Следственный комитет лоббирует закон об уголовной ответственности юридических лиц
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин (Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС)
Уголовное право в России может быть радикально реформировано. В случае принятия закона, который лоббирует глава Следственного комитета РоссииАлександр Бастрыкин, юридические лица смогут стать объектом для уголовного преследования,
По мнению Бастрыкина, который еще в июне обратился с просьбой принять закон к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, государству не хватает инструментов для успешной борьбы с выводом капиталов за рубеж. Для этого как раз и используются юридические лица. Причем, как российские, так и иностранные. Невозможность их экстерриториального преследования создает трудности СКР.
Предлагаемый Бастрыкиным закон должен коснуться банков и других финансовых организаций, которые подозреваются в случаях преднамеренного банкротства. Сейчас невозможность накладывать арест на банковские счета в рамках административного права приводит к тому, что контролирующие компанию физические лица, успевают вывести средства с ее счетов.
В своем
Отметим, что речь идет не только о делах коммерческого, но и политического характера. Юрлица предлагается наказывать за «организацию массовых беспорядков, финансирование терроризма, нарушение правил международных полетов, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсию, организацию экстремистского сообщества».
Распространить уголовное право на юрлица — давняя мечта Бастрыкина. Впервые о появлении в России нового вида преступности — «преступности юрлиц» глава СКР заговорил еще в начале 2011 года во время объявленной по поручению
В 2015 году в Госдуму был даже внесен соответствующий законопроект, подготовленный совместно с СКР и одобренный Росфинмониторингом и ЦБ. Предполагалось установить ответственность юрлиц — от предупреждения или штрафа в размере до 30 млн. рублей до лишения лицензии или принудительной ликвидации.
При этом автор того законопроекта — зампред комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков, ссылался на опыт США, Европы и Китая. Правда, в связи с негативным отзывом части депутатов, а также правительства, закон не был даже рассмотрен профильным комитетом.
На Западе, утверждает Виктория Бурковская из адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» подобный закон позволяет
Руководитель уголовной практики компании BMS Law Firm Тимур Хутов относится к идее радикального изменения правовой системы критически.
— С одной стороны, введение уголовной ответственности для юрлиц действительно даст дополнительные возможности по экстерриториальному уголовному преследованию организаций и аресту их счетов. Это позволит эффективнее бороться с отмыванием денег, а также с финансированием терроризма. Но с другой стороны, сама конструкция отечественного уголовного права не предусматривает возможность привлекать к ответственности организации — не понятно, как устанавливать умысел на совершение преступления.
В данном случае проще и эффективнее будет расширить возможности в рамках административного и гражданско-правового законодательства, а не целиком менять уголовное.
Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков разъяснил «СП» правовые нюансы проблемы уголовной ответственности юридических лиц.
— Надо понимать, что уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, наряду с дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и т. д.
Сейчас юридические лица подвергаются юридической ответственности, когда на них, например, накладываются штрафы. Существует также налоговая ответственность, те же штрафы, пени, которые накладываются на организацию как налогового агента. Гражданско-правовая ответственность организации наступает тогда, когда против нее подают иски. То есть ту или иную ответственность юрлица и так несут.
Вопрос, должна ли эта ответственность быть именно уголовной? Ведь это ответственность за наиболее серьезные, общественно-опасные правонарушения. Именно этим уголовная ответственность отличается от всех других.
«СП»: — Почему бы и нет? Ее сторонники утверждают, что такой вид ответственности существует и в США и в Европе и даже в Китае…
— Уголовная ответственность юридических лиц пришла из американского права и возникла в начале XX века. Причем, она не была естественной для англо-американской системы права в целом. То есть возникла не в Англии, а в США как одна из форм ответственности корпораций.
Но тут надо учитывать специфику американского права. Дело в том, что там нет такого разделения проступков, какое есть в европейском или в российском праве. Там трехзвенная структура проступков: менее тяжкие, более тяжкие и совсем тяжкие.
А у нас, в России, более четкое деление: административные проступки и уже сразу преступления. Кстати, Верховный суд РФ выходил с предложением ввести в уголовном праве понятие так называемого уголовного проступка. То есть промежуточную категорию…
Поэтому, когда говорится, что в США есть ответственность корпораций — это примерно то же самое, что и административная ответственность юридических лиц по российскому законодательству. Там есть наказание, например, штрафы или лишение каких-то лицензий или поражение в каких-то правах. То есть в нашем праве все это уже есть. Ведь посадить юридическое лицо в тюрьму нельзя. Зачем тогда городить огород и ломать концепцию права? В чем прикол?
«СП»: — Да, в чем?
— Скорее всего, это борьба Следственного комитета за расширение собственного влияния. Сейчас Следственный комитет не может привлекать к юридической ответственности корпорации. Только их должностных лиц, сотрудников как личности. Учредителей, директоров, бухгалтеров и т. д. В случае принятия нового закона он получит возможность расследовать уголовные дела уже в отношении коммерческих организаций, что дает возможности для роста политического и экономического влияния СКР. Коррупционный фактор там тоже присутствует. То есть это все ведомственная война за влияние на власть и общество.
«СП»: — Какие еще есть аспекты у этой проблемы?
— Некоторые организации в России уже подвергаются уголовному преследованию. Например, признание экстремистскими некоторых политических или религиозных организаций и их последующий запрет автоматически криминализирует деятельность не только самой организации, но и всех ее членов. Последствиями становится привлечение к уголовной ответственности всех участников этой организации. Таких примеров уже немало.
То есть элементы уголовной ответственности, касающиеся юридических лиц, в российском законодательстве уже существуют. Просто они сейчас вне юрисдикции Следственного комитета. А он хотел бы участвовать.
Поэтому в СК и ссылаются на опыт других стран, хотя он не так очевиден. В Европе подобная норма есть в Эстонии, но там она была заимствована у американцев, когда они формировали свою правовую систему и искали примеры в других странах. Поэтому говорить о том, что эта практика широко распространена в мире — неверно.
«СП»: — Почему глава СКР обратился с просьбой принять такой закон к спикеру Госдумы Володину?
— СКР не обладает правом законодательной инициативы. Но любой человек может выступить с любым предложением, а дальше «канализировать» его тем или иным путем. Законодательной инициативой у нас обладают либо группа депутатов Госдумы, либо правительство, либо президент. То есть Бастрыкину надо было обращаться либо к Медведеву, либо к
«СП»: — Бастрыкин лоббирует эту инициативу уже давно, как минимум с 2011 года…
— Есть мнение, что глава СКР, к сожалению, славится сомнительными инициативами, плохо согласующимися с принципами права, Конституцией России и просто здравым смыслом. Думаю, будет правильным, если ему не удастся пролоббировать эту сомнительную инициативу.
Комментарии (0)