Некоторые блогеры, на которых я не буду показывать пальцем, нахваливают сейчас зарубежную медицину. Мне есть, что рассказать по этому поводу с другой стороны — на этой неделе мне сделали небольшую операцию в петербургской больнице Святителя Луки. Ничего серьёзного, я уже в полном порядке, и сообщаю вам это не для того, чтобы вы подержали за меня скрещенные пальцы, а исключительно с целью поделиться своими впечатлениями об отечественной бесплатной медицине.
Если вкратце — всё хорошо и весьма обстоятельно. Врач (пользуясь случаем передаю благодарность Евгению Александровичу Гриню и всем причастным) убедился, что у меня есть показания, тут же выписал направление на исследования, дальше я лёг в больницу, и на следующий же день меня прооперировали. Шов аккуратен, еда вкусная, присмотр строгий и внимательный. Полное чувство уверенности в том, что я попал в надёжные руки.
Из забавного: перед операцией меня густо намазали красным сиропом. От наркоза и медикаментозного сна я отказался, хирург работал под местной анестезией, однако по вене мне всё равно пустили успокоительное, что позволило мне провести время на операционном столе с большим комфортом.
Для жителей других стран, пожалуй, стоит пояснить, что всё было сделано бесплатно: по полису страхования, который опять-таки бесплатно выдаётся каждому россиянину раз и на всю жизнь, без необходимости как-то продлевать его.
Оборудование в больнице самое современное, как минимум не хуже, чем в платных клиниках, в которых мне в последние годы регулярно приходится бывать. Кровати — японские, со всеми работающими рычажками. Чистота — идеальная, как и положено в больнице. Без запахов и без пятен крови. Еду выдавали диетическую, но несмотря на это довольно вкусную.
Возможно, в других городах или в других больницах дела обстоят как-то иначе, я рассказываю о моём личном и свежем опыте пришедшего «с улицы» (безо всякого блата) пациента.
Вместе с тем в заголовке поста я обещал вам два мнения о больницах. В качестве второго мнения я процитирую письмо от своего друга, которому пришлось недавно вплотную столкнуться с медициной в небогатом провинциальном городе, столице региона.
Только что в течение трёх недель несколько раз сам ходил к врачу и одновременно занимался операцией по замене хрусталика для моей бабушки, сделали вроде неплохо, но бюрократии, странностей и неэффективностей в нашей медсистеме всё же довольно много.
Вот список проблем, с которыми я столкнулся:
1. До сих пор нет единых электронных медицинских карт. Постоянно приходится заводить новые карты в разных клиниках, старая информация теряется.
2. С хранением и передвижением карт между кабинетами врачей постоянно возникают сложности и путаница, особенно если надо попасть к нескольким врачам в разное время (карта остается у одного, а нужна второму).
3. Медицинские полисы не работают по всей стране автоматически — пришлось менять страховую компанию на местную (хотя это бесплатно и сравнительно быстро). Видимо, дело в том, что поликлиника подыгрывает местным страховщикам.
4. Поликлиники и больницы не ведут обмена данными. Из-за этого, в частности, нельзя быстро удостовериться, что в поликлинике собраны и правильно оформлены все нужные анализы и бумаги для больницы. Приходится по нескольку раз ходить, уточнять, переоформлять. Об обмене данными между частными и государственными клиникам вообще речи нет.
5. Попасть к врачу можно, но бывает сложно попасть оперативно — именно тогда, когда что-то особенно выраженно болит и имеет смысл непосредственно в этот момент брать анализы.
6. В поликлинике никак не могут наладить онлайн-запись (в петербургской поликлинике вроде бы смогли, однако там мне летом выдали талон не на то время, что я записался онлайн, и при этом отправили к врачу в другую поликлинику в нескольких километрах от первой).
7. В поликлинике не работает нормально автомат с талончиками — либо вообще выключен, либо не печатает, так что приходится всё равно идти в регистратуру.
8. Несмотря на наличие талончиков постоянно возникают конфликты в очередях. Отчасти, по той простой причине, что людям старшего поколения заняться больше нечем. Отчасти потому, что кто-то к врачу, а кто-то к медсестре.
9. В больнице половина коек пустые, но при этом туда берут далеко не сразу, так как за этими койками формально закреплены люди, которые числятся на дневном стационаре (то есть приходят на операцию и процедуры, а затем уходят домой).
10. Больница, судя по всему, экономит немалые средства и усилия на питании и содержании пациентов, так как старается держать как можно больше на дневном стационаре.
11. Существует традиция даже за бесплатные операции делать денежные подарки врачу. Лучше бы эти деньги формально платились.
12. С учётом вышеуказанных пунктов, деньги в больнице явно есть, но они почему-то не могут себе позволить сделать нормальный туалет (в остальном там довольно чисто и аккуратно).
13. Советская планировка здания больничного корпуса не предполагает наличия удобного зала для посетителей, поэтому приходится располагаться либо на лестнице, в тесноте, либо в узком торце коридора.
14. Отсутствуют нормальные кресла и диваны (казалось бы, на них можно было бы всего за месяц или два собрать денег за счёт неформальных «подарков»).
15. Хотя у больницы прекрасная обширная территория, парк, человеческого размера здания, нейтральная архитектура — однако при всём этом благоустройство нулевое, а дорожки на территории сделаны с ошибками или отсутствуют. Гулять пациентам негде, сидеть на улице толком негде.
16. На подходе к больнице, где ходит много больных и пожилых людей, в том числе непосредственно на остановке транспорта — многочисленные выбоины на асфальте, куда попадает вода и зимой образуется наледь. О том, чтобы сделать тротуары на переходах без высоких бордюров, я уже не говорю. Ни город, ни больница об этом не заботятся.
17. Автостоянка для посетителей организована неудобно и небезопасно.
18. В ответ на претензии врачи говорят: «у нас здесь не частная лавочка».
19. Почерк примерно половины врачей с трудом поддается расшифровке, что особенно заставляет поволноваться в случае рецептов. Приходится обращаться за расшифровкой к знакомым медработникам.
20. Впрочем, врачей жалко, так как хорошо видно, что чуть ли не половину их работы составляет заполнение бумаг.
21. Постоянно подсовывают заполнять какие-то бумаги с согласием на медицинский осмотр и обработку личных данных.
22. Если для записи на анализы никаких особенных бумаг не требуется, то вот чтобы отказаться от уже запланированных анализов тебя могут настойчиво попросить заполнить целый ряд документов в нескольких экземплярах.
23. Гардероб заканчивает работу на час раньше, чем заканчивают приём врачи.
24. Такой мелочи, как бесплатные бахилы, в районной поликлинике нет (во всех платных, разумеется, есть).
25. В городе, по рассказам местных жителей, производится оборудование для флюорографии, однако оно полностью отсылается в Москву, тогда как в поликлиниках большие очереди на флюорограмму.
В общем, бесплатная медицина у нас есть, лечат вроде неплохо, однако огромное количество лишних телодвижений, лишних бумаг, лишнего беспокойства и дискомфорта.
Разумеется, в платных клиниках всё гораздо лучше, но ими не всегда выгодно пользоваться — собственно качество осмотра и качество операций там зачастую такое же, при этом каких-то нужных врачей-специалистов там может не быть, или от дома они располагаются дальше.
Отчасти создаётся впечатление, что дискомфорт и бюрократия бесплатной медицины существуют для того, чтобы платная была более востребована. Пример тех же платных клиник показывает, что со многими проблемами можно достаточно легко разобраться и наладить всё более эффективно, и во многих случаях это не требует больших денег.
Комментарии (0)