В Агдамском районе, который отошёл Азербайджану по трёхстороннему соглашению от 9 ноября 2020 года, начал работу совместный Российско-турецкий центр (СРТЦ) по контролю за прекращением огня. В его состав на паритетной основе вошли 120 военнослужащих.
Договорённость о строительстве Центра была достигнута 11 ноября. На переговорах с турецким коллегой Хулуси Акаром министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что «решение о создании совместного мониторингового центра позволит осуществлять надёжный контроль за соблюдением сторонами режима прекращения боевых действий и сформирует твёрдую основу для урегулирования застарелого конфликта».
Строительство СРТЦ в Агдамском районе началось сразу же после того, как он был отдан Азербайджану. Сооружение объекта было завершено в сжатые сроки. Все работы проводились на средства азербайджанской стороны.
Российско-турецкий центр представляет собой небольшой военный городок на равнине Агдамского района, вблизи селения Киямаддинлли. Он состоит из одноэтажных блоков, в которых расположены штаб, пункт управления, жилые помещения, два спортзала, столовая, прачечная. Также на СРТЦ есть пара спортивных площадок и стоянки для автотранспорта.
Обязанности по материально-техническому обеспечению центра, его содержанию и боевому охранению возложены на Азербайджан. СРТЦ оснащён средствами связи, мониторами и оргтехникой, необходимой для работы военнослужащих.
Непосредственно мониторинг зоны конфликта будет осуществляться с помощью беспилотных комплексов. Российские офицеры будут применять БПЛА средней дальности «Орлан-10» и «Форпост», на которых установлено оборудование для ночной съёмки, турки — собственные дроны. Отслеживание ситуации должно осуществляться круглосуточно.
На СРТЦ возложены обязанности по сбору и обработке всей информации о происходящем на линии соприкосновении в Карабахе. Кроме того, военнослужащие обеих стран должны разрешать спорные вопросы, имея возможность связаться с органами военного управления сторон конфликта и командованием миротворческих сил РФ.
Правда, более конкретно о мандате СРТЦ ни Анкара, ни Москва ничего не сообщают. Между тем из открытых сведений по Центру мониторинга не очень понятно, как наши офицеры планируют реагировать и разрешать инциденты угрожающие безопасности региона.
Предположим, российские БПЛА зафиксировали передвижение азербайджанских войск у линии соприкосновения. Данные поступили в штаб, дежурный офицер дозванивается до командования ВС Азербайджана и там перед ним разыгрывается спектакль: дескать, «это не мы, и вообще ничего про наступление не знаем».
Лучшее, что могут сделать наши военнослужащие, — это проинформировать командование миротворческих сил. Но если бой завязался серьёзный с применением тяжёлых вооружений (они, кстати, по трёхстороннему соглашению не отводились от линии соприкосновения), то голубые каски в самое пекло не полезут.
Несмотря на то, что открытый в Агдамском районе Центр мониторинга является совместным с Турцией, вызывает большие сомнения готовность турков безупречно выполнять свои обязанности, особенно по части, связанной с наблюдением за союзной им азербайджанской стороной.
Единственный вариант нормальной работы СРТЦ по предотвращению эскалации насилия в Карабахе — это неформальное разделение обязанностей между военнослужащими двух государств. Туркам имеет смысл поручить следить за активностью армянских формирований, русским — за азербайджанцами.
Только в таком случае будет соблюдён принцип нейтральности деятельности СРТЦ. Всерьёз рассчитывать на адекватность и непредвзятость турецких офицеров — слишком наивное занятие.
Причина очевидна — это колоссальная военно-техническая и дипломатическая помощь Анкары перед и во время конфликта азербайджанских войск с ополчением Карабаха.
Более того, в шестинедельной войне приняли участие протурецкие боевики и, видимо, сами турецкие военнослужащие, что подтверждается данными российской разведки, которые совсем неслучайно «утекли» в СМИ.
Вовлечённость Анкары в карабахский конфликт чрезвычайно велика, причём этот фактор отягощается исторической подоплёкой. Турки по известным причинам с высокомерием относятся к армянам, а те в свою очередь пребывают в ощущении неизбежной турецкой агрессии. И карабахская война это в очередной раз показала.
Роль России в процессе мирного урегулирования сложно переоценить. Москва де-факто спасла Карабах и Армению от тотального военного разгрома, возможной резни мирного населения и политического унижения.
Теперь, когда боевые действия остановлены, нашему государству важно законсервировать геополитические амбиции Анкары, так как серьёзным негативным последствием шестидневной войны стало значительное усиление позиций Турции в Закавказье.
В этом контексте СРТЦ наряду с присутствием миротворцев в регионе выполняет функцию сдерживания экспансии Анкары. Правда, насколько хорошо в итоге сработают эти механизмы, сегодня сказать невозможно.
Как минимум на первый взгляд появление совместного Центра мониторинга выглядит разумной идеей. Но эффективно работать СРТЦ будет лишь при благополучном раскладе политических отношений между Россией и Турцией.
Кроме того, Москве необходимо держать в уме непредсказуемость режима Эрдогана, который наверняка воспользуется любой слабостью России по карабахскому вопросу.
Определённую положительную роль может сыграть смена политической элиты Турции на прозападную (Соединённые Штаты и Франция номинально поддерживают Армению). Более либеральный и управляемый режим в Анкаре станет залогом консервации турецких амбиций в Закавказье.
В таком случае СРТЦ получит дополнительный стимул для плодотворной деятельности. Однако в текущей ситуации российским военнослужащим приходится действовать в весьма непростых условиях, поэтому им можно лишь пожелать большой удачи и выдержки.
Александр Кочан
Комментарии (17)