Показы по различным телеканалам советских художественных фильмов на историческую тематику предваряются в большинстве своем комментариями «искусствоведов», призванными убедить зрителей, что почти весь этот киноассортимент, особенно 30-х – начала 50-х, – заказуха. Не избежала такого клише и двухсерийная лента 1953 года «Адмирал Ушаков. Корабли штурмуют бастионы».
Знаменитую кинодилогию Михаила Ромма показали по телеканалу «Время» 15–16 октября. Картина посвящена победам русского военного флота под командованием Федора Ушакова на рубеже XVIII–XIX веков на Черном и Средиземном морях. Показ предварялся комментарием, что фильм сугубо идеологический, направленный против Запада и Турции, что, дескать, соответствовало климату в отношениях СССР со странами НАТО в последние сталинские годы. А потому конъюнктурный и его нужно бы смотреть с оглядкой. Тем более что, оказывается, Запад никогда не был однозначно настроен против России...
“Вскоре после ХХ съезда КПСС из художественных и документальных фильмов стали в массовом порядке вырезать не только кадры со Сталиным и Молотовым, но даже их портреты”
Да, геополитическая ситуация была в 1953-м де-факто «ни войны, ни мира». Да, Турция всячески помогала Германии в войне нацистского блока против СССР (
Не секрет, что в современных фильмах советскую и российскую историю переиначивают с очевидными целями. Кстати, уже вскоре после ХХ съезда КПСС из художественных и документальных фильмов стали в массовом порядке вырезать не только кадры со Сталиным и Молотовым, но даже их портреты. Но за пределами СССР картины поныне демонстрируются в оригинальных версиях.
«Адмирал Ушаков» был удостоен первого места в номинации «Лучший иностранный фильм» на международном кинофестивале в Виши в 1954 году. При этом являл собой часть воссоздания подлинной российской истории, культуры и науки в документально-художественном их обрамлении на кино- и телеэкранах в конце 30-х – первой половине 50-х. Напомним в этой связи такие всемирно известные художественные кинополотна тех лет, как «Минин и Пожарский», «Александр Невский», «Путешествие в Арзрум», «Суворов», «Кутузов», «Адмирал Нахимов». А также «Петр I», «Иван Грозный», «Герои Шипки» (о генерал-адъютанте Скобелеве). А еще «Композитор Глинка», «Хмельницкий», «Белинский», «Даргомыжский», «Попов», «Менделеев», «Академик Павлов», «Суриков», «Тарас Шевченко», «Депутат Балтики» (о русском биологе Клименте Аркадьевиче Тимирязеве). Напомним и об орденах Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, учрежденных в годы Великой Отечественной.
Но со второй половины 50-х были сняты с производства художественные фильмы той же направленности: «Лермонтов», «Герцен», «Николай Гоголь», «Братья Черепановы», «Циолковский», «Емельян Пугачев», «Степан Разин», «Годунов» и ряд других. Лишь считаные из них были восстановлены или пересняты в конце 70-х – середине 80-х. Но в иной политтональности. Ибо отдел культуры ЦК КПСС еще в мае 1956 года предписал «устранить в советском киноискусстве свойственную периоду культа личности завуалированную, а чаще всего прямую пропаганду славяно- и особенно русофильства. Но прежде всего – величия и мощи царской России».
Именно в этом контексте чередуются, притом с конца 80-х, предпоказные комментарии о фильмах конца 30-х – первой половины 50-х. Но почему их поныне показывают? Потому что, по данным многих телеканалов, они получают потоки зрительских писем с просьбами включать в программы именно такие кинополотна. Хотя это вовсе не оговаривается просьбами о постсоветских политкомментариях «искусствоведов»...
Cкорее всего клише заказуха более уместно для них самих.
политолог
Комментарии (0)