Эта Америка сломалась, несите новую. Make America Great Again. США политических свобод и борьбы за гражданские права превратились в карикатуру на революционную Украину. Что случилось, осмыслить сложно. Кажется, и там никто ничего не понимает, но в век интернета мы все – свидетели того, что происходит в любом конце земного шара.
Я, конечно, и на этот раз далек от апокалиптических настроений: хочется верить, что хотя бы власть сумеет сделать нужные выводы там, где общество сошло с ума. Но произошедшее – столь очевидный симптом, что важно диагностировать болезнь. «Эта американская бойня не прекращается. Эта страна нездорова», –
«Мирные протестующие выступают против полицейского произвола. Радикальное крыло выступают за это же, но считает, что надо использовать насилие. Антифа просто за всеобщее насилие, но их цели не имеют ничего общего с протестующими. Белые супремасисты тоже за насилие, но и у них свои абсолютно противоположные цели. Мародеры за насилие и анархию, потому что это позволит им грабить и мародерствовать. У них нет идеологии. У анархистов и белых супремасистов одинаковые методы (хаос, насилие), но они придерживаются разных конечных целей и идеологий: анархия, марксизм у одних; белый супремасизм (идеология превосходства – прим. ВЗГЛЯД) у других.... Мародерам вообще всё равно, им просто надо грабить. Членам антифа грабежи на руку. Белым супремасистам тоже грабежи и беспорядки на руку, потому что это дискредитирует движение по гражданским правам. У вас уже закружилась голова? Именно поэтому я еще раз повторяю: любой, кто пытается весь этот бедлам и хаос показать, как нечто однородное – врет вам», – пытается
Что же это за болезнь? Механизм передачи заразы
Но симптомы и пути заражения – это не сама болезнь. Вся история политики основана на популизме, и с этой точки зрения ничего нового не произошло. Разве что популизм теперь из вертикально интегрированного превращается в сетевой: властителями дум оказываются любые бобчинские и добчинские, а не политики, интеллектуалы и популярные телеведущие.
США строились как свободное общество: по крайней мере, это декларировалось даже в эпоху рабства и уничтожения коренного населения. Быть свободным – значит признавать права других, но с этим американцам удалось справиться только к 70-м годам прошлого века, когда было покончено с расовой дискриминацией; признания прав сексуальных меньшинств пришлось ждать еще дольше.
А потом маятник качнулся в другую сторону: потомки униженных и оскорбленных решили взять реванш над потомками палачей. Собственно, примерно это можно видеть и в ЮАР, где конец режима апартеида стал началом эпохи насилия черных расистов.
Это знакомо и нам – по революционным временам. Кто был ничем, стал всем и обнаружил не жажду социальной справедливости, а лишь стремление превзойти своих недавних угнетателей. Это – вполне логичное проявление присущей массам и их угодникам психологии ресентимента: потребность искать виноватых, а не решение проблем, которые создают безвыходный замкнутый круг насилия. Убийство белым полицейским черного рецидивиста вызвало волну совершенно справедливого негодования. Но такое уже бывало не раз, как и синхронные вспышки разбоев. Сегодня проблема не в протестующих против полицейского произвола и даже не в черных мародерах – а в белых либералах, которые всем сердцем и всей душой слушают музыку погромов.
|
Фильм «Джокер» очевидно неслучайно стал лидером кассовых сборов: сегодня его можно расценивать, как пророчество. Он попал в больной нерв аудитории. Предыдущий приступ американской болезни был связан с выборами Трампа. Удивительным образом относительно толерантное общество раскололось на два смертельно враждующих лагеря. Избиратели несменяемых элит демократов и республиканцев никогда друг друга особо не жаловали, но нацию сплачивали единые ценности. Капитализм довольно уродлив, но он не навязывал единства взглядов, и это казалось залогом гражданской стабильности.
Теперь же «либеральный» демократический лагерь оказался самым непримиримым. Пресловутую толерантность словно не забыли, а закопали. Истеричное навязывание единственно верного учения стало основой предвыборной кампании людей с хорошими лицами. «Кто не с нами, тот против нас» – сограждане с другими политическими взглядами превратились в идеологических врагов, словно вернулись времена маккартизма, или осуществился реэкспорт «революции достоинства». Болезнь современного американского общества – это «либеральный» тоталитаризм, который к либеральным ценностям никакого отношения не имеет: в наше время самые дикие оксюмороны становятся привычной реальностью.
Еще недавно я иронизировал над отечественными «либералами», которые защищают права и свободы от граждан, которые их недостойны. Но поразивший их вирус успешно преодолевает границы, и теперь американские «либералы» защищают правоту мародеров от людей, которые хотят спокойно пользоваться в своей стране своими конституционными правами: «запирайте етажи, нынче будут грабежи!» Мотивированы ли они ненавистью к Трампу и его избирателям-реднекам, или психозом, развившимся на почве коронавируса, совершенно неважно (хотя давеча они паниковали и требовали карантина, а нынче решили, что посредством массовых демонстраций зараза не передается). Кипит их разум возмущенный, и в смертный бой вести готов.
Если раньше речь шла о равных правах для всех, то теперь – о правах обладателей правоты. Если «левые» правы, то «правые» – виноваты. Они должны стоять на коленях. Перед кем – непринципиально: интеллектуальные мародеры используют любой повод, чтобы навязать обществу свою повестку. В данном случае подвернулся протест против полицейского произвола. Конечно же, Америка пожинает плоды собственного расизма, сексизма и прочей нетерпимости – как и Россия пожинала плоды крепостного права и черты оседлости. Конечно же, пока непонятно, кому эта ситуация в итоге сыграет на руку – демократам или республиканцам: выборы покажут.
|
Но проблема в том, что дальше. Выборами эта история не закончится. А выводы из нее делать придется. После 11 сентября либералы жаловались, что США превращаются в полицейское государство. Сегодня оно стоит на коленях перед мародерами. Это – свобода? Перспектива у такой «свободы» одна – то же полицейское государство, только в худшем изводе. За безопасность надо платить. Разве что в новом полицейском государстве одних черных будут политкорректно держать в узде другие. Вопрос в том, будет ли это государство защищать свою конституцию, или идеология политкорректного единомыслия поглотит всё. То, что мы видим сегодня, опасно не разгулом бандитизма, а кризисом оснований демократии. Не валяй дурака, Америка!
Комментарии (1)