Новости, политика, экономика, общество

Что было бы с СССР, если бы не было Горбачева

«Такую страну развалил!» – в подобном духе сегодня общественность оценивает итоги горбачевской Перестройки. Но попробуем представить, что Михаил Горбачев не добрался до вершины власти. Был ли шанс у СССР сохраниться в прежнем формате при другом лидере?

Заложники стабильности

На момент прихода к власти Михаила Горбачева СССР все еще казался крепкой державой со стабильной экономикой. Но это на первый взгляд. Руководство страны не могло не настораживать, что эта стабильность достигалась за счет рекордных доходов от продажи углеводородов, которые к 1980 году составляли 67% союзного бюджета. Но даже при таких благоприятных факторах к началу 1980-х СССР сталкивается с дефицитом отдельных товаров и услуг.

Не в последнюю очередь к этому привели недостатки плановой экономики, приведшие к низкой производительности труда (в 5 раз ниже, чем в Германии, США или Канаде). Легкая промышленность и сельское хозяйство не успевали удовлетворять растущие запросы населения. Товарный голод привел к проблеме очередей.

Уже с конца 1970-х недостаток продуктов питания на прилавках государство пытается компенсировать увеличением производства товаров низкого качества (например, колбасы с добавлением воды и крахмала). Растут цены, а вместе с ними – экономическая коррупция и преступность.

Но беда не приходит одна. Начинаются волнения в странах соцлагеря, и Советский Союз вынужден наращивать экономическую помощь государствам, входящим в Совет экономической взаимопомощи. Огромную брешь в бюджете страны пробивают военные расходы, особенно после введения войск в Афганистан. СССР, обладая почти втрое меньшим объемом ВВП, чем США, с трудом пытается удерживать военный паритет с Пентагоном. Совсем некстати начинают падать цены на нефть.

Неизбежность

Многие признают, что кризис 1980-х вынуждал власти в срочном порядке приступать к реформам, причем не только экономическим, но и политическим. В 1985 году они были уже запоздалыми. Кто бы ни находился у власти вместо Горбачева, выбор он имел ограниченный: либо глобальные перемены, способные расшатать устоявшуюся государственную систему, либо попытка силовым способом удержать власть партократии. Однако и тот, и другой путь практически неизбежно вел к краху всей коммунистической системы.

Горбачев выбрал первый вариант – Перестройку. Он декларировал гласность, разрешил кооперацию, прекратил холодную войну, позволив тем самым не только снизить военные расходы, но и привлечь международную помощь, писала журналист Елена Селиванова. По ее словам, Перестройка смогла лишь смягчить удар и стать основой для последующей либерализации экономики. Но поскольку резервов у страны не было, принятых мер оказалось недостаточно для предотвращения банкротства СССР.

Доктор политических наук профессор РАН Олег Барабанов отмечает, что в контексте сложившейся обстановки ключевым вопросом является, могло ли быть ускорение без Перестройки? "Увлекающаяся натура Горбачева, деятельность его ближайших соратников и помощников (Яковлева, Шахназарова и других), подталкивавших его к реформам, видимо, делали политическую перестройку неизбежной», – заключает Барабанов.


Андропов

Первым необходимость перемен признал Юрий Андропов. Меньше чем за год пребывания у власти он сумел укрепить трудовую дисциплину, усилить борьбу с коррупцией и ужесточить внешнюю политику. Причем он не собирался отказываться ни от руководящей роли партии, ни от противостояния Западу.

Многие сегодня воспринимают Андропова как идеального советского лидера, способного проводить успешные реформы. Но смог бы Советский Союз повторить экономическое чудо Китая? На этот вопрос ответить трудно. По крайней мере мемуары помощников Андропова свидетельствуют о серьезных намерениях генсека.

Представим, что здоровье Андропова не подвело, и он остался у власти. Экономисты говорят, что Андропов, хорошо знавший изьяны советской хозяйственной системы, начал бы структурные изменения наподобие горбачевской Перестройки. Однако, как более жесткий управленец, он все бы делал гораздо последовательно.

Что бы нас ожидало? Скорее всего, улучшение результатов, достигнутых при его недолгом правлении. Напомним, что по итогам 1983 года выросли по сравнению с 1982 годом промышленное производство (на 4%) и производительность труда (на 3,5%), а товарооборот увеличился на 8 миллиардов рублей.

Политологи не исключают, что для достижения своих целей Андропову пришлось бы организовать внутренний переворот, уничтожив коллективное управление. В противном случае любые непопулярные меры встречали бы противодействие соратников по партии. Бывший глава КГБ уж точно бы не стал искать консенсус, как это делал Горбачев.

Публицист Арсений Замостьянов настаивает, что все реформы Андропова носили бы консервативный характер. И если бы он прожил еще хотя бы лет пять, то подготовил бы себе преемника, но не Горбачева, которого к тому времени сумел бы раскусить, а, вероятно, Рыжкова, Лигачева или Воротникова, продолживших бы дело своего предшественника, полагает Замостьянов.

Во внешней политике Андропов последовательно продолжил бы давить на Запад и, скорее всего, нашел бы зеркальный ответ на развертывание американцами программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ). Учитывая ограниченность советского бюджета по сравнению с американским, гонка вооружений заставила бы Андропова перераспределить статьи доходов в пользу развития оборонного комплекса, возможно, в ущерб социальной сфере.

Метод закручивания гаек на какое-то время позволил бы навести в стране порядок, покончить с брожением умов и изолировать СССР от западного влияния. Но надолго ли бы хватило андроповского единовластия? Как мы знаем любая диктатура рано или поздно приводит к прямо противоположному результату.




Черненко

В начале 1984 года на посту генсека Андропова сменил Константин Черненко. Однако и ему не суждено было долго продержаться у руля государства. Он зарекомендовал себя крепким аппаратчиком, который еще во времена Брежнева довольно успешно руководил всей внутренней жизнью ЦК.

Если бы его здоровье не подкачало, то, вероятно, мы бы вернулись к периоду брежневского застоя, страна не испытывала бы потрясений в результате внутренней и международной политики. Ретроград и традиционалист Черненко тем не менее не чуждался новаторства. Именно при нем стартовала масштабная реформа средней школы.

Наверняка Черненко продолжил бы начинания Андропова по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями. На эту мысль наводит его отказ реабилитировать бывшего министра внутренних дел Николая Щелокова, отправленного Андроповым в отставку.

Скорее всего, Горбачев при здоровом Черненко не получил бы такого влияния в ЦК и не был бы рекомендован на высший руководящий пост. Взвешенная политика Черненко, лишенная горбачевского либерализма и андроповского авторитаризма, имела, пожалуй, больше шансов продлить жизнь СССР, хотя бы еще на несколько лет.

Романов

После смерти Черненко на место советского лидера прочили первого секретаря Ленинградского обкома партии Григория Романова, но Горбачев к тому времени уже сумел завоевать доверие практически всего Политбюро.

Чего можно было ждать от Романова, займи он высший пост? Он был настоящим профессионалом, обладал хорошими организаторскими способностями, умел довести порученное дело до конца. Жесткий и требовательный, Романов являлся убежденным сторонником усиления военно-промышленного комплекса, хотел оживить советскую экономику, форсируя темпы инноваций.

Политический курс Горбачева был для него неприемлем. «Он – родоначальник катастрофы. Да он сам – катастрофа, невежественный крестьянин, которого нельзя было пускать в большой город», – высказывался о Горбачеве Романов.

Если бы в знаменательный мартовский день 1985 года к власти пришел Романов, то в Советском Союзе не начались бы реформы, а Восточная Европа осталась бы под властью коммунистов, полагает профессор политологии из Оксфордского университета Арчи Браун. А директор вашингтонского Института им. Дж. Кеннана Блэр Рубл считает, что альтернативный «романовский» СССР напоминал бы «брежневский режим на стероидах».

Кроме достоинств лидер ленинградских коммунистов имел и недостатки. Он был крайне надменным и нетерпимым к инакомыслию, его обвиняли в антисемитизме и излишнем пристрастии к спиртному. Его не могли терпеть в Политбюро. Там предпочли харизматичного Горбачева, считая, что на него будет легче влиять.

В СССР не верим

За кризисом власти в СССР пристально следили за океаном. Американские политики, сделавшие ставку на Горбачева, отмечали его готовность идти на решительные и даже непопулярные меры. В недавно рассекреченном докладе ЦРУ о деятельности Горбачева говорилось следующее: его «атака на неэффективность и коррупцию» способна радикально изменить к лучшему обстановку в стране; это рискованный курс, но в краткосрочной перспективе его шансы оцениваются неплохо. Впрочем, «усилия по ускорению экономического развития страны могут рикошетом ударить по самому Горбачеву», – резюмировалось в документе.

Незадолго до падения Горбачева 29 апреля 1991 года для президента США Буша-старшего был сделан еще один доклад. В нем прогнозировалось: «Утрата власти Горбачевым будет неизбежно связана с судьбой политической системы страны. Если власть захватят консерваторы, они будут искать пути сохранения империи и авторитарного правления жесткими методами. Без промедления подавят оппозицию, арестуют или ликвидируют ее лидеров, в частности, Ельцина».

Описывая дальнейший сценарий, аналитики утверждали, что в любом случае консерваторам будет сложно удержать власть в стране из-за отсутствия действенной программы преодоления нарастающих проблем и из-за внутреннего размежевания в стране. Попытка воссоздания Союза, скорее всего, обречена на провал, так как республики получат большую независимость и право идти своим путем.

Нужно отметить, что многие западные советологи не верили в сохранение СССР еще до прихода Горбачева. Редактор международного отдела Financial Times Квентин Пил считает, кто бы не возглавил государство в 1985 году, «ему пришлось бы столкнуться с тем же кошмарным сочетанием экономических факторов, что и Горбачеву, – падением цен на нефть, безнадежной неэффективностью сельского хозяйства и последствиями хронического недофинансирования всех секторов, кроме военно-промышленного». Если бы в стране воцарился авторитарный режим, то, по мнению Пила, развал СССР проходил бы намного хаотичнее и сопровождался бы куда большим кровопролитием.

Источник: Что было бы с СССР, если бы не было Горбачева
© Русская Семерка russian7.ru


Источник: Что было бы с СССР, если бы не было Горбачева
Опубликовал:
Теги: Аналитика война вооружение здоровье СССР

Комментарии (102)

Сортировка: Рейтинг | Дата
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
сказать что статья тенденциозная,заказная...-не сказать ничего.
Впрочем для нынешнего, ЕГЭшного плебса сойдёт.Проглотят и даже цитировать будут.
На самом деле говорить о том,что СССР столкнулся с какими то огромными,экономическими проблемами,просто бред.СССР был вполне самодостаточным государством и мог существовать сколь угодно долго,если бы не внешнее вмешательство.Впрочем оно привело к тому,что воспиталось внутреннее предательское поколение бюрократов.Которые получив привелегии,желали их увеличить.Увы,но такова натура человека.Недаром основной задачей социализма считалось воспитание человека новой фармации,без чего невозможно было построение коммунизма.
Увы даже социализм построить не смогли.Точнее не захотели ибо переход к социализму автоматически означал бы конец партократии.
Таким образом крах СССР был обусловлен не экономическими проблемами,которых,по сути дела,и небыло,а именно ренегатами пришедшими к власти.И в первую очеред это допустил именно андропов.Враньё что он хотел усилить противостояние с западом (читай капитализмом).Андропов и начал слом социалистической (будем называть её так) системы.При нём в питере была создана группа младореформаторов во главе с чубайсом,которую курироавл калугин,позднее сбежавший в США.Именно андропов вытащил в политбюро горбачёва... А учитывая должность андропова,с уверенностью можно говорить о том,что он не мог не знать кто и какой есть горбачёв.
Стоит ,так же,обратить внимание на тот факт,что ЗВР СССР исчезли очень быстро и без шумно,кто мог провернуть такую операцию как не КГБ?
В общем всё указываает на то,что СССР и социалистическую систему разваливали целенаправленно,долгие годы.Для этого была подготовлена внутрисоветская ренегатская прослойка в партии.В купе с приспособленцами и карьеристами они способствовали тому,что СССР рухнул.
Павел Федосов 
Согласен с Вами, сразу по слогу и манере видна советская школа (образование). Конечно страну развалили внутренние предатели от власти и это даже не подлежит обсуждению. И в доказательство этого можно пофантазировать на тему "а если бы у власти стояли преданные стране люди". Что бы было тогда? То, что экономику надо было реформировать - это ясно, но как? Какая ситуация была в стране? СССР обладал весьма не слабым золотовалютным резервом, рубль имел реальное обеспечение и весьма не плохую цену. Природные ресурсы- никто в мире такими богатствами не располагал,даже рядом не стояли! Образование- 99,9% населения имели шикарное образование и это подтверждалось даже нашими врагами, кругозор, смекалка, начитанность- усиливали его многократно! Промышленность- это отдельная история! Вспомните, как в процессе постройки трубопровода (не вспомню точно как назывался) запад перестал поставлять в СССР трубы сверхвысокого диаметра! В кротчайшие сроки СССР сумел наладить выпуск таких труб, причем не только для внутреннего употребления, а создал серьезную конкуренцию на внешнем рынке.Это говорит об определенных возможностях производственного сектора. Теперь давайте поговорим о военно-промышленном комплексе. Мне кажется не стоит даже упоминать, что и военная техника и космос это наш конек! Не стоит, я думаю, говорить и о том, что большая часть современной российской армии - это разработки СССР в том или ином виде! Но хотелось бы подчеркнуть, что при наличие "железного занавеса" все комплектующие производились внутри страны! Что такое импортозамещение - никто не знал! А это однозначно подтверждает развитость в стране всех сфер науки и промышленности! Да были в стране слабые места и предприятия НО! При правильном реформировании и даже при введении частной собственности, я считаю достаточным было отдать в частные руки все убыточные и отсталые предприятия, совхозы, те направления, которые были слабо развиты(например сферу обслуживания). В стране была, на тот момент уникальная возможность грамотно ввести частный бизнес! У государство была возможность во первых за счет бюджета на первых порах предоставить хорошие кредиты и налоговые льготы, а во вторых имея полный контроль над ресурсами, связью, энергетикой, всеми транспортными коммуникациями, над землей - регулировать отношения с частным бизнесом, контролировать и направлять его деятельность и развитие, а как следствие его становление!
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Согласен.
Так и есть.Если вспомнить послевоенные годы,то трудности предперестроечного периода покажутся смехотворными.
Промышленность нуждалась не столько в реформировании,сколько в грамотном управлении.Количество предприятий и качество оборудования позволяли жить абсолютно безбедно всей стране.И даже некое ,т.н. моральное устаревание оборудования,не означало кардинального отставания в технологиях.В этой связи достаточно вспомнить что трёх координатные станки с ЧПУ у нас покупали практически все развитые кап. страны.В том числе и япония,которые в электронике были впереди планеты всей.
В общем если резюмировать всё,то ясно,что экономика и промышленность пришли к тому периоду,когда количественное превосходство СССР перед капитализмом,готово было перейти в качественное.Если бы это случилось,а это непременно случилось при грамотном руководстве,то вопрос о сверх державах можно было закрыть навсегда.
Александр Стародубцев 
Ну да станки покупались и при чем не только ЧПУ. Только вот зачем? Выкидывали они нашу "крутую и продвинут электронику" и ставили свою надежно работавший и доведенную до ума.
А уж про эффективное управление промышленности лучше помолчать, это управление до сих пор аукается на оборонных предприятиях, без команды сверху сразу гайку в чертежах заменить не могут, а уж если поменять электросхему - зачем? Ведь до сих пор никто не жаловался. При чем отзывы собирать не желают.
А кто мешал этим эффективным управленцы самим налаживать выпуск гражданской продукции на местах, не всем скопом как это было потом по команде сверху?
Да у нас могли сделать хорошие вещи, но штучного при постановке на конвейер качество падало в разы, где там профессиональные образованные кадры восхваляемые в статье?
Так что в основной своей массе мы шли ко дну меденно но верно.
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Во первых нужно не только читать,но и стараться понять прочитанное.Я ведь и писал о том,что руковордство экономикой было далеко не на высшем уровне.И детали тут не играют роли,всё руководство осуществлялось партийцами ,а не экономистами,или инженерами....
Во вторых говоря огульно о повсеместной замене электроники,вы обязаны это подтвердить фактами,иначе это простое бла-бла -бла....
В третьих именно потому,что на предприятиях ВПК существовала очень строгая дисцплина советское оружие было очень надёжным,что в реальных боевых условиях самое необходимое требование.Да,именно надёжность и уверенность что техника тебя не подведёт самое важное в бою.
Как пример нынешнее положение дел,о котором открыто не говорится,но некоторые страны отказались от нашей техники именно по причине ненадёжности.Про падающие космические корабли и спутники даже говорить не буду.
И добавлю ещё -вся эта технологическая гонка ,так ли она важна.Сделала ли она людей более счастливыми?Думаю нет.Для жизни человеку не нужны всё новые гаджеты,машины,телевизоры....,тем более ,что в большинстве это лишь видимость.Реально новые и продвинутые технологии появляются не так уж часто.
Владимир Исупов 
К сожалению, разрушать СССР начал еще Хрущёв, отменивший контроль за партийными функционерами, и ломавший страну "через колено". А дисбаланс экономики продолжился после 1976 года, когда Брежнев, после тяжелейших переговоров в Хельсинки об ограничении вооружений заработал подряд два инсульта и управлять страной уже не мог. Его уговорили остаться, а за его спиной все грязные делишки и делались.
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Увы,но истоки развала СССР были ещё глубже.Кронштадский мятеж,посмотрите его причины.Позже они разрослись как раковая опухоль,а иммунная система была уничтожена на корню.
Камиль Мусин 
В 1970 году окончил среднюю школу. Поступил на моторостроительный завод в Перми. Поставили на фрезерный станок учеником. Станок был немецким 1938 года! Станков с ЧПУ в цехе было считанное количество. Это насчет "продвинутости" нашей экономики в целом, и ВПК в частности. Насчет стабильности,опять же экономики в целом, и благосостояния простого народа в частности. В конце 70-х с прилавков начало пропадать буквально все. Начиная с мыла, и кончая нитками. Это сейчас, взирая на прошлое, очевидно, что у СССР не было будущего, кто-бы ни был в руководстве. Система оказалась не жизненноспособной. ВПК "выело" все внутренности системы.
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Если бы вы внимательно читали,то заметили бы что о некотором моральном устаревании оборудования я говорил.Я сам работал на металлургическом предприятии,так вот на дробилке у нас стоял эл.двигатель "вандерер" 1933г со свастикой на корпусе.А это уже 00 года были.О продвинутости экономике это вы у кого прочитали?Я же говорил что требовалось грамотное управление.Вы смешали свои фантазии с реальной безалаберностью и выдаёте это за истину.Вы ,в корне ,не правильно поняли меня,точнее поняли так,как вам удобнее.У СССР было будущееи очень хорошее,если бы не исключительно партийное руководство и не предатели типа андропов-путин.Просто сравните экономические и промышленные возможности ссср времён войны и послевоенной разрухи и начала перестройки.А теперь подумайте и скажите что помогло выжить тогда и что помешало в перестройку?
Георгий Ситнянский
При чём тут кронштадтский мятеж?
Ivan Kosov
А вы Александр пологаете,Что сейчас мы на вершине?К чему привело нынешнее самоуправление?Даже говорить не надо.И так видно.
Георгий Ситнянский
Причина Кронштадтского мятежа - политика "военного коммунизма"; после считанных лет НЭПа она вернулась в несколько смягчённой форме и в следующие 60 лет сохранялась. В отличие от Китая, где свой НЭП по Дэн Сяопину холили и лелеяли, и страна за 40 лет превратилась из пустого места в сверхдержаву.
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Посмотрите на причину этого мятежа,тогда узнаете почему развалился СССР.
Георгий Ситнянский
Причина мятежа - военный коммунизм, непосредственная - что банально стало нечего жрать, иначе подождали бы, пока лёд растает, тогда хрен бы кто им на кораблях что сделал. Если это причина развала СССР, то...
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
У вас искажённое представление о мятеже.Вы не знаете причин.
Георгий Ситнянский
А, ну да, происки всех разведок мира и внутренних врагов. Хотя именно "братишки" с Балтфлота подарили власть большевикам в Октябре.
Yuriy Potapchuk 
Слава Богу что он рухнул.
Александр Стародубцев 
По фактам с электроникой могу привести только то, что видел или слышал сам. В Голандии на заводе по ремонту оборудования из 20 станков 4 были из СССР нолько внешним видом немного отличались. Пульты управления, дисплеи ЖК монохромные, и начинка в шкафах с электрикой.
По словам спеца из Италии на ихнем заводе больше половины станочного парка из СССР , только с замененой электроникой на немецкую.
Александр Стародубцев 
В таком случае откуда на предприятиях ВПК столько брака????
Александр Вановский
А как же проект с ФРГ "ГАЗ В ОБМЕН на трубы"???
Михаил Сухоцкий 
Созданная Лениным-Сталиным система оказалась нежизнеспособной. При таких огромных богатствах в стране не хватало полноценного питания, товаров массового потребления, прав человека и т. д. Абсурд, при такой богатой земле пшеницу покупали в Канаде и США.
Слава Богу, что так случилось.
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Ну да,конечно....Теперь нет страны,нет гимна,флага,герба....Зато есть огромные богатства,которые вывозятся в оффшоры.Есть жидовская "элита" которая похерила образование,науку,культуру....Если в СССР было _"кто не работает ,тот не ест" то теперь-"кто не ворует,тот не ест".Вам нравится? Права человека говорте? Если человека лишают права распоряжаться своей жизнью и здоровьем,то о каких правах дальше ,можно говорить? Пшеницу покупали,но только потому ,что свою продавали....А сегодня тебя кормят отрубями и пальмой,но ты рад бананам. Всё познаётся в сравнении.
Георгий Ситнянский
"Права человека говорите? Если человека лишают права распоряжаться своей жизнью и здоровьем, то о каких правах дальше ,можно говорить?"
Ну да, как при Сталине (речь отнюдь не только о репрессированных), при этом хрущёвско-брежневский "социализм с более-менее человеческим лицом" к середине 80-х себя исчерпал(хотя и тогда с правами не очень было...), так что альтернативой "перестройке" была новая "сталинщина".
"Пшеницу покупали, но только потому ,что свою продавали"
И кому же мы её продавали?
"А сегодня тебя кормят отрубями и пальмой"
После начала в 2014-м "Совка 2.0" - да.
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Жора,при сталине стояла задача спасти страну и выжить.Без этого говорить о каких то правах человека было бессмысленно.
Что значит "себя исчерпал"?
Социализм это равенство людей и их социальная защита.И это себя не исчерпает никогда.А то,что экономику подорвали своими действиями такие деятели как хрущёв и горбачёв,так это,к социализму,отношения не имеет.Я не против перестройки как таковой,но то,что провёл горбачёв ,таковой не являлось.Это был целенаправленный слом социалистической системы.И цели этого явно видны сегодня.Уж лучше сталинщина чем нынешняя жидовщина.Сталин развивал страну,а сегодня гробят.ПАри сталине население и благосостояние росло,сегодня ниже плинтуса.При сталине было будущее,сегодня его нет.И не просто нет,а ВООБЩЕ НЕТ!!!Ещё гитлер желал установить новый порядок.Сегодня его озвучила уже матвиенко.
ДУРА ТЫ ЖОРА.
Нет никакого совка-2.Есть уничтожение существующего устройства мира.И только идиот может этого не видеть.
А отруби и пальма это естественное развитие техз процессов,которые были заложены в 1993г. Впрочем надо говорить про 1985г.
Анатолий Коржов 
Ну что можно сказать в ответ, начитаются фейков и тарахтят на каждом углу и во все горло. Малюсенький пример: начиная с танка Т-64 на машины ставится автоматическое заряжающее устройство с фиксацией, в какой именно кассете какой выстрел лежит, не важно в какой именно последовательности, при загрузке кассета выбирается произвольно. При выстреле происходит колоссальная встряска всей машины, НО как мне говорил работник ремзавода, где проходили ремонт танки использовавшиеся как учебные и на которых ездила куча "охрененных" специалистов, запоминающие устройства заряжающих механизмов НИКОГДА НЕ ЛОМАЛИСЬ, они списывали с машиной, когда та докатывалась до металлолома. А теперь вопрос, японо-амеро-китайские специалисты хотя бы сейчас могут похвастать чем то подобным??? Они заряжающее устройство свое сделать то не могут...
Анатолий Коржов 
хорош врать, тебе выросшему на компьютерах лет то сколько? где ты в 70 году увидел за бугром станки с ЧПУ на каждом углу? в то время компы еще на лампах были и на бобинах с перфокартами, если ты хотя бы знаешь, что это такое.
Анатолий Коржов 
ты "блаженный" что ли? При Сталине СССР ПЕРВЫЙ отменил карточную систему!!! Это потом дебил Хрущев залез в банковскую систему запада подвязав рубль к баксу и раскурочил всю систему, по которой сейчас кстати пытается идти Китай, ведь не зря они на дедушку Сталина молятся и не дай бог тебе при них на него что плохого сказать.
Анатолий Коржов 
одни либероблядские лозунги...
Георгий Ситнянский
"Жора, при Сталине стояла задача спасти страну и выжить. Без этого говорить о каких то правах человека было бессмысленно".
А тебе не кажется, что бесконечное создание "образов врага" на то и придумано, чтобы оправдать беспредел власти и бесправие людей?
"Социализм это равенство людей и их социальная защита".
Враньё! Никогда не было равенства, всю дрогу дискриминация п не зависящим от человека критериям: лишенец, спецпоселенец, член семьи врага народа, национальность, прописка...
"хрущёв и горбачёв, так это ,к социализму, отношения не имеет".
У тебя уже и Хрущёв "к социализму отношения не имеет"?
"При сталине население и благосостояние росло"
Особенно колхозников. Да и обеспеченность жильём горожан за 1923-1940 гг. снизилась с 6,3 до 4 кв. м.
"Нет никакого совка-2.Есть уничтожение существующего устройства мира. И только идиот может этого не видеть".
Только идиот может не видеть Совка 2.0.
Георгий Ситнянский
Отмена при Сталине карточной системы - это "пыль в глаза", приведшая к сопоставимому с 1933 г. голоду. Ну да ведь бабы новых нарожают!
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
"А тебе не кажется..."
Нет,не кажется.Почитай протоколы сионских мудрецов или откровения биографа ротшильдов раважа.Ну а нсли ты не веришь в теорию заговора,то послушай таких известных людей как катасонов или фурсов.Они прямо говорят что нынешний кризис вызван специально.И этот вирус создан именно для тго,чтобы стать спусковым крючком для кризиса.А конечную цель даже не пытаются скрывать,это новый мировой порядок.Об этом мечтал гитлер и его озвучила уже матвиенко.

"Враньё! Никогда не было равенства.."
Враньё.БЫЛО!
А то что ты перечислил (смешав всё в кучу) так это меры защиты.
А по национальности где были притеснения?
А прописка то тут при чём?
И,к тому же,социализма так и не построили.

"Особенно колхозников. Да и обеспеченность жильём"
Жлотк,для получения прибыли,надо сначала,потратиться.
И обеспечение жильём.Надо понимать что жильё не появляется вдруг из ничего.А рабочие в городах,нужны сразу.

"Только идиот может не видеть Совка 2.0"
Веский аргумент.Ничего не возразишь.
Впрочем зачем возражать идиоту?
Георгий Ситнянский
Фурсов - один из крупнейших нынешних "борцов за несвободу", его идеал - "кратократия", т.е. полное бесправие человека перед лицом Всемогущего Государства. Ну, этот про "происки врагов" напишет!
Впрочем, после ссылки на "протоколы сионских мудрецов" есть ли смысл спорить дальше?
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Нет жоржик.Смысла спорить нету.
Тем юолее меня не интересует твоё мнение о человеке.
мне не важно его мировоззрение,важно что новый мировой порядок,анонсированный ы протоколах,сегодня наступает.Об этом говорят многие.но идиоты,до сих пор верещат про то,что заговор это фейк.
, борис
разложился весь аппарат КПСС к 85году там остались лишь потомки перекрашенных националистов ,СТАЛИН предупреждал о этой напасти ,но ХРУЩЕВ и его ставленники его работы удалили их теории и практики партийной школы .а западные идеологи верили что экономический базис определяет политическую жизнь человечества .ленинская теория марксизма была забыта и оторвана от экономического учения для социального развития общества .не учитывала влияние религий .и родовых корней общества в федеральных формациях имперского типа
Георгий Ситнянский
Вообще-то то, что "экономический базис определяет политическую жизнь человечества" - это и есть марксизм (шире, исторический материализм), а вся эта лабуда про "разложившихся чиновников/ пятую колонну, которые развалили..." - субъективный идеализм.
Алексей Михайлин
Не было в СССР "серьезных экономических проблем". НЕ БЫ-ЛО!!!
А были некоторые системные недостатки, легко преодолимые. Например, можно было в свое время делать больше туалетной бумаги и какой-нибудь игрательной срани для недалеких граждан. + устранение расхлябанности и разгильдяйства. С этих недостатков, собственно, и начал в свое время Юрий Владимирович, и правильно сделал. На Орловском "Дормаше" при нем за год - ЗА ОДИН ГОД!!! - производительность труда выросла аж на 25% - НА ЧЕТВЕРТЬ!!! - без копейки каких-либо вложений.
Развал Союза был икусственным творением Горбачева и его клики, не менее и не более. Просто надо было кому-то мочь открыто пользоваться наворованным, вот и все.
Потому что даже при Бреженеве воровать, в общем, удавалось, но стоило разок прокатиться на "Волге", и появлялась насущная необходимость рассказывать в БХСС о том, как эта "Волга" попала к данному пользователю.
Не было бы мудёнка-с-пятнышком, были бы мы по объему внутреннего производства впереди современного Китая.
Александр Стародубцев 
Ну да может и было превосходство по внутренним производству, только товаров для населения ни хрена не было. Зачем продукция ВПК в таком количестве, для того что бы нахаляву отдовать? Да лучше товаров больше для народа больше делать.
Алексей Михайлин
Просто некоторая часть народа у нас оказалась склонной к "игрушкам" - настолько, что представителям этой части ничего не стоило наплевать на базовые ценности и поступиться ими ради туалетной бумаги и дешевых магнитол с диодными шкалами. И то, и другое они теперь получили. Полегчало?
Константин Николаевич
Не согласен с Михаилом в СССР была проблема, это проблема с приемниками их не было, нет их и сейчас, это беда значит могут повториться смутные годы.
Георгий Ситнянский
Базовые ценности - это что?
Анатолий Коржов 
а ты в курсе, что в 85 году в Новосибирске запускалось производство компьютерных приставок к цветному телевизору третьего поколения и разрабатывались игровые и учебные программы к ним? В 85 году для бытового использования!!! Но компы тогда это не сейчас, память не на флешках и дисках, а на магнитофонной ленте (кассетах), программы (операционные тоже) только разрабатывались, НО пришла перестройка и самоокупаемость, а разработки всегда несут с собой затраты, а предприятиям при переводе на самоокупаемость ни хрена денег не дали!!! результат очевиден, разработки заменили на горбачевские кастрюли
РС: гаджет реальный, сам в руках держал и поиграть давали :)
Александр Стародубцев 
Дело не только в игрушках.Пактически все то что называлось товарами бытового применения, было в дефиците, либо кошмарного фасона и качества. За все товары нормального качества будь добр дать на лапу. Придя с армии полгода ходил в кирзачах. В магазинах просто не было зимней обуви. Летние брюки мать сшила из материала "отмоченного" из наждачной бумаги. Теперь купить можно все. А деньги Я зарабатываю. Да мне стало легче.
ковалёв александр
весь дефицит продуктов был искусственно создан КГБшниками, жильё строилось гигантскими стройками, по IT технологиям мы были почти вровень с США. статья дерьмо! как и всё пропагандистское сегодня
Михаил Гузовский
При Горбачеве эшелоны с мясом и овощами стояли на путях и гнили, а в стране вводили карточную систему. Один зам.министра (забыл кто) пожаловался Горбачеву на это, и тот через несколько минут его уволил! Горбачев - не неумека, а предатель! Он полностью прогнулся под Запад. Когда он встречался с Маргарет Тэтчер, там его и "завербовали". И с тех пор он начал планомерную работу по развалу вверенной ему великой страны!
Коля ----------- 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
ИЗ ВСЕХ ПЕРВЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАШЕЙ СТРАНЫ ГОРБАЧЁВ САМЫЙ СЛАБЫЙ И БЕЗ ТОЛКОВЫЙ ГЕНСЕК,КОТОРЫЙ РАЗВАЛИЛ И ПОГУБИЛ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ...
Георгий Ситнянский
"по IT технологиям мы были почти вровень с США" - По разработкам - возможно. Проблема была во внедрении.
Анатолий Аббасов 
Он продажный использованный гондон
Анатолий Аббасов 
Горбатая сука еще с института завербован и его продвигали...
Александр Стародубцев 
интересно если жилье строилось гиганскими темпами, где оно????? Комуналки СССР так расселить и не смог!.
, борис
судя по объемам и качеству строительства РФ не достигла уровня 80 годов СССР ,это при том что качество материалов и инструмента улучшилось на 100% ,а квалификация частных строителей втрое выше.а производительность втрое меньше а то что выставляется это искусственно дополнительно спонсировалось
Eldar Mammadov 
Возможно не знаю многих секретных документов. Но следуя анализу из прессы тех лет, из реальных событий и будучи свидетелем распада СССР - могу сказать следующие :
1. Иностранные державы вели всегда и всюду борьбу за влияние умов в СССР- главная задача - развеять ненависть между народами, подрыв экономики и конечная цель - получение бесконтрольного доступа к природным ресурсам СССР. Люди в счет не брались - погибли бы все жители СССР - иностранцев это вполне устроило бы.
2.Горбачев был взяточником и на него имелся компромат, переданный в иностранные разведки . Фактически он стал агентом (шпионом), который продал свою страну и весь народ.
3.Если бы вместо Горбачева был бы избран другой деятель ,любой деятель, который любил свою страну и свой народ - то СССР процветал бы и сегодня.Не хочу вспоминать ужасы перестройки, период беззакония .
4.Порою в современной России встречаются люди , которые не довольны современными институтами власти. Надо довести до народа - не зависимо от коммунистов , от социалистов,от демократов и т.д. - борьба против России будет вестись всегда. На территории России с давних времен был положен глаз и история показывает ,что всегда у многих было желание завоевать ее. Обидно,что наши предки ,когда дошли до Парижа - не оставили за собой и не присоединили к Руси все те территории по которым прошлись. Это касается и Константинóполя (и в славянских источниках как Царьгрáд) и тех стран ,которые были освобождены в период 2 Мировой войны войсками СССР.
5. В современной России - всем хочется много кушать - аппетиты велики - и поэтому,чтобы страна не развалилась - нужна консолидация народа против коррупции. Уберется коррупция - экономика будет сильной и народ богаче.
Георгий Ситнянский
Печально, что таким м...кам ставят плюсы"...
Анатолий Аббасов 
Вы не из СССР и не из РОССИИ.
Роман Аллахяров
Прочитав статью и комментарии, могу сказать следующее:
1) Не горбачев, так кто-то другой. Партноменклатура иного не пропустила бы. Развал Союза готовился давно и злейшими врагами Советской власти были новые дворяне - партноменклатура
2) Пиетет перед Андроповым у людей какой-то щенячий, без анализа его поступков. Для меня, например, знаковым является факт упразднения именно Андроповым принципа пролетарского интернационализма - одного из краеугольных камней советской идеологии. Именно при Андропове в середине 70-х годов в КГБ в РСФСР, Белоруссиии и Украине стали принимать на службу представителей только трех славянских национальностей и ограниченно в РФ татар, родившихся в России, а остальных рассылать по своим республикам. Неужели найдутся недоумки, которые будут доказывать, что это не подготовка к развалу СССР. Кстати, после того, как Андропов стал генеральным секретарем, то же самое проделали и в МВД. Именно этот факт, а не вытаскивание горбачева из глубинки, высвечивает его деятельность, как одного из той партноменклатурной сволочи, которая готовила и в конце концов произвела развал Союза ССР.
3) Товарищ Сталин боролся за советскую власть как раз с этой самой партноменклатурой, не желавшей расставаться со своим привилегированным положением. Строго говоря, сталинскими можно назвать только репрессии против верхушки зажравшихся партбоссов. Остальное на местах творили именно они, а потом свалили свои преступления на двух грузинов - Сталина и Берию. Я считаю точкой невозврата для СССР убийство Берии.
4) Сравнение с Северной Кореей некорректно, оно сродни недавно прозвучавшей на телевидении фразе:"Мы отстали от Америки в кибернетике из-за Сталина", которая является просто несусветной ахинеей. Казалось бы, сейчас вся информация доступна. Ну прочитай хотя бы в Википедии определение кибернетики. А лучше найди книгу Норберта Винера, где дано это определение, и сразу поймешь полный маразм этой фразы, потому что отстать в науке управления сложными системами, мягко говоря, затруднительно.
Господину Ситнянскому не мешало бы разобраться, что представляла собой сталинская МПЭ, а не перепевать хрущевские байки. Кстати, хрущев был самой кровавой сволочью в верхушке СССР в те времена.
За 15 лет - время действия Методики Повышения Эффективности Экономики с 1940 по 1955 годы - темпы роста в СССР составляли 30% в год, что не превзойдено никем до сих пор. Японцы, начав применять эту методику, сотворили свое знаменитое японское экономическое чудо с 15% роста. Японские заводы до сих пор увешаны сталинскими лозунгами.
5) Основой любого государства является экономика. При товарище Сталине экономика была здоровой, так как была выстроена система материального стимулирования непосредственного исполнителя. В 1955 году хрущев отменил МПЭ, внедрив под аплодисменты партноменклатуры троцкизм, т.е. работу за идею. Вот он, тот камень преткновения, а вовсе не "плановая экономика", ставшая за последние годы ругательным словом.
На Западе тоже вся экономика плановая, но никому не приходит в голову хаять ее за "плановость". Кстати, один из гуру активных продаж, Наполеон Хилл, в своей книге "Думай и богатей" приводил такой пример. В ответ на вопрос вице-президенту IBM о причинах успешности менеджеров по продажам этой знаменитой фирмы тот ответил:"Мы вооружаем свои сотрудников главнм инструментом под названием план".
А Вы чуть что :"Северная Корея!" Тоже жупел, как и "плановая экономика".
Дмитрий Антонов
А,товарищ Л.И.Брежнев разве не радел за Советскую власть????? Именно меченая тварь горбачев виноват в развале СССР,и получил Нобелевскую премию Мира...и,даже сейчас скрываясь в Германии умудряется еще тявкать -- гореть в аду этой твари..,а как повел бы себя другой человек на его месте--это большой вопрос!!
Владимир Седышев 
Роман, при плановой, социально ориентированной сталинской экономике, без приписок и очковтирательства, при замене конституции, написанной советниками США (надо, чтобы в бюджет шла выручка от продажи ресурсов), верю, что народ России, самоотверженно с песней (нам песня строить и жить помогала), вернёт былое могущество.
Георгий Ситнянский
"За 15 лет - время действия Методики Повышения Эффективности Экономики с 1940 по 1955 годы - темпы роста в СССР составляли 30% в год" - Чушь собачья! Если бы все эти дутые советские цифры прироста были правдой, мы бы ещё при Сталине Америку обогнали, а на самом деле даже по советским данным наше промышленное производство в 1955 было 30% от амерского.
Георгий Ситнянский
Ага, вернёт! Потом догонит и ещё раз вернёт!
Анатолий Коржов 
ты точно дебил!!! Америка не лежала в руинах и ей должна была половина мира (все воюющие стороны), а вторую она нагло грабила! А СССР всего лишь за 10 лет отстроился и догнал её, и даже после выкрутасов Хрущёва и последующих мы до сих катимся на том, что было заложено тогда
саша дияров
Если бы не было пидара Горбачёва - был бы коммунизм
Георгий Ситнянский
"Если бы не было пидара Горбачёва - был бы коммунизм" - Что курим? Кроме дурака Хрущёва, никто ничего внятного про перспективы строительства коммунизма (который есть утопия) не говорил.
Игорь Иванов 
А я думаю, не было бы Горбачева, жили бы мы и сейчас в СССР... Конечно не в том , который был раньше, а уже в обновленном... и не было бы всех тех проблем постперестроечных... ну может быть было бы что то другое,... но это уже тема другой истории...
Евгений Кущенко
Всем доброго дня, хочу от себя написать,я полностью согласен с выводами предыдущих комментаторов, СССР была очень мощная страна, равных ей не было, развалить её кучке западных капиталистов помогли новые партократы, потому что старые не могли или не умели правильно управлять такой мощью, горевать об этом можно долго, но надо жить дальше, в при любом исходе я очень горжусь что был рождён я СССР, и что вкусил кусочек той правильной жизни, когда тебя бесплатно учат, лечат и кормят, потом ты посвящаешь жизнь своей стране работаешь по приобретённой(бесплатно) специальности и уходишь на заслуженный отдых, всё было просто, кто то ранее правильно заметил не было брожения в умах, в заключении хотел бы выразить мысль,что разваливать страну начали сразу после Сталина, если бы на смену Сталину пришёл такой же как Сталин, то к концу прошлого века не СССР развален был, а USA,просто всем надо было пахать дальше, как наши деды, а все хотели воровать, вот и украли СССР сами у себя, всем спасибо
Георгий Ситнянский
Если бы на смену Сталину пришёл такой же, как Сталин, сейчас была бы большая Северная Корея. Если бы вообще была. Ни один тоталитарно-социалистический эксперимент на протяжении 4000 лет (я не оговорился, первый "сталинский" опыт - царство Третей династии Ура в Древней Месопотамии, 2111-2003 до н.э.) не продолжался более 100 - 100 с небольшим лет и неизменно кончался крахом и хорошо если не гибелью страны.
Владимир Стаканов
" руководители" ? Да ЭТО идеологи , НО НЕ руководители ГОСУДАРСТВА ! А г. Горбачёв - просто ИЗВРАЩЕНЕЦ и место ему было не в руководителях страны , а в уличном БАЛАГАНЕ. Трепло НЕ МОЖЕТ быть лидером страны! В СССР БЫЛИ сильные хозяйственники - ведь экономика ОТДЕЛЬНЫХ регионов РОСЛА (пример- Казахстан под руководством Д.Кунаева). Тот же Андропов МОГ ввести систему типа НЭП (по Ленину) или НЕЧТО, обеспечившим рост ВВП по примеру КНР, МОГ , но не успел....В РОССИИ ТЫСЯЧИ умнейших ЛИДЕРОВ, НО - ПРАВИТЕЛЬСТВО - это бездарный ДАМ и наследные СИДЕЛЬЦЫ - министры с миллионными окладами и МИЛЛИАРДНЫМИ доходами от ЛИЧНОГО бизнеса.... 20 миллионов россиян влачат полунищенское существование, при ЭТОМ РАБОТАЯ!
Ruslan Ivanov
Можно заметить как к власти постоянно лезет амбициозное шаломное жулье. А где истинные патриоты и профессионалы Родины?. Мудрец говорил: - «помогите таланту , а бездарность сама пробьется». Выстроили вертикаль власти по и под Путина, сменив Ельценских олигархов, на Путинский «друзей» и экономистов-импотентов. А экономистов-профессионалов и патриотов Родины как не было, так и нет…
Александр Матушков 
Короче Горбачова на висилицу иуду.
Василий Иванов
Бред сивой кобылы. Дефицит и очереди создали искусственно торгаши и спекулянты в конце 80х, чтоб раскачать народные массы. Я в это время ездил по командировкам и до чего же было мое удивление, что в глубинках все лежало на полках и никакого ажиотажа. Просто ЧК недоработало. Не дострелили во время кого надо было.
Георгий Ситнянский
"ЧК недоработало. Не дострелили во время кого надо было" - Если, сколько ни стреляй, всё мало (отнюдь не только у нас), может, задуматься - а то ли мы строим?
Ivan Kosov
А с чего все решили что СССР развалился?Что была какая то война?Или классовая революция?Или СССР экономически было от кого то зависимо?Я например паспорт не менял.Он у меня советский.Юридического развала СССР не было.Вас разводят а вы ушами хлопаете.
Руслан C 
Сталин возглавил страну с сохой оставил с атомной бомбой не разваливая а создовая и развивая экономику и страну
Yury Mezentcev 
Не если бы да кабы,а анализ исторической действительности. Однако, в статье не освещены исторические факты предательства Горбачёва. И фактической продажи СССР западным воротилам от экономики по дешёвке!!!
Валерий Гузенко 
Там не только он поработал ! Сотоварищи помогли !
Георгий Ситнянский
Противно слушать, когда люди, 70 лет проповедовавшие нам исторический материализм, говорят о предательстве и прочем. Сами же нас учили, что здоровую и жизнеспособную систему какие-то там пробравшиеся в руководство "враги" развалить не смогут. Вспоминается злая ирония Солженицына: "У вас бытие только тогда определяет сознание, когда вам выгодно, а когда невыгодно, так чтобы не определяло!"
И потом, советское государство было просто помешано на госбезопасности - а настоящих врагов, выходит, прохлопало? Перефразируя Ленина (Падение Порт-Артура"): "Гроб повапленный - вот чем оказался Совок в области госбезопасности, этой наиболее близкой ему, так сказать, специальности".
Георгий Ситнянский
Ну а почему же хвалёная сталинская ГБ прохлопала Хрущёва?
Роман Аллахяров
Вот это точно! Партноменклатура не хотела советской власти, и, хоть горбачев, хоть еще какой-нибудь -чев, или -ов, или -ко, или -чук, все равно они развалили бы Союз, чтобы прихватизировать себе побольше.
"К власти в СССР после 1953-го пришли националисты и карьеристы, взяточники, покрываемые из Кремля. Когда придет время, они сбросят маски, выбросят партбилеты и будут править в своих уездах, как феодалы и крепостники!" (с) Мао Дзедун, «Новый Китай», 1964 №12
Георгий Ситнянский
В 1952-1953 Андропов был никто.
Георгий Ситнянский
Был Андропов сволочью или не был, но в плане влияния на ситуацию в СССР в целом он в момент смерти Сталина был 0 без палочки.
Георгий Ситнянский
"Хрущев... подогнул под себя правоохранительные органы и в КГБ СССР" - Повторяю вопрос: как хвалёная сталинская ГБ допустила, что Хрущёв пробрался на такой уровень власти, что смог всё это сделать? Миллионы невинных постреляли-посажали, а настоящих врагов, выходит, прошляпили? "Гроб повапленный..."
Сергей Бессонов 
В это время Андропов "рулил" карельским комсомолом и учился в МГИМО
юрий иванов
Наш "презренный изменник" Резун точно заметил, что ещё в 30-е гг КПСС превратилась в мафию, тогда ещё чисто политическую, направленую на достижение только одной цели (тошно писать - какой). После ИС мафиозы отдышались, огляделись, обнаружили и экономические для себя выгоды. О "высшей" цели как-то со временем забылось - надо деньги делать. Этот период я наблюдал доподлинно (где-то с начала 60-х). К середине 80-х были накоплены в центре такие капиталы, что грозили взорвать "систему", и МГ вынужден был спускать пар - разрешили всё: биржи, банки, СП...
Осталось одно препинание - сама КПСС с её идеологией; но и тут быстро решил ЕБН, "мелкий хитрован"... Все мафиозы дружно сменили имидж, кресла, вывески - НО! - капиталы и их "неформальные" связи остались. Нет проблем - можно воткнуть марионеток во все ветки власти, написать любые законы, исполнить (или не исполнить) их; но главное - по закону - растащить страну по кусочкам.
Теперь у нас есть только одна возможность: подобно Германии, написать Закон о декоммунизации и - по Закону - сменить ВСЮ власть. Не вижу иного пути... но и не вижу, кто бы написал такой закон :-((
alex konon
Социалистический концлагерь был обречен с самого начала. Сколько времени и ресурсов было потрачено зря. Скллько погубили людей и своих и чужих и тоже зря. Сожалеть о развале союза могут только генетические уроды.
Максим Мокеев 
Меня всегда настораживали неожиданные "проблемы со здоровьем" предпоследних советских генсеков.
Александр Матушков 
Иуду на виселицу такой ответ народа. И не чего петь ему панегирики.
Анатолий Аббасов 
Экономику уничтожали мы сами, т.е Горбачев-продажная шкура. Все товары и продукты производимые в СССР уничтожались в складах и вывозились на свалки, во второй половине 80-х, искуственно создавая дифицит. Почему водку по талонам стали давать? Что спирт.заводы остановились? Виноградники уничтожили, поля бросили заростать и т.д.... Нефть большую роль не играла, внутри тварей предателей в руководстве много. С мясокомбината одной области привезли фуру колбасы в Москву, некоторые встретили и развернули на свалку, все уничтожили, правда денег дали для бухгалтерии...... и много чего происходило по инициативе предателей разваливать и растаскивать, обонкрочивать предприятия, заводы, колхозы и совхозы, искуственно завышая цены на все. В каждой деревне, почти в каждом дворе была скотина и по много.
Георгий Ситнянский
А ещё, если бы не Горбачёв, возможно, уже была бы мировая ядерная война. Советски вождей сдерживал страх перед войной: Хрущёв, Брежнев, Андропов воевали, Горбачёв по возрасту воевать не мог, но войну видел, и они понимали, что будет, если к этому всему добавить ядерную мощь. Но что бы было, если бы после Горбачёва к руководству пришёл партийный ортодокс, войны не видевший?
Георгий Ситнянский
У ватной шавки лишь один репертуар: "Гав-гав!"
Александр Петров 
Когда уже это <чудо> земля приберет?
Сергей Шубин 
Такие "исследования" всегда казались мне попыткой рассуждать о "проблемах космического масштаба с космической же глупостью" (прошу прощения за несущественное искажение слов проф. Ф.Ф.Преображенского).
Очень поверхностно, небрежно, даже как-то попсово-вульгарно. А ведь есть перед глазами живой пример для сравнения – Китай. И в 85-м уже проявились явные признаки "нового Китая".
Александр Приходька 
Ерунда не требующая внимания
Александр Надеждин
Статья - заказная! Автор - либер!
Ivan Kosov
Я конечно не могу точно сказать про семидесятые.Я тогда пешком под стол ходил.Но насколько я помню.Не голодали мы.Я родился в 66-м.С 7-лет жили в Астрахани.И вот честно скажу.Ну блин,ну не было у нас пустых прилавков.Ну клянусь.На рынке было всё.Те же ананасы.Дорого по тем временам но были.Мясо было.Рыбы завались.Икра чёрная в магазинах конфискат 14 рублей кг была.Да блин ну не было у нас пустых магазинов.А вот при Горбачёве всё как корова языком слизала.В один миг всё исчезло.Родственники наши под Иркутском жили тоже не голодные ходили.Может я на другой планете рос!?Дядька в Шостке жил.Работал на заводе где касеты делали.СВЕМА кажется.Тоже с голодухи не помирал.Ну блин,получается все голодали вокруг.А я не видел.Когда к однокласснику приходил и чай с конфетами трескали.А его мама нам пирожки на стол похоже последние ставила,и слезами умывалась.Дескать последние.Ну бред же.
Юрий Сиземский 
Ладно, ребята. Проехали. А что дальше то... ? Пенсии, налоги ?!?
Лев Рубин
Причем здесь Горбачев. Союз значительно раньше уже был обречен. Если бы еще в начале брежневского времени, попытались реализовать косыгинскую реформу... то может и пошли бы по китайскому пути. Но и он, в конечном итоге - ущербен.
Алексей Плотников 
Предатель Горбатый еще жив?
Kolnev Arsenij
Дикая безграмотность, неуважение к Русскому Языку
Роман Кузнецов
Не было бы столько горя, низкой измены и позора.
Александр AR
Разрушение Союза было начато продажной командой Горбачева. Что касается недостатков плановой экономики. Во-первых, мы до сих пор во многом пользуемся достижениями той самой экономики. Во-вторых, в любом деле важно, кто им руководит. Недостижимый для капстран подъем экономики под управлением Сталина тому яркое подтверждение.
Георгий Ситнянский
"Недостижимый для капстран подъем экономики под управлением Сталина тому яркое подтверждение".
При царе Николашке темпы роста экономики были не хуже при куда меньших издержках. А после войны - Япония, Южная Корея, Тайвань...
алексей, да, да алексей
Акула не любила «Акулу»…
ЕВРЕИ БЫСТРО НАХОДЯТ ОБЩИЙ ЯЗЫК С ДЕГЕНЕРАТАМИ ИЗ МЕСТНЫХ АБОРИГЕНОВ
Всегда вызывала лютую ненависть жена Горбачева с вечно злющими глазками, и, еще больше раздражала досужая болтовня идиотов, о том, какая она добрая (улыбается много?), интеллигентная, интеллектуальная, элегантная. Подобрал несколько соответствующих мест. И короткое описание, как посетил Горбачев вместе с "интеллигентной и доброй" подводную лодку "Акула".
В программе, посвященной ВМФ России, морской офицер вспоминал, как Горбачеву, при посещении им Североморска для ознакомления с самой мощной подводной лодкой "Акула", было предложено спуститься вглубь подлодки - традиция, сложившаяся десятилетиями, когда именно главы государства посещают лучшие единицы атомного подводного флота. Все присутствующие были поражены, когда Горбачев сказал, что у него и так богатое воображение и осматривать лодку он не будет.
Но особенно оскорбило моряков откровенное хамство Раисы Максимовны, которая заявила, обращаясь к подводникам: "Вам еще не надоело здесь служить?"
КАПРИЗНАЯ ХОЗЯЙКА
О своеволии Раисы Горбачевой много рассказывали очевидцы — люди из охраны и прислуга. Например, начальник охраны, полковник Виктор Кузовлев, вспоминает, как на важное совещание, назначенное на 11.00, Горбачев явился после полудня. И рядом с ним важно шла его супруга, а затем без тени сомнений она уселась вместе с учеными, специалистами и руководством за стол. Оказалось, что опоздал генсек из-за жены — она долго собиралась!
Первая леди быстро привыкла к тому, что все ее приказы и капризы выполняются беспрекословно.
Например, от нее буквально не было покоя начальнику 9-го управления (служба охраны) Юрию Плеханову: Раиса Максимовна привыкла звонить ему по много раз в день, требуя повышенного внимания, советуясь по каждому пустяку. Плеханов настолько устал от такой требовательности, от положения игрушки в руках жены генсека, что просил отставки или перевода, а позднее примкнул к восставшим против Горбачева членам ГКЧП.
Личный повар семьи Горбачевых, Евгения Ермакова, рассказывала, как часто Раиса Максимовна доводила ее до слез своими противоречивыми приказами. Например, заказывала обед к 14.00, но до последних минут повар не могла согласовать с ней меню — Горбачева тянула с решением, и только мастерство поварихи позволяло ей с честью выходить из положения, но скольких нервов ей это стоило!

По требованию Раисы Максимовны в каждую страну, в каждый зарубежный город, куда она отправлялась с мужем, на самолетах доставляли автомобили отечественного производства — специально для нее, чтобы она могла ездить на них с личным шофером. Это, конечно, было очень накладно для государства.
И ЕЩЕ О МОРАЛЬНОЙ СТОРОНЕ ДВУХ УРОДОВ.
В последние лет 10-12 всплыла доселе неизвестная тема: брат Раисы Максимовны - писатель Евгений Титаренко. В своих воспоминаниях она кратко упомянула, что ее брат болен алкоголизмом, но больше ни слова. Но слово не одно, но много больше слов, чем одно слово можно сказать и нужно. Вскоре после прихода Горбачева его жена, пользуясь властью своего мужа, упекла своего брата в психиатрическую лечебницу аж целых на 30 лет, чтобы не портил общий вид, так сказать. Пить ее брат пил, но за это не в сумасшедший же дом на пол жизни. Заявлялись и журналисты в психушку и снимали скрытой камерой высказывания врачей о психике Евгения Титаренко, которые говорили, что он психически здоровый человек, а не недоумение журналистов - разве ему в сумасшедшем доме место - отвечали, понизив голос (даже при срытой камере?!) - ну, так надо, так власти решили.
И сам Михаил Сергеевич Горбачев решил не ехать на похороны матери - почему?
ДА, ТАК МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ РЕШИЛ, ВОТ И ВСЕ - ПОЧЕМУ.
Михаил Горбачев полюбил Хью Гранта за 325.000 $

+++++++++++++++++++
В 1999 году, находясь в Стамбуле, бывший президент СССР Михаил Горбачев произнес речь о том, какую роль сыграла его жена в распаде великой страны:
«Уничтожение коммунизма, диктатуры над людьми – цель моей жизни, в чем полностью поддерживала меня Раиса Максимовна. Она раньше меня осознала необходимость этого и подталкивала меня к тому, чтобы я занимал большие должности, использовал свое высокое положение в стране и в партии для достижения данной цели. Плановая экономика мешала развитию наших народов, и только рыночная экономика позволила нам динамично развиваться».
Многие бывшие члены ЦК КПСС и другие деятели на протяжении всех лет после распада Союза говорили, что Горбачев был всего лишь марионеткой. А всеми делами заправляла его супруга, она и виновата в развале страны.
Раздражать же народ жена Горбачева стала совсем по другому поводу и даже еще до того, как ее муж возглавил великую страну.
ВО ВРЕМЯ ВИЗИТА В АНГЛИЮ В 1984 ГОДУ ОНА КУПИЛА БРИЛЛИАНТОВОЕ КОЛЬЕ И СЕРЬГИ ЗА 5 ТЫС. ДОЛЛАРОВ И РАСПЛАТИЛАСЬ КРЕДИТКОЙ! КРЕДИТКОЙ? НЕСЛЫХАННОЕ ДЕЛО!
Карточку «Америкен экспресс» советский человек, тем более член Политбюро, иметь никак не мог, ведь надо было заводить счет в заграничном банке. Михаил Горбачев потом оправдывался перед Черненко. И спасло будущего лидера лишь то, что генсек в то время уже серьезно болел.
А уж когда Горбачев сел на генсековское кресло, он распорядился, чтобы Раиса получала грандиозные командировочные, как сопровождающее лицо. И она тратила эти деньги на побрякушки и меха. Еще люди возмущались тем, что супруга лидера желает ездить во всех странах на советских спецавто. А они ведь доставлялись самолетами – это немаловажная статья бюджета государства.
ЛЮДИ ТОГДА ВСЕ ЧАЩЕ И ЧАЩЕ ОСУЖДАЛИ СУПРУГУ РУКОВОДИТЕЛЯ СТРАНЫ, КОТОРАЯ ВЕЗДЕ СОПРОВОЖДАЛА СВОЕГО МУЖА. ОНА ВЕЛА СЕБЯ НЕ ЦЕРЕМОНЯСЬ, МОГЛА ПЕРЕБИТЬ, НЕ ДОСЛУШАВ СОБЕСЕДНИКОВ, САМА ЖЕ ГОВОРИЛА ДОЛГО И НРАВОУЧИТЕЛЬНО.
При этом речи жены Горбачева нельзя было назвать ни умными, ни решающими какие-то проблемы. Так, болтовня. И все это постоянно крутили по телевидению СССР.
В ухудшившейся экономической обстановке в стране общество раздражали показные манеры Раисы Максимовны - ее привычка постоянно менять наряды, носить меха и дорогие украшения.
В конце 1987 года в интервью, данном американскому журналисту Брокау, Горбачев рассказал, что обсуждает с женой все вопросы. Даже те, которые решаются на самых высоких уровнях. Этим он сознался, кто на самом деле руководит Советским Союзом.
«Миша, тебе сильно повезло, ты теперь муж жены Генерального секретаря СССР», - как-то прилюдно высказалась она.
Николай Рыжков вспоминал, что в присутствии жены Горбачев терялся, робел. Она не дозволяла ему спорить, возражать. Он должен был делать все, что она желает, беспрекословно.
Во время правления Горбачевых для них были построены шикарные резиденции. Они ведь надеялись, что будут править до конца жизни.
Конечно, подписывал все Горбчаев. Не Раиса Максимовна. Но будь Михаил Сергеевич мудрее, он не стал бы слушать жену, развалившую страну лишь ради того, чтобы без проблем покупать меха и бриллианты в зарубежных бутиках...
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Запад и сегодня благодарит Горбачева за предательство.
Запад и сегодня благодарит Горбачева за предательство.
82
Ваши новости 13:35 18 авг 2021
Что было бы, если бы сейчас был СССР
Что было бы, если бы сейчас был СССР
2
Ваши новости 12:01 12 апр 2019
Какие тайны скрывает секретный бункер Горбачева в белорусских лесах
Какие тайны скрывает секретный бункер Горбачева в белорусских лесах
11
Мужской журнал 18:26 03 апр 2022
Совесть или 740.000 руб пенсия Горбачева
Совесть или 740.000 руб пенсия Горбачева
17
Ваши новости 08:00 25 май 2019
Что в СССР можно было получить за собранный мусор
Что в СССР можно было получить за собранный мусор
8
Все о работе руками 12:01 12 апр 2024
При Сталине такое было. Самая уникальная афера времен СССР
При Сталине такое было. Самая уникальная афера времен СССР
19
Мужской журнал 08:00 04 апр 2021
Почему было нельзя разваливать СССР
Почему было нельзя разваливать СССР
36
Ваши новости 15:01 06 окт 2021
6 популярных бытовых приборов в СССР, которыми было опасно пользоваться
6 популярных бытовых приборов в СССР, которыми было опасно пользоваться
9
Все о работе руками 08:01 02 май 2023
Надежный способ отбиться от стаи собак. Покажу средство, что у меня всегда работает. Почему в СССР не было бродячих собак
Надежный способ отбиться от стаи собак. Покажу средство, что у меня всегда работает. Почему в СССР не было бродячих собак
10
Все о работе руками 10:01 25 янв 2024
Описан тайный заговор Андропова по развалу СССР
Описан тайный заговор Андропова по развалу СССР
75
Ваши новости 10:01 08 сен 2021
Роковое 13 января: Кто будет сидеть за Горбачева давно решено
Роковое 13 января: Кто будет сидеть за Горбачева давно решено
7
Ваши новости 00:02 15 янв 2019
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства