Одна из крупнейших российских компаний – РЖД – инициировала новое обсуждение, касающееся эмансипации женщин и, в частности, допустимых для женщин профессий. Могут ли женщины быть машинистами поездов – притом что быть летчиками сегодня им вполне дозволяется? Ответ на этот вопрос оказался неочевиден.
В компании «Российские железные дороги» выступили с инициативой отменить список профессий, на которые запрещается принимать женщин. По мнению представителей РЖД, компаниям надо разрешить самим принимать внутренние перечни таких профессий по согласованию с профсоюзами.
Действующий перечень был принят в феврале 2000 года, и в нем указаны ограничения по приему представительниц прекрасного пола на работу в целом ряде отраслей: металлообработке, строительно-монтажных работах, работах со свинцом, горных работах и так далее. Один из разделов полностью посвящен железнодорожному транспорту и включает такие профессии, как машинист, помощник машиниста локомотива, составитель поездов, аккумуляторщик, осмотрщик вагонов.
«Запрет на работу женщин у нас был обоснован вредными факторами, связанными с вибрацией, потому что грузовые и пассажирские локомотивы были не слишком комфортными. Но сейчас появился более современный подвижной состав, в том числе скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка», – цитирует председателя правления ОАО «РЖД» Ирину Костенец
«Перечень надо пересматривать. Безусловно, из него какие-то профессии должны уходить, потому что условия труда улучшаются, но это не будет полномочиями работодателей», – заявил министр труда и социальной защиты России Максим Топилин, которого цитирует
Тем временем идея РЖД вызвала споры в экспертном и профессиональном сообществе.
У женщин прибавилось наглости
Кандидат медицинских наук, психолог Наталья Толстая считает абсурдной ситуацию, при которой женщинам запрещено быть машинистами, хотя можно быть летчицами. «Сейчас женщины пошли более глубоко в мужские профессии. У нас больше уверенности в себе, прибавилось харизмы – мы уже рвемся на мужские работы и зарплаты», – сказала Толстая газете ВЗГЛЯД.
Она уверена, что женщины справятся с работой машиниста и никаких противопоказаний с точки зрения психологии для этого нет. По ее словам, женщины более внимательны и «чаще всего не пьют». «Если женщина рвется в эту профессию, она прилагает больше усилий, лучше учится», – отметила психолог, подчеркнув, что женщины реже попадают в ДТП, согласно статистике. Толстая опровергла предположения, что у женщин реакция медленнее, чем у мужчин.
Физиолог, доктор биологических наук Дмитрий Жуков согласен, что реакция у женщин даже лучше, чем у мужчин. «Распространен миф, что женщины хуже водят. Но женщина-шофер на тренажере водит машину лучше мужчины. На самом деле они дольше учатся, по данным автошкол, потому что вождение автомобиля – это ситуация для новичка стрессовая, и женщина гораздо хуже адаптируется к этому. Но когда она адаптируется – получит достаточный навык и будет ничуть не хуже среднестатистического водителя-мужчины», – подчеркнул он.
«Стресс женщины переживают сложнее»
Однако Жуков считает, что женщинам все равно нельзя доверять такие профессии, как машинист поезда или оператор на АЭС. Иначе говоря, все, что связано со стрессом, возникновением чрезвычайных ситуаций, риском для людей.
«Стресс женщины переживают сложнее, болезни, связанные со стрессом, у женщин чаще встречаются, чем у мужчин. Но главное – они хуже реагируют на ситуации, чреватые стрессом (которые регулярно возникают у водителя тепловоза), хуже действуют при их возникновении, чаще паникуют», – объяснил собеседник.
Толстая возражает: женщины переживают стресс не так эмоционально и восстанавливаются не тяжелее мужчин.
«Женщина точно такая же, как и мужчина. У нас разница во внешних половых органах, а сердце стучит точно так же, так же дышат легкие. Да, мы более эмоциональные. Но я уверена, что, прежде чем допустить человека до управления поездом, его тысячу раз проверят. Если женщина может управлять самолетом, то и поездом тоже», – считает Толстая.
«Несколько дней в месяц» могут быть неадекватны
И все же в самом транспортном профессиональном сообществе считают, что женщины не всегда так же надежны, как мужчины. Например, среди машинистов метро распространено мнение, что у большинства женщин реакция медленнее, чем у большинства мужчин, поэтому выше риск, что женщина не успеет затормозить, если увидит человека на рельсах.
«После выхода в 2014 году законов о специальной оценке условий труда профессия машиниста теперь не вредна и формальных запретов на прием женщин не существует. Есть только устные распоряжения отделам кадров и старые позиции медкомиссий, – заявил газете ВЗГЛЯД председатель профсоюза работников Московского метрополитена Николай Гостев и пояснил: – Почему не приветствуются женщины в водительском списке? Потому что в силу физиологических особенностей несколько дней в месяц они могут быть неадекватными».
«Был хрущевский и брежневский призыв женщин на работу в машинисты в Московский метрополитен. Последняя из них, кажется, уволилась в 1998 году.
Есть очень боевые женщины, которые быстро реагируют. Есть такие, которые постоянно рожают,
– продолжил собеседник и заключил: – Все индивидуально. Но это и мужчин касается. Есть очень смышленые женщины и очень смышленые мужчины, которые готовы к технической работе. В общем, кадры надо готовить».
В Госдуме готовы совместно с представителями профсоюзов пересмотреть перечень и направить проект исправлений в Минтруд. Первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева («Единая Россия») напоминает, что в перечне вообще много устаревших профессий. «В нем содержится более 450 наименований, которые преимущественно касаются промышленных специальностей. Безусловно, многие специальности в перечне необходимо упразднить, поскольку сами специальности уже не востребованы», – цитирует Окуневу
Комментарии (7)