Новости, политика, экономика, общество

Жорес Алферов - о Великой Октябрьской революции

Жорес Иванович Алферов – выдающийся русский советский ученый, физик, общественный деятель. На сегодня единственный из живущих в России отечественных лауреатов Нобелевской премии. Академик Российской Академии Наук (РАН), вице-президент РАН, председатель Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН. Иностранный член Национальной академии наук (США), Национальной академии наук Белоруссии, почётный член Академий наук многих стран. Депутат Государственной думы РФ. Постоянный член Изборского клуба.

- О любом историческом событии судят по результатам. Социалистическая революция в России создала новый, небывалый строй жизни, а затем и невиданный ранее союз республик — Советский Союз. Развал его десятилетия спустя нынешний российский президент назвал крупнейшей геополитической катастрофой.

Считаю, что это катастрофа не только для трудящихся нашей страны, но и для всего населения планеты. Как бы на происшедшее ни смотреть, я уверен: от этого проиграло всё человеческое сообщество. В том числе США, приложившие столько усилий, чтобы убрать соперника, потеряли больше, чем приобрели.

— Почему вы так считаете?

— Потому что США потеряли возможность соревнования, благодаря которому они в области науки, технологий, социальных реформ успешно развивались.

— То есть для вас несомненно мировое значение русской революции?

— Конечно. Я уже не раз приводил в своих выступлениях слова отца моего американского друга — профессора Ника Холаньяка. Сам он родился уже в Америке, а его отец родом из нашего Закарпатья, по национальности русин. Так вот, приехали мы его навестить в небольшой шахтёрский городок, где жил он, находясь тогда, в начале 70-х годов, на пенсии. За празднично накрытым по случаю встречи столом и состоялся разговор, глубоко врезавшийся в мою память.

«Если бы вы мне сказали, что русские рабочие живут лучше американских, я бы вам не поверил, — начал Ник Холаньяк-старший, а исконно — Николай Васильевич Голодняк. — Но я скажу вам то, что вы редко можете здесь услышать. Я приехал сюда мальчишкой и в 12 лет пошёл работать на шахту. Мы жили в бараке. Мы получали гроши. Нас беспощадно эксплуатировали. Но потом русские рабочие совершили Октябрьскую революцию. Наши буржуи испугались, что мы сделаем то же самое, и изменили свою социальную политику. Американские рабочие живут хорошо благодаря Великой Октябрьской социалистической революции».

Так сказал мне в Соединённых Штатах старый шахтёр Николай Васильевич Голодняк, проработавший в забое более полувека.

— Признание международного значения нашей революции?

— По-моему, так. И это, что называется, признание от души, потому дорогого стоит.

— Но ведь для вас, насколько я понимаю, Октябрьская революция имеет и особое личностное значение?

— Вы правы. В нашей семье к этому величайшему историческому событию и соответственно к Дню 7 ноября всегда было особое отношение. И суть здесь в судьбе моего отца — рабочего Ивана Карповича Алфёрова.

— Он стал большевиком в сентябре 1917-го?

— За месяц с небольшим до Великого Октября. Однако стоит рассказать и о том, что этому предшествовало. Корни отцовской семьи — в посёлке Чашники Витебской губернии. В 14 лет он пошёл работать на здешнюю бумажную фабрику. Многие белорусы, особенно молодые, оставшиеся без земли и без работы, уезжали на заработки в Питер. Перед Первой мировой войной, как я узнал, самой большой этнической группой в Санкт-Петербурге после русских были белорусы. Двести тысяч! Уехал туда в 1910 году и старший брат отца — мой дядя Валя. Было ему 18 лет. Он поступил на завод «Сименс-Шуккерт», который стал в советское время знаменитой «Электросилой», и до ухода на пенсию проработал здесь — был слесарем-лекальщиком 8-го разряда.

Через два года вслед за братом подался в столицу и мой отец. И тоже стал питерским рабочим. Сначала в порту грузчиком, потом на конвертной фабрике. Но тут грянула война…

— Призвали в армию?

— Дядю не взяли, поскольку он был уже квалифицированным слесарем, а отец пошёл воевать. В гусарском полку, в 4-й кавалерийской дивизии. Там же, но в драгунском полку служил будущий Маршал Советского Союза Семён Тимошенко.

Отец стал председателем полкового солдатского комитета, членом дивизионного. И летом 1917 года его посадили в Двинскую крепость.

— За политическую активность?

— За агитацию против войны. В крепости встретился он с «товарищем Андреем». Это был Сольц, известный впоследствии руководитель Центральной контрольной комиссии ВКП(б). И он папу просветил насчёт того, как жить дальше.

— После этого Иван Карпович и вступил в партию большевиков?

— Сразу же, как только вышел из крепости. И оставался верным Коммунистической партии всю жизнь.

— А что делал в октябрьские дни 1917-го?

— Был на историческом II съезде Советов: солдаты послали его в Петроград. Затем он доложил Крыленко, ставшему Главкомом, что дивизия готова выполнить все задания Советского правительства.

Его направили на Дон — биться с мятежом Каледина. Там он попал в плен к белоказакам. Всех пленных, человек тридцать, раздели, оставив в одном нижнем белье, чтобы на следующий день расстрелять. Но они ночью сделали подкоп под сараем, где их заперли, а охранявший казак заснул, и им удалось бежать. Был крепкий мороз, а они в нижнем белье, босиком. Но у донских казаков не было воровства, и они не запирали свои дома. Папа с товарищем зашли в сени ближайшего дома, оделись и в 5 часов утра вышли к своему эскадрону.

— Продолжал воевать после этого?

— Всю Гражданскую. Начав рядовым, стал командиром взвода, потом эскадрона, окончил кавалерийские курсы командиров Красной Армии и завершил войну, командуя кавалерийским полком при освобождении Азербайджана. Был дважды ранен, контужен, за участие в Гражданской войне позже был награждён орденом Красного Знамени.

В 1921 году по состоянию здоровья, как он говорил, перешёл на службу в ВЧК—ГПУ. Стал особо уполномоченным на большом участке госграницы с Польшей.

— Очень горячей была тогда эта граница!

— Да… Но вот перевели его как уполномоченного в небольшое местечко Крайск, и он выбрал дом, где поселился. А в этом доме жила будущая моя мама. И через полгода они поженились.

Потом папа работал на таможне, потом — директором лесопильного завода, то есть началась у него хозяйственная деятельность. Затем возглавил большой лесопильный завод в Пермилово — это теперь всем известный Плесецк. Когда я был в Архангельске в 2006 году, ко мне приходила целая делегация оттуда. И некоторые помнили отца, хотя были тогда ещё мальчишками. Помнили, что завод работал хорошо и работу завода показывали в документальном кино.

— Вот судьба рабочего, ставшего в советское время руководителем.

— Он окончил Промакадемию и стал, согласно диплому, инженером-организатором. На нынешнем языке — это менеджер. Но тогда готовили не менеджеров «вообще», а с основательным знанием определённой отрасли производства. Так что у отца в дипломе, который и сейчас я храню, записано: инженер-организатор целлюлозно-бумажной промышленности.

— В этой отрасли он далее и работал?

— В основном. Как видите, отец устанавливал Советскую власть, воевал за неё, а затем руководил промышленными предприятиями. Понятно, как много значила для него Октябрьская революция.

— Революционные имена он даже дал своим сыновьям.

— Мой старший брат родился в 1924 году в Полоцке и был назван Марксом. Есть у нас дома газета, где рассказывается об этом как о примете нового быта. Тринадцати дней от роду был принят в члены профсоюза — «с освобождением от уплаты членских взносов до совершеннолетия».

— Замечательно!

— А я родился в Витебске в 1930-м. Родители ждали девочку и готовились дать ей вполне обычное имя Валерия. Но появился мальчик, а отец как раз прочитал статью о французском революционере Жане Жоресе, которая произвела на него сильнейшее впечатление. Так я стал Жоресом.

— Наверное, ваш отец (как и многие другие, кого сегодня уже нет) очень удивился бы и вряд ли обрадовался, узнав, что праздник 7 ноября в честь Октябрьской революции у нас теперь отменён.

— Его это поразило бы! Одно из своих интервью в 90-е годы я назвал: «Я счастлив, что мои родители не дожили до этого времени». Великая роль русской революции признаётся во всём мире. Как же не признать это на родине Октября! Если французы продолжают праздновать День взятия Бастилии, то нашим главным национальным праздником, конечно же, опять должен стать День Великой Октябрьской социалистической революции.

— Но головы людей, согласитесь, за последние три десятилетия настолько задурены оглушительной антисоветской и антикоммунистической пропагандой, что им надо многое и многое заново разъяснять. Каковы ваши основные аргументы?

— Огромное значение Великого Октября для нашей страны и всего человечества состоит прежде всего в том, что это был первый успешный опыт создания государства социальной справедливости — опыт, продолжавшийся более 70 лет. Да, были на пути первопроходцев серьёзные ошибки, недостатки и даже преступления, что свойственно любой власти во все времена. Однако при всех имевшихся дефектах мы должны смотреть в корень и видеть главное, что дал народу Октябрь. Фабрики и заводы — рабочим, земля — крестьянам, отмена частной собственности на орудия и средства производства, на землю — вот главное!

— А людям внушают: всё это был сплошной обман…

— Нет, реальность. Советская власть дала народу бесплатное образование, и мы из безграмотной в массе своей страны стали самой образованной страной в мире. Бесплатное здравоохранение — и продолжительность жизни увеличилась с 32 лет в среднем (учитывая повальную детскую смертность в царской России) более чем вдвое. Практически всему населению было бесплатно дано в собственность жильё. Нельзя было иметь слишком много — несколько квартир и домов, но необходимое жильё люди получали. А что теперь?

Люди получили тогда те права, которые провозглашались Сталинской Конституцией, которая, безусловно (я слышал это от самых авторитетных юристов), была лучшей не только в нашей стране, но и в мире. Можно спорить, насколько она выполнялась, но в Советском Союзе все имели право на труд, право на отдых, и это опять-таки были совершенно реальные права. Сегодня, я думаю, старшее поколение может сравнивать и видеть, сколько всего мы потеряли. А приобрели… увы, в основном ужасные и кошмарные «новшества», которых, прямо скажем, лучше бы не было.

Нужно сказать, что Февральская революция 1917 года была победой либералов-западников того времени, и всего за 9 месяцев они привели страну к полному развалу. Сегодня нынешние либералы, продолжающие уже 25 лет разваливать страну, как огня боятся возвращения Советского Союза. Я всегда помню, что сказал генерал Брусилов, объясняя, почему он пошёл в Красную Армию: «Потому, что Ленин сохранил Россию».

— Словом, вы — за праздник 7 ноября?

— Несомненно! Меня радует, как относится к достижениям советского времени Александр Григорьевич Лукашенко. После 1991 года в Белоруссии пошла такая же грабительская приватизация, как в России, русский язык изгнали из школ, а вся государственная символика — флаг, герб и т.д. — копировала так называемую Белорусскую народную республику, которая была провозглашена во время оккупации Белоруссии немцами в 1918 году. И день её провозглашения объявили государственным праздником — Днём независимости.

А Лукашенко вернул советскую символику, сделал русский язык вторым государственным, и День независимости решено было отмечать в день освобождения Минска Красной Армией в 1944 году. Лукашенко так и сказал: Белоруссия стала независимой благодаря Красной Армии.

Я считаю, что величайший праздник и настоящий День независимости для России — 7 ноября. И пусть он к нам вернётся.

— Для вас, Жорес Иванович, основной сферой работы была и остаётся наука. В преддверии 100-летия Октября хотелось бы о ней поговорить.

— Что ж, наука в Советском Союзе была престижной областью деятельности.

— Может быть, даже самой престижной!

— В официальных документах — партийных, правительственных — наука провозглашалась производительной силой общества. И это шло от Карла Маркса, это им было сформулировано.

А главное, мы имели весомый результат. Сегодня любят говорить про нашу «односторонность», про «оборонный флюс» (что, кстати, в других странах есть тоже), но не будем забывать, что Советская страна сделала гигантский рывок в своём научно-техническом развитии. А оно — основа развития цивилизации.

Я в своих выступлениях за последнее время часто привожу две вот такие цитаты. Первая — из Фредерика Жолио-Кюри, из лекции 1950 года в связи с его 50-летием, где великий учёный и великий гражданин сказал: «Наука необходима для страны. Каждая держава завоёвывает свою независимость тем, что нового, своего она привносит в сокровищницу цивилизации. Если этого не происходит, она подвергается колонизации».

А вот недавно, в Год света, каковым был объявлен 2015 год по решению ООН, я услышал характерное высказывание министра энергетики Саудовской Аравии, который заявил следующее: «Каменный век кончился не потому, что наступил дефицит камня, и нефтяной век кончится не потому, что будет дефицит нефти». Если вдуматься в эти слова, то станет понятно: развитие цивилизации происходит благодаря рождению новых технологий, которые создаются научными исследованиями и научно-техническими разработками.

— Собственно, вы и сами в разное время о том же не раз говорили.

— Потому что это действительно исключительно важно. Ведь научные открытия могут иметь и положительное, и отрицательное влияние. Ещё совсем недавно мы все беспокоились по поводу того, как будет использоваться одно из величайших научных открытий, в результате которого было создано атомное оружие. А каким образом это произошло? В основе было два крупнейших инновационных проекта ХХ века — Манхэттенский проект США и Атомный советский. Соревнуясь между собой, они родили фантастические по тем временам технологии.

В каждом крупном научно-техническом проекте решающее значение имеет, кто осуществляет его. Квалификация людей, кадры! Так вот, проблема ведущего кадрового состава в Манхэттенском проекте была решена Адольфом Гитлером, поскольку самые видные учёные бежали тогда из Европы в США.

— Имена тех физиков воспринимались в самом деле, как научные звёзды первой величины!

— Но и у нас уже была достойная сила умов. Кадровую проблему советского Атомного проекта решил Абрам Фёдорович Иоффе, создавший в СССР уникальную физическую школу и выдвинувший целую плеяду талантливых своих учеников и последователей — Курчатова, Арцимовича, Александрова, Зельдовича, Харитона, Кикоина, Петржака, Флёрова… Если бы не было этой советской физической школы, мы не смогли бы лишить США монополии в создании атомного оружия.

— Да, по праву ваш родной Физико-технический институт в Ленинграде носит имя А.Ф. Иоффе — выдающегося советского учёного и организатора научной деятельности.

— Учитывая тему нашего разговора, следует вот что особо подчеркнуть. Абрам Фёдорович начал создавать Физико-технический институт сразу после Октябрьской революции — в 1918 году, то есть в труднейшее время Гражданской войны.

— Хотя ныне постоянно твердят, что это было время разрушения, а не созидания…

— Потому я и напоминаю столь значительный факт. А ещё хочу отметить: в царской России физика была почти на нулевом уровне. Мы имели на этом направлении лишь отдельные группы учёных. Единственная физическая школа, пожалуй, — это Пётр Николаевич Лебедев. А что у нас было в 1930-е годы, когда возникла атомная проблема и потребовалось затем срочно её решать? Мы имели уже мощнейшую, признанную во всём мире советскую физическую школу, которая в соревновании с капиталистическим Западом успешно выполнила свою ответственнейшую роль.

Не так много у нас лауреатов Нобелевской премии. Но обратите внимание: большинство их — физики! И очень интересно отметить, что практически все они вышли из трёх институтов: ФИАН им. П.Н. Лебедева и ИФП им. П.Л. Капицы в Москве, ФТИ им. А.Ф. Иоффе в Ленинграде. Институтов сотни, а вышли из трёх потому, что там были научные школы мирового уровня, и их появление вызвало развитие и востребованность научных исследований и разработок в стране. И если бы не произошло разгрома советской науки в начале 90-х годов, я уверен, мы по-прежнему лидировали бы как в этой, так и во многих других научных отраслях.

Источник

Все выдающиеся люди,совершившие свои великие открытия во благо человечества,стоят на коммунистических позициях!


Источник: Жорес Алферов - о Великой Октябрьской революции
Опубликовал:
Теги: Отдых отношение лето война революция

Комментарии (19)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Юрий Голованов 
Евгений, друг мой. История Человечества ещё не закончилась. В Истории тупиков не бывает. Разгром Спартака в Риме не означал вечное существование рабовладельческого строя. С того дня как распяли на дороге в Капую Спартак прошло не многим более 2000 лет. А предательству СССР чуть более 25-ти. К стати, Спартака тоже - ПРЕДАЛИ...
юрий иванов
А вот интересно - читал ли этот академик "Заветные мысли " Менделеева? там, где Дмитрий Иванович предрекал к концу 20-го века население России в пол-миллиарда?? И к чему пришли???
Александр Кузнецов 
юрий иванов, а Менделеев был почти прав! Если бы не первая мировая и Великая отечественная, не развал СССР (читай России) не известно сколько было бы населения в России. по крайней мере в РФ и на Украине не было бы деградации населения!
Георгий Ситнянский
Вот, только что высказал мысль, что советские вожди (и постсоветские коммунисты), декларируя свою приверженность марксизму, во всех практических вопросах стоят на позициях субъективного идеализма - и вот наглядное подтверждение - разговоры о "предательстве СССР", "пятой колонне" и т.д. Если бы система была здоровая, жизнеспособная и не имела серьёзных внутренних изъянов, то, с точки зрения исторического материализма, никакая "пятая колонна" ничего бы не сделала.
Георгий Ситнянский
К моменту распада СССР было 292 млн. Что-то плохо верится, что в оставшиеся до конца ХХ в. считанные годы доросло бы до полумиллиарда.
Александр Кузнецов 
Жора. ты не умеешь читать? "Если бы не первая мировая и Великая отечественная, не развал СССР (читай России) не известно сколько было бы населения в России. по крайней мере в РФ и на Украине не было бы деградации населения!" С чем ты опять не согласен?
Георгий Ситнянский
Первая мировая - Россия потеряла 2,3 млн. Гражданская - 12,75 млн. ВОВ - 27 млн. Маловато будет! По моим подсчётам, к 1950 должно было быть около 300 млн., было 178. Вот и считаем.
Александр Кузнецов 
Жорик, ты идиот? Вот честно признайся, ты совсем не соображаешь или спецом глумишься? Все войны приносили разруху, потери в основном мужчин и жуткие провалы в демографии. А ты арифметикой занимаешься...Развал СССР привёл к провалу демографии во всём СНГ без войны! И к тому же- ты считаешь себя умнее Менделеева? Если да- с ним и спорь!
Георгий Ситнянский
Какой бы ни был провал в демографии в 90-е, но чтоб без него 292 миллиона за считанные годы превратились в 500... Да и жертв войн для этого маловато.
Александр Кузнецов 
Жора, ты не вменяемый? Я повторяю то, что я написал: "Менделеев был почти прав! Если бы не первая мировая и Великая отечественная, не развал СССР (читай России) не известно сколько было бы населения в России, по крайней мере в РФ и на Украине не было бы деградации населения!" Где ты видишь 500 миллионов? По моему тексту есть что возразить?
Александр Кузнецов 
Жорик, у тебя 100 семейных пар. В них планируется родиться 100 детей. В 50-ти парах погибли мужчины! Сколько родитсяя детей? По твоему 75, а реально 50. Ты понимаешь это?
Анатолий * 
Общество, жившее при социализме, переделать невозможно. Уж очень привлекательна была социальная справедливость. Она осталась в наших генах...Новые поколения проведут работу над ошибками.....
Георгий Ситнянский
Совки, как заведённые, повторяют идеологические штампы, например, "равенство" или "социальная справедливость", не задумываясь об их смысле. На самом деле СССР был куда дальше от этих идеалов, чем страны Запада.
Анатолий Пузенко 
Евгению! В тупик заводят предводители -БАРАНЫ, которые кроме собственного ВЕЛИЧИЯ ни о чем НЕ ПОМЫШЛЯЮТ!!! Исторические примеры-ГЕРОСТРАТ, спаливший храм и спаливший Рим-Нерон!!! А нашем случае уничтожили ДЕРЖАВУ!!!
Мурат Джаксыкельдинов 
Не оскорбляйте умную скотину. Баран никогда не заводит свою семью в тупик! Более тооо, если загнать барана с его сталом в тупик, то он оставит семью за своей спиной, а сам вступит в смертный бой. Для настоящего барана позор страшнее смерти. Это трусы пытаются эту мужественную и гордую скотину зачем-то опорочить.
Александр Чикулаев 
У людей разные способности. Один в своем деле гений, другой среднестатистический работник, а третий - бездарность. О каком равенстве можно вести речь?
Василий Гуслянников 
Алфёров - типичный "красный пропагандист" - знамя Зюганова. Надо было хотя бы отредактировать статью и не врать. Алфёров пишет:"Практически всему населению было бесплатно дано в собственность жильё". Но жильё можно было приватизировать только при Ельцине. А при КПСС даже вступить в жилищный кооператив было проблемой. А самому строиться - ещё большая проблема: кирпич не купить. А пустые полки магазинов - это показатель счастливой жизни?
Алфёров пишет:"Люди получили тогда те права, которые провозглашались Сталинской Конституцией, которая, безусловно (я слышал это от самых авторитетных юристов), была лучшей не только в нашей стране, но и в мире". Права были такие: можно было выбирать в депутаты одного (из одного, которого назначили в райкоме КПСС). Но не было главного - права на жизнь! Сотни тысяч безвинно расстрелянных.
Алфёров пишет: "Нужно сказать, что Февральская революция 1917 года была победой либералов-западников того времени, и всего за 9 месяцев они привели страну к полному развалу. Сегодня нынешние либералы, продолжающие уже 25 лет разваливать страну". В 1917-1918 г.г. коммунисты преступным путём (разогнав учредительное собрание, избранное демократическим путём) захватили власть, не дав стране развиваться демократическим путём. А Финляндия показала, как надо было развиваться обогнав по всем параметрам СССР.
Евгений Пашинцев
Под высказывания Жореса Алферова можно подвести более глубокую социально-философскую и социологическую базу.Исторический тупик, которым завершилась советская история - это тупик кондового официозного "марксизма".
Георгий Ситнянский
Не уверен. Уже Ленина едва ли можно назвать марксистом, а после него советские вожди (и постсоветские коммунисты), декларируя свою приверженность марксизму, во всех практических вопросах стоят на позициях субъективного идеализма.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Простите, Жорес Иванович... Ученые в России проиграли «светским львицам»
Простите, Жорес Иванович... Ученые в России проиграли «светским львицам»
11
Ваши новости 01:02 05 мар 2019
Умер нобелевский лауреат Жорес Алферов — биография, фото, последние новости
Умер нобелевский лауреат Жорес Алферов — биография, фото, последние новости
3
Мужской журнал 13:00 02 мар 2019
Про «валькирию революции» Александру Коллонтай
Про «валькирию революции» Александру Коллонтай
8
Мужской журнал 09:00 03 фев 2022
Мишустин заявил о возможности новой революции
Мишустин заявил о возможности новой революции
74
Ваши новости 06:00 03 сен 2021
СССР в 1967 году: жизнь страны через 50 лет после революции
СССР в 1967 году: жизнь страны через 50 лет после революции
15
Мужской журнал 12:00 27 сен 2021
О потерях в Великой Отечественной. Ещё раз и с ненавистью
О потерях в Великой Отечественной. Ещё раз и с ненавистью
363
Мужской журнал 08:57 31 дек 2018
«Это было страшнее любой революции»
«Это было страшнее любой революции»
48
Мужской журнал 09:01 29 янв 2022
Грета, по-тупости, сдала хозяев, открыв миру место следующей революции
Грета, по-тупости, сдала хозяев, открыв миру место следующей революции
14
Ваши новости 13:48 05 фев 2021
Ахеджакова готова отказаться от званий и наград, чтобы глумиться над Великой Отечественной
Ахеджакова готова отказаться от званий и наград, чтобы глумиться над Великой Отечественной
102
Ваши новости 13:01 05 окт 2021
Медицинская служба Великой армии Наполеона
Медицинская служба Великой армии Наполеона
7
Мужской журнал 09:01 20 апр 2021
Странные правила жизни офицеров до революции
Странные правила жизни офицеров до революции
75
Мужской журнал 09:01 12 ноя 2020
Банно-прачечные отряды на Великой Отечественной: кто там служил
Банно-прачечные отряды на Великой Отечественной: кто там служил
15
Мужской журнал 09:41 04 фев 2018

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства