Школьное образование в США продолжает скатываться в острый кризис. Низкие зарплаты привели к оттоку преподавателей, и теперь многие штаты вынуждены приглашать учителей из-за границы. Однако дешевый труд гастарбайтеров проблемы не решит. Быть учителем в современной Америке означает страдать от безденежья, не видеть перспектив и терпеть постоянные унижения.
В США продолжаются массовые стачки школьных учителей. Чтобы избежать санкций со стороны государства, сами преподаватели называют их «прогулками», но на деле это
Другая сторона медали – массовый уход учителей из профессии. Чем ниже зарплата преподавателя в штате, тем сильнее кадровый дефицит. Например, в Аризоне, где средний заработок учителя (около 40 тысяч долларов в год) заметно меньше среднего по стране, закрыть все вакансии в начальных школах не могут уже долгие годы. В итоге руководство одного из учебных округов штата решило, по собственным словам, «проявить креативность в поиске кандидатов» и начало приглашать учителей из других стран. С 2010 года число иностранных преподавателей, приглашенных в Аризону по рабочим визам, увеличилось более чем в десять раз.
Лидерами среди стран, экспортирующих в США школьных учителей, стали Филиппины и Ямайка. Это неудивительно. Образование в этих странах заточено под выращивание недорогой рабочей силы для богатых стран. Няни, сиделки и медсестры из Филиппин давно завоевали рынки США и Европы. Теперь покорять Америку по их стопам отправились преподаватели.
Журналисты
Преподаватель из Манилы с 20-летним стажем прошел два собеседования по скайпу с чиновниками из учебного округа Пендергаст. Летом 2016 года они прилетели в столицу Филиппин и провели с ним интервью. Через два месяца Соберано уже был в Аризоне и приступил к работе в начальной школе города Глендейл. Плюсы от переезда были для него очевидны: зарплата около 3,5 тысяч долларов в месяц в десять раз выше той, которую он получал в Маниле. Однако за эту работу мечты филиппинцу пришлось дорого заплатить.
Дело в том, что между государственными школами США и филиппинскими учителями находится целая стая частных посредников. Любого претендента на американскую вакансию они обдирают как липку. И при этом получают по 2500 долларов бюджетных денег за каждого успешного кандидата.
Соберано рассказал журналистам, что вынужден был отдать все свои сбережения и взять кредит в манильском банке, чтобы заплатить посреднику 12500 долларов первого взноса. Переехав в США, он продолжил делать выплаты. Оставшихся денег на аренду нормального жилья не хватало, и учитель жил в съемной квартире вместе с пятью другими филиппинцами. О том, чтобы пересылать хоть что-то оставшейся в Маниле семье, и речи идти не могло.
Так прошел год. Соберано расплатился с посреднической фирмой, но продолжил выплачивать по тысяче долларов ежегодно за продление своей визы другому посреднику. Преподаватель наконец-то смог переехать в отдельную комнату и начать посылать деньги домой.
Это можно считать везением. В маленьком городке Джила Бенд в 140 километрах от Финикса работают 11 филиппинских учителей. Все они живут в одной съемной квартире. На работу их возит минивэн – это почти сто километров в одну сторону.
В интервью журналистам Соберано говорит, что считает свой опыт успешным – «и для знакомства с новой культурой, и в финансовом плане». Профсоюз учителей Аризоны его оптимизма, однако, не разделяет. Очевидно, что приглашение неприхотливых гастарбайтеров выгодно властям штата, так как позволяет не повышать зарплату местным преподавателям.
Страдает и качество образования. Виза типа J-1 позволяет иностранцу работать в США три года, а потом продлевать ее два раза – и не более того. Так что даже самого лучшего учителя из Филиппин можно рассматривать только как временщика. Потом на его место приедет другой – похуже (с учетом отсутствия опыта).
Сегодня Аризона – один из главных очагов сопротивления американских учителей. Именно там возникло движение RedForEd как альтернатива недостаточно активным профсоюзам. Забастовка продолжается с апреля, преподаватели требуют повышения зарплат как минимум на 20%. Но пока активисты RedForEd в красных футболках пикетируют местные органы власти и организуют демонстрации под громкими лозунгами, многие местные учителя уже потеряли надежду на успех и тихо уходят из профессии.
Размер зарплаты больше не позволяет им чувствовать себя средним классом. В многочисленных интервью учителя жалуются на то, что вынуждены вновь переехать к родителям и больше не могут выжить без
За последние несколько лет Конгресс Аризоны урезал финансирование школ более чем на миллиард долларов. Учебные заведения десятилетиями стоят без ремонта, а ученики вынуждены заниматься по старым учебникам. Средств не хватает даже на то, чтобы приобрести карандаши и бумагу для принтеров. Учителя вынуждены покупать их на свои деньги.
Даже это можно было бы стерпеть, если бы профессия учителя в США подразумевала уважение и статус, которые обеспечены преподавателям в других странах, включая самые бедные. Но именно с этим в американских школах самые большие проблемы. Тот же Соберано очень удивился, столкнувшись с презрением к учителю со стороны американских школьников: «На Филиппинах-то учитель до сих пор авторитет. Я входил в свой класс – и все сразу замолкали». В Аризоне ему пришлось привыкать к
Сочетание экономической неуверенности и низкого социального статуса сделало профессию учителя в США невостребованной. Приглашение даже самых лучших преподавателей из-за границы эту проблему не решит.
Глобализация привела мир к характерному перекосу. Бюджетники в странах «золотого миллиарда»
Комментарии (0)