Какие два разных мира. Если так подумать, в одной маленькой Латвии живут люди, которые одно и то же событие оценивают совершенно по-разному. Минкульт посокрушался о том, что русские в Латвии недостаточно правильно информированы о событиях из истории Латвии до начала XX века. И озаботился съёмками фильмов на эту тему. Чтобы просветить, вразумить и наставить на путь истины блудных идеологических сынов.
О том, что Латвии до начала XX века не было и быть не могло, наверное, говорить нельзя. Статья, наверное, есть. Не удивлюсь, если появится. Любопытно, знали ли рижские архиепископы, магистры Ливонского ордена или шведский король Густав II Адольф, что они «интегрируют Латвию в европейское культурное пространство». Жаль, уже нельзя спросить. А то бы они ответили. На чистом средневековом немецком или старошведском языке. С использованием экспрессивной лексики.
В общем, минкульт Латвии упрекает русское население в том, что оно «не в состоянии выразить свое мнение о событиях, сформировавших западную идентичность страны». Вопрос – а какие события сформировали эту западную идентичность? Нет, правда. Наверное, имеется в виду Ништадтский мирный договор, трёхсотлетие которого праздновалось в прошлом году. Пётр Первый присоединил Прибалтийский регион к России на правах законного победителя шведов и сделал местные народы частью общеимперского пространства. Так и хорошо. Он же заложил основы первого латышского профессионального цеха лесовщиков Штейнгауэров. Прекрасно. Государыня Екатерина Великая взяла Курляндию, выплатив Петру Бирону огромную пенсию. Её внук Александр Первый освободил латышских крестьян от тяжёлой крепостной зависимости. А уже Александр Второй прямо повлиял на формирование младолатышского движения, ставшего основой для культурного канона латышей.
Это я навскидку назвал самые знаковые события в истории латышского народа вплоть до начала прошлого столетия. В чём и как надо рассматривать западную идентичность, пока непонятно. В том, что остзейцы аж до начала того самого двадцатого века владели землёй в Прибалтике? И в том, что остзейцы же беспощадно, со вкусом и со знанием дела применяли право «домашнего наказания» и жесточайшим образом подавляли попытки бунтов и волнений со стороны активной части местного крестьянства? Или это не вписывается в концепцию Минкульта. Если даже Фёдор Михайлович Достоевский вкладывает в голову Раскольникова мысль о том, что «что сестра моя скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать». Тогда, наверное, негры тоже не понимали своего счастья.
Правда, всё это лирика. Зато дальше писатели из Минкульта прямо говорят, для чего весь сыр-бор: «для создания объединяющей социальной памяти в дискуссиях населения рекомендуется развивать интерес к истории в новой системе компетентностного образования». Ларчик просто открывается. Бюджет. Субсидии. Последний вброс на интеграцию общества нужно как следует освоить. Кто как не прачечная, пардон, министерство культуры лучше знает, как этим нужно заниматься. А когда видишь эпитет «компетентностное», сразу чувствуешь, как в воздухе разливается запах чего-то недоброго. Читаешь дальше – и понимаешь, что да. Минкульт предлагает ввести новый предмет в школах. С четвёртого по шестой класс. И называться он будет «обществознание и история». В четвёртом классе историю никто никогда не преподавал. Это совершенно неправильно с методической точки зрения. Но это уже нюансы. А главное – часы на изучение какого другого предмета будут сокращены в пользу этого гибрида? Угадайте с одного раза.
Чиновничьи перья не устают скрипеть, предписывая «способствовать сотрудничеству и коммуникации между поколениями для улучшения знаний о своих корнях». Так с этим в наших семьях и так дело обстоит неплохо. Про войну Великую Отечественную ребята знают. Суть понимают. День Победы над нацизмом и его приспешниками празднуют. Так что межпоколенческая коммуникация проходит в общем успешно.
Культработники продолжают давать советы и штамповать общие места: ««Социальная память и интерпретация исторических событий в современном мире тесно связаны с использованием средств массовой информации». Конечно, ребята, золотые слова. А выигрывает борьбу за сознание людей то СМИ, которое работает качественнее, грамотнее, полновеснее. При всём желании не заставишь себя смотреть унылый эфир. Отключишься и переключишься что-то более достойное. Унылый эфир досмотришь в двух случаях: если у тебя а) профессиональный, б) зоологический интерес. В остальном зритель выбирает то, что ему по душе. В данном случае душа в универсальном, метафизическом смысле.
И, наконец, заключительный пассаж о том, что новый план должен повлиять на развитие национального общества по четырём параметрам: «национальная идентичность и принадлежность, культура демократии, инклюзивное гражданство и интеграция». Собрали все ключевые слова, по которым можно монетизировать любой залежалый товар. Подход нехитрый и многократно проверенный. Не подведёт он и на этот раз. В таком деле местного чиновника нюх никогда не подводил. Жалко только детей и их родителей. Впрочем, нашим людям не привыкать. Как уже отмечалось – два абсолютно разных мира. И вряд ли в будущем эти два разных мира станут одним. Природу не обмануть даже в деталях.
Комментарии (0)