Новости, политика, экономика, общество

БАМ: «зарывание денег» или проект, опередивший время?

30 лет назад, в ноябре 1989 года, было официально объявлено о начале полноценной эксплуатации Байкало-Амурской магистрали на всем ее протяжении. С тех пор не стихают ожесточенные споры: а нужна ли, вообще, была эта стройка? Не понимают люди, что полностью реализовать все преимущества столь грандиозного проекта в принципе было возможно лишь в действительно великой сверхдержаве, с соответствующей идеологией и экономикой, не связанной путами либерально-монетаристкого мышления, как сейчас. А СССР прожил после ввода БАМа лишь 2 года… 

Пожалуй, ни одна из грандиозных строек Советского Союза, ставших «визиткой» его героической эпохи, не подвергается ныне такому шельмованию, как Байкало-Амурская магистраль. И бюджет ее строительства был превышен – хорошо, если втрое; и строительство велось аж 46 лет минимум; и вообще, зачем было нужно «массовое закапывание народных денег»?
Самое интересное, что в дружном критикующем хоре нередко сливаются голоса не только таких рафинированных либералов, как разоривший сотни миллионов россиян ныне покойный «мальчиш-плохиш» Егор Гайдар, но и «певец России, которую мы потеряли», Станислав Говорухин. 
Хотя, конечно, настоящих патриотов в этой компании меньшинство. Куда больше персонажей, привычно поливающих грязью советское прошлое, а БАМу, так сказать, достается просто «за компанию». 
Впрочем, очернение заслуг строителей БАМа ведется не только столь однозначно «топорно», как абзацем выше. Можно проводить эту подлую работенку и более изящно – под соусом псевдоисторической объективности, не слишком бросающихся в глаза недоговорок и т.д.
Ну вот, например, в большинстве справочных материалов по истории строительства сообщается, якобы без каких-либо эмоциональных оценок, что «Северо-Муйский тоннель» на трассе был сдан в эксплуатацию лишь в 2003 году! Стало быть, даже непредвзятый читатель в силу элементарной логики может заподозрить: «Ага, так значит, все эти «открытия БАМа» были только на бумаге, в духе «привычного советского очковтирательства», а на самом деле наладочные работы на якобы законченном строительстве шли аж до начала 21 века?! И справилась с ними лишь «освобожденная от коммунизма» Россия, а не якобы более мощный СССР?»
И лишь после интенсивного поиска можно обнаружить информацию о том, что да, Северо-Муйский тоннель, уникальный своей протяженностью – в более чем 15 километров, а также тяжелыми условиями стройки, действительно был сдан в «нулевые». Но ведь еще в 80-е «бамовцами» был построен не менее уникальный по сложности Северо-Муйский обход – длиной больше 60 км, с использованием множества передовых инженерных решений. Кстати, по оценкам менее ангажированных «антисоветчиной» экспертов, путешествие на поезде по этому «обходу», в силу красоты окружающей природы и горного ландшафта, является одним из самых сильных и запоминающихся эпизодов движения по всей трассе. 
Приблизительно таким же образом обстоят дела со всеми остальными «обличающими» проект БАМа фактами. Начали его строить в 1938-м, но не закончили? Так война же началась! Уже не до стройки пусть важной, но все же дополнительной (с учетом уже имеющегося Транссиба) сибирской магистрали стало.
Но уже в 1947 году проект был запущен снова, построен ряд участков, от Тайшета до Усть-Кута (на реке Лена); маршрут Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань был сдан в эксплуатацию еще до начала Великой Отечественной. 
Вообще, любителям издеваться над «советскими долгостроями» можно сказать, что изначальный проект стройки был еще куда более грандиозен, нежели вышел в итоге. Первоначально ответвления от БАМа планировалось вести в Якутию, Чукотку – вплоть до Берингова пролива, с возможной организацией железнодорожного сообщения с Аляской!
И можно не сомневаться, что проживи Иосиф Виссарионович еще хотя бы несколько лет, все так бы и получилось. Но сменившего его «кукурузника» сотоварищи больше интересовала борьба за власть и сомнительные экономические «прожекты», а потому строительство магистрали тихонько свернули.
Кстати, еще одной группе критиков, привычно стенающих о том, что «на первом этапе строительства к труду широко привлекались узники ГУЛАГа», стоит вспомнить маленькую такую деталь. Суть которой в том, что прямо или завуалировано спонсирующие эту публику США и в 21 веке сами находятся на первом месте в мире по числу содержащихся в тюрьмах заключенных – и в абсолютных, и в относительных, на душу населения, цифрах. Причем, львиная доля «узников цитадели демократии» как раз и привлекается к труду, который сложно назвать добровольным, ввиду полностью бесправного положения заключенных.

***

Снова о проекте БАМа вспомнили в 1967 году. К тому времени ставший новым Генеральным Секретарем ЦК КПСС Леонид Брежнев уже укрепился во власти и получил возможность думать не только о ее удержании, но и о важных для страны стратегических вопросах. Одним из которых однозначно была и дополнительная сибирская магистраль – проект масштабного строительства которой стартовал в 1974-м.
Все дело в том, что, по сути, геополитическая ситуация в регионе с начала 20 века изменилась мало. Проложенная еще при царе Транссибирская магистраль на Дальнем Востоке проходила по территории Маньчжурии, ставшей после революции в Китае ареной ожесточенных столкновений враждующих китайских генералов и откровенных бандитов. А потом – объектом уже японской агрессии.
Так что к 1916 году Транссиб пришлось «исправлять», проложив его путь уже по российской территории. Но все равно слишком уж близко к российско-китайской границе. Что стало особенно актуальным после того, как «великий реформатор» Хрущев поссорился с Мао Цзе Дуном. 
Причем, даже после того, как Никиту Сергеевича «ушли», китайский лидер как-то не слишком стремился к настоящему примирению. Дошло даже до конфликта на острове Даманском, чуть не переросшим в полноценную советско-китайскую войну.
В таких условиях строительство новой транссибирской магистрали значительно севернее имеющейся выглядело уже не «вариантом вложения государственных средств», а насущной необходимостью.
К тому же БАМ должен был играть еще одну, куда более важную роль. Ведь, действительно, Сталин же Мао в 40-х годах не боялся (военная мощь победившего Гитлера СССР сама пугала всех его недругов), но проект также однозначно поддерживал.


Все дело в том, что благодаря его реализации появлялась возможность куда более значительного, чем тогда (и, увы, даже сейчас) освоения необжитых просторов Сибири. Которые «по паспорту» принадлежали СССР (а ныне – России), но по факту являлись почти безлюдными. А потому время от времени и заставляли «течь слюнки» у всевозможных «общечеловеков» с американской пропиской, вплоть до официального озвучивания крупными американскими дипломатами совершенно скандальных заявлений образца «богатства Сибири должны принадлежать всему человечеству!» Естественно, под контролем «гегемона» этого самого «человечества» и в лице дружественных Вашингтону транснациональных корпораций. 
Так что БАМ должен был быть не просто проложен в качестве резервной «линии связи» центральных районов страны с Дальним Востоком («рокады», как говорят военные), но стать связующей нитью обширных безлюдных участков Сибири с промышленными центрами. Да, в общем, новые советские промышленные гиганты по высокотехнологической обработке полезных ископаемых (по разным данным – от 9 до 11) должны были возникнуть на самой трассе БАМа. А это привело бы к увеличению народонаселения региона, быть может, даже в разы.

***

Собственно, начало масштабного строительства БАМа в 1974 году в формате именно «всесоюзной ударной комсомольской стройки» имело в том числе и как раз вышеупомянутый «демографический» смысл. В конце концов, на довольно высокие по меркам остальной страны зарплаты с «районными» и «северными» коэффициентами можно было бы без особого труда набрать рабочих и в зрелом возрасте. Или вообще обойтись «ударниками в форме» – солдатами Железнодорожных войск, действительно строившими восточный, более обжитой, участок магистрали.
Но взрослые мужики, сделав свою работу, неизбежно бы вернулись к своим семьям в центральные районы СССР. А вот молодежь, при наличии хотя бы сносных условий проживания, вполне могла остаться и на месте, как это уже не раз случалось в советской истории, и в 30-е, при строительстве Комсомольска-на-Амуре, и в годы освоения казахстанской целины, и во время ряда других сходных проектов.
Впрочем, высокие зарплаты строителей БАМа ничуть не отменяют настоящего героизма трудившихся там комсомольцев. Летом – море кровососущего «гнуса», зимой – морозы под 50 градусов. Многие участки новой магистрали находились настолько далеко в непроходимой тайге (как поселок Звездный, например), что все необходимое доставлялось туда лишь вертолетами! 
И несмотря на это, молодежь продолжала ударно трудиться, многие «укоренялись» на месте, обзаводились семьями. В этой связи особенно мерзко читать «размышлизмы» современных либеральных критиков – дескать, за четверть века после сдачи в эксплуатацию БАМа половина тамошнего населения уехала в центральные районы страны. 
Да это еще чудо, что только половина, а не все! При том, что перспективная территория Сибири «трудами неправедными» того же Гайдара и «крышующего» его Ельцина с «главсмотрящими» из Вашингтона и МВФ была превращена в некое «гигантское Пикалево», ну или другие подобные умирающие «моногорода». Виновникам этого развала в традициях той самой «России, которую они потеряли», когда понятие о чести было не вполне пустым звуком, впору будет пулю в лоб пускать, чтобы смыть кровью свою чудовищную вину и позор, а они еще и издеваются, перекладывая с больной головы на здоровую…

***

Действительно, если рассматривать БАМ лишь как «резервную линию транспортного снабжения» на случай войны, то проект долгое время действительно был слабо окупаемым. Особенно, когда в «лихие 90-е» грузопоток там значительно упал – перегонщикам японского «металллолома» на автомобильные рынки Москвы хватало мощностей и Транссиба. 
Теперь, правда, в рамках концепции «нового Шелкового Пути», транзита товаров из Китая в Европу пропускная способность сибирских железных дорог снова на пределе – и уже на самом высоком уровне обнародуются планы их модернизации. 
Но, как указывалось выше, советская «стройка века» предназначалась не только для транзита чужих товаров, но и для перевозки собственной продукции, добытой в недрах Сибири и тут же на месте переработанной. А вот с этой задачей элита даже постельцинской России, увы, не справилась. 
Вроде и корпорации, должные заниматься освоением сибирских богатств являются «частными» лишь на бумаге, а реально контролируются Кремлем, а вот, поди ж ты, все им «рентабельности» в новых проектах не хватает. 
Конечно, это ж не «снимать сливки» с тех промышленных гигантов, которые уже успел построить «презренный совок» – для перспективных стратегических вложений такое же мышление нужно. А вот с ним то как раз, увы, и наблюдается напряженка. Проще «заначенный кусок государственного пирога» инвестировать в ценные бумаги своего главного геополитического противника, нежели вкладывать в перспективные крупные проекты в своей стране.
Отсюда и постоянные плачи по поводу «зарывания миллиардов советских народных денег». Ну да, целых 11,7 млрд. советских рублей на БАМ ушло – в разы больше первоначальной сметы. 
Так даже в расхожих советах по проведению ремонта собственной квартиры резонно, пусть и с иронией, говорится: «Тщательно сосчитайте стоимость необходимых материалов, работ, а потом смело умножьте эту сумму в 2-3 раза, меньше не получится»
Что же говорить о стройке магистрали, протяженностью больше 4 тысяч километров?! Где только одних больших и малых мостов пришлось построить около 2,2 тысячи штук.
Ну а 11 миллиардов даже по официальному курсу рубля к доллару 0,6 к 1, составит всего под 20 миллиардов «вечнозеленых». Так одна только «лунная программа» США затянула под 25 миллиардов! Причем, доселе неясно – завершилась ли она реальной высадкой космонавтов на Луне или же все ограничилось лишь съемками сего действа в павильонах Голливуда.
А деньги на БАМ были ну никак не «выброшены на ветер». На них было куплено и произведено оборудование, те же рельсы, построено масса дорог, жилья, инфраструктуры. 
Да и вообще, деньги, выплаченные в виде зарплат своим гражданам, все равно возвращаются в экономику страны! На этом зиждется экономическая политика не в духе монетаристов из МВФ для экономического уничтожения «великих держав» образца Украины, но для стран «золотого миллиарда», с целью его дальнейшего процветания. 
А что проект Байкало-Амурской магистрали (будем надеяться,  пока?) так и не реализовал полностью все возложенные на него задачи. Так это вина не его строителей, граждан великой страны. Не распадись Советский Союз по вине профнепригодных и властолюбивых ничтожеств, БАМ наверняка бы вывел Сибирь на новый этап развития. А пока он так и вынужден оставаться проектом, опередившим время…


Источник: БАМ: «зарывание денег» или проект, опередивший время?
Опубликовал:
Теги: дорога ремонт история деньги проект

Комментарии (20)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Олег Костин 
БАМ нужен и будущие поколения скажут нам только спасибо.Сам прожил на БАМе 17 лет и видел все своими глазами.
кофан владимир 
Бам - это проэкт века это непросто железная дорога это стратегия развития сибири и дальнего востока. Тогда сибирь тоже хотели грабить но только Японцы...
Александр Стахеев 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Эй ,идиот! Я побывал там когда это начиналось ! А что возить с Дальнего Востока? А? Баран ! Это деньги на ветер!
Игорь Лизенко 
Спасибо автору!!!Такие вещи надо преподавать в школе по истории, чтобы будущие поколения знали, что не все было плохо в Советском Союзе! А по поводу америкосов интересно! Единственная! Самая Лучшая! Самая передовая! Самая Демократическая в мире страна! Которая бомбила другую страну атомными бомбами!!!!!!!!!!!!!! Причем не военные объекты, а гражданские города! (жаль, что Япония об этом предпочла забыть)
Ivan Kosov
Полностью согласен с автором.
Дмитрий Сулимов 
Самое грустное, что уже до 2030 года всю эту территорию вплоть до Байкала включительно, даже без боевых действий, отожмет собе Китай, как уже фактический "слитый" ему властью России Хабаровский край, и ничего она сделать просто не сможет.
Андрей Андреев
Любая дорога в нашей стране, как и в любой другой имеет стратегическое значение. БАМ не исключение. Те кто говорят, что деньги зарыли, либо дураки, либо сволочи.
Потомки скажут спасибо за БАМ.
Александр Стахеев 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Идиоты ,,краснопузые,,! Деньги на ветер ,нечего было возить по этой ,,железке,,БАМ ! Какие комсомольцы ,они кто вообще такие ? А сколько ,,ЗК,, там работало ? И почитайте в сети ,кто же строил ,,Турксиб,,! А погода ! А здесь, в Западной Сибири, что творилось ! Или здесь нет ветров ,морозов за -60 , или мы не знаем что такое ,,лететь бортом,,и как тянули ,,железку до Нового Уренгоя ? Ублюдки ! ! О нефти здесь ...ещё с 1914 по1916г.г. Концерн ,созданный моим про-дядей И.И. Стахеевым, приобрёл концессию на поиск ,разработку и добычу нефти в Западной Сибири ,в 1916г. эти работы увенчались успехом , было учреждено Акционерное общество с уставным капиталом в 6 0000000руб, а мразь ,,краснопузая,, себе эти достижения приписывает ! Эти замечательные люди притворяли в жизнь грандиозные проэкты по углю ,нефти ,золоту , лёгкой промышленности , строительствузаводов ,фабрик и ЖЕЛЕЗНЫХ дорог в том числе/,,ТуркСиб,,/ и т.д....И пришёл 1917г.! ,,Переворот,, во главе с плешивым ,,Ильичём,,и кодла мракобесов стала рвать Россию на куски , махая красными тряпками, убивали своих сограждан! И как ,ублюдки ? Построили ,,Светлое будущее ,, и ,,стали все равны?,, Самые поганые на земле - ,,советские,, Весь мир вас ненавидит ! Я всю жизнь сторонился этой кодлы ворья , пьяни ,ленивых ублюдков ! Свой трудовой путь начал в 16 лет в составе Северо Нярмояхинской геофизической экспедиции 48/64 работая возле последней горы ,,Константинов камень,, Заполярного Урала в 30 км от Карского моря,а база экспедиции на тот момент была в пос. Полярном -110км.Северной железной дороги ,бывший лагерь ГУЛАГ, увидел всё это , ....Читайте в сети - ,.Российские династии -сплетение судеб,, ,,И.Стахеев -Концерн,, ,,Стахеевы -1937 год,, ,,Н.Д.Стахеев в Москве,, ,, Стахеевские чтения в Елабуге,, и т.д....!
Z В. М.
Стохуйчик,папашку твоего нужно было к стенке раньше поставить, тогда он бы такую мразь как ты не высрал на свет.)))))
михаил дуванов 
еплан. кто такого неуча в 16 лет возьмет в какую то экспедицию. писти да меру знай сволота
Владислав Мельник 
Если БАМ не нужен, на кой хрен строят 2-ю очередь? Если раньше развязки были только на станциях, теперь БАМ будет двухпутным на всем своем протяжении.
Василий Семенников 
Проблема не в руководстве, а в экономической бессмысленности. Уж если бы районе БАМ можно было получить хоть какую нибудь прибыль, там не протолкнутся было бы от желающих.
Основная задача БАМ - осуществлять военные перевозки а экономика это так, будет - хорошо, не будет - тоже неплохо
Андрей Сергеевич
Прежде, чем такое писать, надо заглянуть в учебник географии.
Василий Семенников 
География тут точно ни при чем, если бы было выгодно что-то добывать и есть дорога то начали бы добывать, а раз нету добычи - значить невыгодно
Андрей Сергеевич
Выгодно или нет, понятия относительные. Сейчас в РФ любая работа, будь то производство или добыча, не выгодна, кроме нефти и газа. Пройдёт время, может что=то изменится.
Николай Федюк 
Это было нужно стране тогда и на перспективу. Я был там и участвовал в строительстве. В летнее время приезжало много студенческих стройотрядов, но на стройке не было заключенных. Часто приезжали артисты с концертами и студенты устраивали развлекательные представления, и свои спектакли, концерты, а студенты были со всего мира и разных национальностей. На стройке было много техники, в большинстве импортной и для этого нужны были квалифицированные специалисты и строители. Зимой холода были за 40 мороза и летом жара тоже за 40, но в лесу капнёшь на штык лопатой, а дальше мерзлота, и порой в глухих местах леса снег можно найти летом. Поэтому, без мощной техники там тяжело было бы. Первые отряды и в первые годы, люди были сплоченные и знали друг друга в округе, всегда приходили на помощь и помогали бескорыстно, если кто-то хотел заплатить - обижались. Можно было от моста на Лене, Усть-Кута до Комсомольска на попутках добраться и никто не спросит оплаты, и угостит попутчика. Со временем этим стали пользоваться спекулянты бывшие, мешочники, нынешние коммерсанты ездили по трассе, скупали в магазинах деликатесы и продукты, а там было снабжение такое, что и в столичных ресторанах не найдешь, и не знал, что такое вообще существует. Приходишь с работы в магазин, а там пусто, всё попутчики-коммерсанты скупили и многое стало изменяться в общении, и отношениях к незнакомцам. Ошибки допущенные при строительстве БАМа были устранены при строительстве АЯМ - Амуро-Якутской магистрали.
Z В. М.
Постоянно езжу на северный Байкал,а это как раз вдоль БАМовской трассы. И с каждым годом здесь появляется что то новое,так что не зря строили дорогу. При прокладке БАМа было найдено херова туча разных залежей руд и прочих полезных ископаемых. Сама дорога имеет стратегическое значение,да и народ стал осваивать эти места. Кто здесь не был,тот может гундеть что угодно,а кто был хоть раз тот вернётся ещё.
Петр Г.
БАМ - ЗАТКНУЛ ВСЕ НАЦ.ПРОЕКТЫ "ЕДРОСОВ"И НЫНЕШНИМ "ворам" из власти и приближённым к "пу"
Колян Пьяных
Что-то все пишущие забывают про аналогию. Почти построенную КВЖД. То же грандиозная стройка. Судьба проектов зависит от будущего.
Максим Фукалов 
Российская ИМПЕРИЯ -проёбана, дальше интересней,будеи охуевать дружно)))))) простите за Французский)))
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Россия реанимирует мега-проект БАМ: Армия решит трудную задачу
Россия реанимирует мега-проект БАМ: Армия решит трудную задачу
2
Ваши новости 20:01 08 апр 2021
БАМ. Непутевая дорога Проект за 40 миллиардов долларов завел в тупик
БАМ. Непутевая дорога Проект за 40 миллиардов долларов завел в тупик
2
Ваши новости 23:31 25 сен 2019
В Госдуме рассказали о «захлёбывающемся от денег» российском государстве
В Госдуме рассказали о «захлёбывающемся от денег» российском государстве
37
Ваши новости 13:01 23 янв 2022
Каким был первый в мире минивэн Stout Scarab, опередивший своё время
Каким был первый в мире минивэн Stout Scarab, опередивший своё время
0
Авто-Тема 05:25 27 фев 2022
Ява 350 typ 360: проект реставрации "Старушки"
Ява 350 typ 360: проект реставрации "Старушки"
20
Авто-Тема 10:28 29 мар 2019
Время Ивлеевых. На дне
Время Ивлеевых. На дне
10
Ваши новости 11:01 13 сен 2021
Citroen Traction Avant: Опередивший время
Citroen Traction Avant: Опередивший время
0
Авто-Тема 10:47 28 май 2021
Volvo ACC2: Забытый концепт, опередивший время на 15 лет
Volvo ACC2: Забытый концепт, опередивший время на 15 лет
0
Авто-Тема 23:55 30 янв 2022
Власти решили перекрыть один из крупнейших каналов вывода денег за рубеж
Власти решили перекрыть один из крупнейших каналов вывода денег за рубеж
0
Ваши новости 20:56 25 янв 2021
Мега-проект: Сахалинская дамба изменит жизнь всего Дальнего Востока
Мега-проект: Сахалинская дамба изменит жизнь всего Дальнего Востока
37
Ваши новости 18:02 10 июл 2018
А-40 — проект летающего танка из СССР
А-40 — проект летающего танка из СССР
16
Авто-Тема 17:30 02 окт 2021
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства