психологии в процессе социализации ребенка и подростка. Все вместе они объединены отказом от ценностей и от тех институтов, которые задают коллективные смыслы существования и стабилизируют общество.
Без единых ценностей гибнет и общество, и семья, и человек.
Тезис 3.
Возвращаясь к интеллектуальному наследию Святейшего Патриарха Кирилла, я хотел бы вспомнить его определение понятия общества, которое он дал, выступая два года назад на Всемирном русском народном соборе. Святейший сказал, что общество состоит не из малых групп, а из семей.
Действительно, сегодня распространено учение о малых группах. В школьных учебниках Обществознания прямо пишут, что общество состоит из малых групп. Это могут быть филателисты, собаководы, реконструкторы, нудисты, литературные или театральные объединения, гендерные или сексуальные группы. Их – великое множество и якобы из них и состоит общество. Это – системная ошибка.
На самом деле общество состоит из семей. Институт семьи – это единственный инструмент, который скрепляет общество. Единственный. Другого не существует. Мы идем умирать за семью. И за Отечество, как семью семей. С этим связан и архетип Родины-матери.
А для нас, православных, ключевым является образ Богоматери. Именно об этом 4 декабря говорил Патриарх Кирилл. Патриарх обращался к каждому из нас из самого сердца нашего Отечества, из Успенского собора, из Кремля. Это был глубоко символичный жест, который мы обязаны понять.
Тезис 4.
Мы живем в прозрачном мире. Мы постоянно находимся в гуще событий и людей. И для каждого из нас есть одно единственное место в мире, где мы являемся самими собой – это наши семьи. Это наша домашняя церковь. Здесь нас любят. Понимают. Жалеют. Помогают. Мы вместе молимся. Мы вместе трудимся. Мы вместе радуемся. И вместе плачем. Это наше единственное приватное пространство.
Недаром обсуждаемый нами законопроект в народе прозвали Законом "о ликвидации семьи".
Этот законопроект предполагает, что НКО, то есть те самые малые группы, о которых я говорил выше, будут иметь право регулировать внутреннее устройство семьи. Регулировать с помощью отчуждения членов семьи друг от друга (заявления, доносы, угрозы написать заявления). Регулировать с помощью недоверия, подозрительности друг к другу. Страха. То есть с помощью разрушения в семье ЛЮБВИ. Именно об этом говорил Патриарх Кирилл в своей проповеди.
Это закон не о насилии. Это не бытовой закон.
Это онтологический закон. Закон, который предлагает положить в основу нашего общества совершенно новую философию. Вместо философии любви – философию вражды.
Последние годы повсеместно звучит тема семейных ценностей. Этот закон сегодня стал символом борьбы с семейными ценностями.
Общество "малых групп" восстало против общества семей. Малые группы ищут способ установить контроль над семьей.
Тезис 5.
Особенность предложенного законопроект с юридической точки зрения заключается в том, что нам предлагают создать новый предмет регулирования.
Для сравнения. "Религиозный кодекс" Михаила Прохорова. Он предложил выделить отношения между верующими в отдельный предмет регулирования. Тогда Госдума это отвергла.
Здесь – тоже самое.
Семью предложено выделить в особый предмет регулирования. Отношения между мужем и женой выделяются в новый предмет юридического регулирования. Тайна любви, тайна зачатия становятся предметом регулирования.
Это не поправки.
Целесообразно либо вовсе отказаться от внесения этого законопроекта, либо, переработать его таким образом, чтобы семейные отношения были исключены из предмета регулирования.
Комментарии (0)