Мир стоит на краю самой настоящей долговой ямы. По подсчетам Института международных финансов (США), совокупный мировой долг в нынешнем году может достичь невиданной суммы — 275 триллионов долларов. Впрочем, по поводу финансовых обязательств Соединенных Штатов пусть переживают в Белом доме, а для нас гораздо более актуальна тема кредитного бремени, лежащего на России и ее ближайших соседях.Прежде чем познакомиться с конкретными цифрами, необходимо определиться с тем, о чем пойдет речь. В качестве предмета оценки предлагаю рассматривать государственный долг, рассчитываемый по методике Международного валютного фонда (МВФ), то есть в процентном отношении государственных заимствований к валовому внутреннему продукту (ВВП).
Понимать его следует так: если госдолг страны составляет, к примеру, 100% ее же ВВП, то всему населению этого государства нужно ровно год вкалывать, чтобы рассчитаться с ним полностью. И при этом не тратить ни гроша ни на какие нужды, кроме расчета по кредитным обязательствам (что, конечно же, невозможно). Но вот такая условность принята в мире, дабы не запутаться во всем многообразии его экономик, финансовых систем и прочего.
Поговорим о странах так называемого постсоветского пространства и прежде всего о тех из них, что входят в СНГ, а также Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В конце концов, это нашим партнеры. Ну, или бывшие партнеры, превратившиеся в «небратьев»… Как оказалось, подобный внешнеполитический курс экономическому процветанию совершенно не способствует: традиционным лидером по закредитованности среди бывших республик СССР является Украина.
Особенно стремительно этот показатель «нэзалэжной» стал расти с 2014 года, резко рванув примерно с половины до 75% ВВП. К прошлому году он перевалил за 90% валового внутреннего продукта. Оно и неудивительно: утрата в погоне за европейскими миражами рынков России и большинства других стран СНГ не могла не сказаться на достижении положительного сальдо торгового баланса.
Не слишком хорошо обстоят дела и у страны, входящей с РФ в проект Союзного государства, – Белоруссии. Тут, что характерно, причина в точности противоположная: привыкший к всегдашней щедрой финансовой помощи Москвы Минск позволял себе жить несколько не по средствам, вот объем его госдолга и дошел почти до 70% ВВП. Сейчас, конечно, Россия без помощи Белоруссию не оставит, но в дальнейшем безоглядные финансовые вливания в белорусскую экономику вряд ли продолжатся. Впрочем, все будет зависеть от глубины интеграции между двумя странами.
Немалый объем госдолга (73.5% ВВП) имеет Киргизия. Теперь там еще и очередная революция, что вряд ли будет способствовать финансовой и экономической стабильности.
В других бывших советских республиках Средней Азии ситуация однозначно лучше. Черту в половину объема собственного ВВП перешагнул разве что долг Таджикистана. Казахстан и Узбекистан со своими 21-24% вообще являются одними из наименее закредитованных постсоветских стран.
У Грузии и Армении долги немалые – тоже больше половины ВВП. У Молдавии – примерно 35%. Азербайджан благодаря успешной добыче и экспорту энергоносителей до нынешнего времени оставался страной с госдолгом едва ли не мизерным – не более 18% от ВВП.
Россия на протяжении нескольких лет прочно занимает в списке должников среди бывших республик СССР предпоследнее (перед Эстонией с ее почти полным отсутствием как ВВП, так и госдолга) место. Объем российского государственного долга составляет 17% с небольшим. Впрочем, по подсчетам некоторых мировых финансовых институтов, он еще меньше.
Залогом этого стал неуклонный отказ страны от внешних заимствований и максимальное наращивание золотовалютных резервов, проводимое параллельно с уменьшением в их структуре валюты и ценных бумаг США. По оценкам, делавшимся пару месяцев назад, объем российских ЗВР достиг 600 миллиардов долларов. В результате Россия на постсоветском пространстве является страной с наименьшими кредитной нагрузкой и риском дефолта. Автор:
Комментарии (8)