Чем наша пенсионная система отличается от других стран
Большинство россиян хотели бы иметь пенсию в размере 30–50 тысяч рублей. Однако представители высокооплачиваемых профессий желают на старости лет получать в 2–3 раза больше. Об этом свидетельствуют результаты недавнего опроса, проведенного популярным сервисом по подбору персонала и одним из крупнейших негосударственных пенсионных фондов. Данные исследования о пенсионных «хотелках» населения резко контрастируют с реальностью: среднемесячная пенсия по состоянию на середину 2020 года составляет в РФ менее 15 тысяч рублей. Есть ли шанс увеличить в обозримом будущем эту скромную сумму хотя бы в два раза и как российские пенсии смотрятся на фоне мировых?
ФОТО: TRAVELASK.RU
Авторы исследования опросили представителей разных профессий, сколько бы они хотели получать на старости лет «для полного счастья». Результаты получились предсказуемыми в том смысле, что представители более высокооплачиваемых специальностей пожелали себе более высоких пенсий.
В среднем каждый пятый из занятых на производстве рассчитывает на выплаты в 30–40 тысяч рублей в месяц. Медики, учителя, водители, официанты, повара оценили свои пенсионные потребности в 40–50 тысяч рублей. Ну а самые высокие запросы — у программистов, финансистов и строителей. Большая часть сотрудников из этих сфер после выхода на заслуженный отдых хотела бы получать 100 тысяч рублей в месяц и более.
Пять нолей на старости лет
В самом по себе желании жить на старости на 100 тысяч рублей, разумеется, ничего зазорного нет. Проблема, однако, в том, что с позиций сегодняшнего дня такие пенсии достижимы лишь для узкой прослойки граждан: экс-министры, экс-депутаты, экс-главы регионов плюс судьи, военачальники и космонавты. Подавляющее большинство россиян имеет пенсию на уровне или чуть выше прожиточного минимума, а средняя по стране, согласно данным Росстата на середину 2020 года, не дотягивала даже до 15 тысяч рублей (порядка $200).
Как смотрится этот показатель на фоне других стран? Прямо скажем, бледно. От мировых лидеров по пенсионному обеспечению мы отстаем даже не в разы, а на порядок (см. таблицу 1).
Причина нашего колоссального отставания по среднему размеру пенсий от ведущих стран понятна: в России очень низкие средние зарплаты. А одно тесно связано с другим: ведь в солидарной пенсионной системе, которая используется в РФ, пенсия является производной от зарплат. Социальные отчисления ныне работающих россиян и формируют размер Пенсионного фонда, из которого идут выплаты действующим пенсионерам.
В связи с этим специалисты во всем мире используют показатель под названием «коэффициент замещения», который рассчитывается по соотношению средних зарплат и пенсий в каждой стране. Тут Россия, увы, тоже отстает от большинства развитых и развивающихся государств, хотя пропасть уже не столь разительна (см. таблицу 2). К примеру, в США по состоянию на 2019 год средняя пенсия равнялась $1400, а средняя зарплата в стране — $4378. Коэффициент замещения — 38%. В Германии соответствующие цифры — 1200 евро и 3771 евро. Коэффициент замещения — 42%.
В России же, с ее средней зарплатой (на середину 2020 года) 47,7 тыс. рублей, коэффициент замещения еще ниже — 29,8%. Примечательно, что в нашей стране этот важнейший социальный показатель, по данным Росстата, падает аж с 2015 года: тогда он составлял 35,2%.
При этом, как гласит 102-я конвенция Международной организации труда, для достойного социального обеспечения граждан страны пенсия должна составлять 40% заработка, напоминает доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец. Мы до этого показателя сильно недотягиваем — соответственно, подавляющее большинство российских пенсионеров балансирует на грани нищеты. «У нас в целом низкий уровень жизни и низкие заработные платы. Поэтому «пенсии мечты» можно взять только из больших доходов — делая накопления», — говорит эксперт.
ФОТО: ИВАН СКРИПАЛЕВКопить — здоровью вредить
Но поскольку демографическая ситуация в стране остается тяжелой, и никакого рывка по зарплатам не предвидится (в лучшем случае, возможен их медленный и плавный рост), единственный вариант — накопить на достойную старость. Собственно, по словам экспертов, так устроено большинство пенсионных систем ведущих стран мира: там есть обязательный элемент от государства — как правило, достаточно скромный — плюс накопительная часть, которая в зависимости от заработков уходящих на пенсию работников может быть весьма внушительной.
«Во всех развитых странах параллельно существуют и страховые пенсии, и накопительные, — рассказал «МК» Александр Сафонов, профессор Финансового университета при Правительстве РФ. — В Великобритании, например, нет прямых отчислений в Пенсионный фонд, там двухкомпонентный механизм. Первая часть — это государственные пенсии, которые платят всем в размере прожиточного минимума и которые формируются за счет налогов общего покрытия. Все остальное люди добирают через негосударственные пенсионные фонды. Применить такую англосаксонскую схему мы не можем: из-за низких зарплат россияне не способны самостоятельно накопить ничего вразумительного».
Проблема в том, что как раз накопительный элемент в России остается самым неразвитым и вообще находится в положении изгоя. Напомним, что с 2002 по 2014 годы россиянам 1967 года рождения и младше дали было возможность накапливать средства, но затем, на фоне нахлынувших на Россию экономических кризисов, накопленные средства «заморозили». С тех пор эту «заморозку» думцы продлевают из года в год и буквально накануне в очередной раз продлили ее до конца 2023 года. А никаких новых систем накоплений власти россиянам до сих пор не предлагают.
Между тем не так давно глава Минфина Антон Силуанов отметил, что людям надо создавать возможности для того, чтобы они накапливали пенсию и имели минимальное сокращение доходов после завершения трудовой деятельности. «Поэтому давайте сначала создадим такую систему, а потом будем возвращаться к таким кардинальным предложениям (отказа от накопительного элемента. — «МК»)», — сказал министр.
О какой же «системе добровольных пенсионных накоплений» ведет речь Силуанов? Вероятно, о той, которую Минфин пытался внедрить еще год назад. В октябре 2019 года ведомство Антона Силуанова представило законопроект о новой системе пенсионных накоплений, получившей название «гарантированный пенсионный план» (ГПП). Он предполагал, что обязательной подписки на накопительную пенсию не будет (ранее Минфин и ЦБ продвигали именно такой вариант), а работник сможет добровольно копить на будущую пенсию за счет личных взносов с зарплат в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Для участников программы предложили ввести налоговые льготы, разрешить им досрочно снимать накопления в тяжелых жизненных ситуациях, а также позволить передавать накопленное по наследству. Также предполагалось, что участники схемы смогут по собственному желанию устанавливать и изменять размер пенсионных взносов (в процентах от зарплаты или в абсолютном выражении). Обсудить и принять законодательно новую систему предполагалось в 2020-м, а запустить — в 2021 году.
Но потом случились смена правительства, поправки в Конституцию, удар пандемии, и ГПП предпочли отложить на неопределенный срок. Что вполне логично: авторы новой концепции рассчитывали вовлечь в нее, по крайней мере, 5–10% россиян. Но чтобы работники добровольно отказались сегодня от части зарплаты (в пользу накоплений «на старость»), они должны быть достаточно высокооплачиваемыми. А таких в России и раньше было немного (самых богатых можно не рассматривать: понятно, что они уже и так обеспечили себе безбедную старость), а коронакризис, ознаменовавшийся массовым падением доходов, еще больше сузил круг этих счастливчиков.
ФОТО: ИВАН СКРИПАЛЕВ«Главная «фишка» гарантированного пенсионного плана — это возможность получать более-менее значимый инвестиционный доход, — поясняет доктор экономических наук из ВШЭ Сергей Смирнов. — Система при всей своей внешней демократичности привлекательна лишь для высокооплачиваемых работников — скажем, менеджеров и чиновников высшего звена».
Бедные не станут ничего откладывать — поскольку просто не с чего, согласен Александр Сафонов. Соответственно, принцип добровольности тут не важен, поскольку он не может кардинально изменить ситуацию в отношении низкооплачиваемых работников. «О перспективах гарантированного пенсионного плана сейчас рано рассуждать: мы не видим до конца всей схемы, и не знаем, какие обязательства со стороны граждан, негосударственных пенсионных фондов и государства будут прописаны», — отмечает Сафонов.
В общем, детали будущей системы пенсионных накоплений не ведают сегодня даже специалисты. Как и о том, когда же она будет доступна для обсуждения. Первый заместитель главы Социального комитета Совета Федерации Валерий Рязанский выразил мнение, что это произойдет уже в 2021 году. «Принцип вложения средств в пенсионную систему со стороны гражданина должен быть добровольным. Сложно человека убедить? Да, сложно. Нужна ему мотивация? Конечно, нужна. Поэтому разработать документ с учетом условий, при которых гражданин захочет вложить часть своей зарплаты в накопления, не так просто. Такой закон появится, возможно, в следующем году», — сказал сенатор в интервью «МК».
Арифметика бедности
Но пока новая система пенсионных накоплений не запущена, будем реалистами: скакнуть от сегодняшних среднестатистических 15 тысяч рублей пенсии к желанным, скажем, 60 тысячам у подавляющего большинства наших сограждан не получится. Это удел не просто состоятельных, а богатых россиян, способных откладывать на старость немалые деньги.
Какие именно? Ответ на этот вопрос дала Людмила Иванова-Швец, поделившаяся с «МК» своими расчетами. «В традиционной схеме накопления пенсионных баллов при средней заработной плате в 60 тыс. рублей на протяжении 40 лет можно заработать пенсию 26 574 рублей. Чтобы получать пенсию в 60 тыс. рублей на протяжении, допустим, 20 лет, за период трудовой деятельности работник должен накопить 7 млн 680 тыс. рублей. Такую сумму за 40 лет трудовой деятельности можно накопить, если ежемесячно откладывать по 16 тыс. рублей. Чем раньше начать откладывать, тем легче будет скопить подобную сумму», — дала совет молодым работникам, мечтающим о достойной пенсии, наша собеседница
Комментарии (75)