Видоизменения в стратегии США по устранению А. Лукашенко от власти в Белоруссии
Дмитрий Минин
В последнее время в многолетней политике США по бойкотированию президента Белоруссии А. Лукашенко как «последнего диктатора в Европе» произошли некоторые изменения, которые по вполне понятным причинам вызвали в Минске определенный прилив оптимизма.
Сначала в столицу страны, начиная примерно с 2016 г. зачастили известные, причем в основном одни и те же, эксперты – «кремленологи», специализирующиеся преимущественно на военно-стратегической проблематике. Одним из первых, например, был помощник замминистра обороны США Майкл Карпентер, принятый, вопреки всем протоколам, по самому высшему разряду президентом страны.
Затем в 2018 г. белорусского лидера посетил молодой, но уже знаменитый тем, что именно он является автором новой доктрины активизации политики США в Восточной Европе, замгоссекретаря Уэсс Митчелл.
И, наконец, кульминация – в конце августа 2019 г. на переговоры с Лукашенко прибыл один из «тяжеловесов» американской политики – помощник президента Трампа по национальной безопасности Джон Болтон.
Казалось бы, вот он долгожданный прорыв унизительной блокады и триумф многовекторной политики, так старательно разыгрываемой окружением Лукашенко в последние годы.
Впору радоваться, что в Вашингтоне, наконец, осознали отсутствие реальной альтернативы действующим белорусским властям и поняли необходимость договариваться по всем беспокоящим Соединенные Штаты вопросам на этом пространстве именно с ними. Однако что-то подсказывает, что как главные цели Белого дома в отношении отрыва Белоруссии от России, так и его персональные предпочтения касательно состава руководителей в Минске, остаются неизменными. Стратегия устранения от власти Лукашенко лишь перешла на иной качественный уровень.
На это указывает в первую очередь то, что вся та команда с американской стороны, которая сумела за последние годы «оседлать» диалог с Минском, - от Митчелла до Болтона вообще не имела никаких полномочий по нормализации отношений с Белоруссией ни от администрации, ни от Конгресса. Поэтому удивляться тому, почему вслед за, казалось бы, многообещающими переговорами все уступки шли лишь с одной – белорусской стороны, и не сопровождались американскими, не приходится. Да их вообще никто и не планировал. По существу, это была не «нормализационная», а все та же «расстрельная» команда, только заточенная под методику современной гибридной войны в стиле 2.0. То, что ее главные протагонисты Митчелл и Болтон за свой излишне «ястребиный» нрав отправлены в отставку, сути дела не меняет. Остальные члены команды по-прежнему на удивление желанные гости в Минске. А главное – разработанные ею установки и методики по трансформации политики Белоруссии и правящего в ней режима также остаются в силе.
Чтобы понять это, следует посмотреть на основные нормативные и доктринальные документы, которыми определяется санкционная политика США в отношении Беларуси. На правовом уровне она регулируется двумя законодательными постановлениями Конгресса: Актом о демократии в Беларуси 2004 г. и Актом о демократии и правах человека 2011 г. В них обоих отчетливо прослеживается курс на смену власти в этой стране, в основном посредством организации разного рода протестных выступлений в духе модных тогда «цветных революций», но в общих чертах. Однако тогда же была принята своего рода «дорожная карта» по воздействию на Белоруссию, которая в силу особого цинизма формально была прикрыта авторством экспертного сообщества США. На деле среди большого числа авторов этой стратегии, отобранных, как подчеркивалось, на двухпартийной основе, были как отставные, так и действующие чиновники. При принятии 23 сентября 2011 года этого официозного по существу документа «Демократические перемены в Беларуси: рамки для действий» присутствовали высокопоставленные представители администрации президента Обамы и даже первый заместитель министра иностранных дел Польши Кшиштоф Становски. Достаточно также сказать, что сопредседателями авторского коллектива были на тот момент директор Центра анализа европейской политики (CEPA), а в последующем замгоссекретаря по Европе и Евразии все тот же Уэсс Митчелл и бывший замгоссекретаря по правам человека и демократии, а затем директор Freedom House Дэйвид Крамер.
При представлении доклада Митчелл тогда говорил о Лукашенко как о «белорусском диктаторе», в отношении которого должна проводиться «энергичная трансатлантическая политика, которая могла бы помочь осуществить реальные демократические изменения в Беларуси».
Крамер же высказался еще более определенно: «Жестокая диктатура на пороге ЕС неприемлема…Куда уйдет Лукашенко? Это его проблема».
Белорусская оппозиция тогда с уверенностью заключала: «Доклад последовательно проводит мысль, что реформы в Беларуси могут наступить только после того, как президент Александр Лукашенко будет отодвинут от власти, и исключает диалог с действующей властью как путь к изменениям в сторону демократии и рыночной экономики».
На радость местным противникам Лукашенко документ содержал обширную программу мер по их материальной, информационной и иной поддержке в духе модной тогда демократии улицы. Но, видимо, уже в тот момент авторы «белорусской стратегии» сомневались в том, удастся ли им склонить на свою сторону широкие массы, а потому высказывали и идеи о иной работе – более скрытой и направленной на национальные элиты, а также окружение самого Лукашенко.
В частности, по плану предполагалось, по-прежнему, ограничивать Минск в финансах, но подготовить существенные резервы для того, чтобы быстро «влить» их в «постлукашенковскую Белоруссию» и тем самым сделать ожидание этого желанной целью для элит.
Хотя будущих лидеров страны в основном намечалось «выращивать» из рядов оппозиционеров, уже тогда высказывалось предположение о вполне возможном «изменении статус-кво в стране в результате импульсов из окружения Лукашенко».
Западные должностные лица «должны быть готовы к такому сценарию и определить наилучшие методы воздействия на эти элиты». Указывалось, например, что еще до начала «оранжевой революции» на Украине в 2004 году Западу удалось установить прочные связи с местными силовиками из разведки и вооруженных сил. Активизация этих контактов признавалась принципиально важной для последующего развития украинских событий. Доклад констатировал, что подобных «агентов перемен» в Белоруссии явно недостаточно. Соответственно ставилась задача данный разрыв ликвидировать. Следует отметить, что работа с украинскими силовиками велась тогда американцами и посредством особой «игры с Януковичем», когда в надежде на собственное признание он открывал для США прямые каналы связи с СБУ и ВС Украины. То есть прецедент для последующего его применения в Белоруссии уже существовал. Примечательно, что авторы документа советовали также обратить внимание в качестве кадрового резерва на всех уволенных за последнее время из органов белорусской власти и потому ею недовольных. Главной целью работы с этими элитами ставились «поиски альтернативы Лукашенко и существующему положению». Запад не должен стремиться к «приручению Лукашенко», а лишь к освобождению от него. «Окружение Лукашенко должно понимать, что лишь после его ухода перед ними откроется светлое будущее».
И вот в 2018 году один из главных авторов этой «революционной платформы» Уэсс Митчелл уже в качестве замгоссекретаря прибывает в тоге «нормализатора» отношений США и Белоруссии в Минск, встречается с президентом. Он что передумал смещать Лукашенко и «переобулся в полете»? Не верит в это, например, известный белорусский оппозиционер, подвизающийся на «Радио Свобода», Павел Усов, считающий поездку Митчелла лишь зондажем. И почти наверняка хорошо об этом знает соавтор Митчелла по указанному докладу Дэйвид Крамер, который с уверенностью заявил, что «Уэсс адресовался к стране Беларуси, а не к Лукашенко».
В реальности же, похоже, от прежних разработок никто и не отказывался, в них просто по-иному расставлены акценты – от неэффективной в условиях Белоруссии ориентации на массы к концентрации внимания на работу с элитами и окружением президента.
А как можно адресоваться к этим аудиториям, особенно из числа силовиков, если не с помощью самого Лукашенко? Вот и крутится вокруг него эта команда, заботясь главным образом о карт-бланше на общение с теми, кто их интересует в большей степени и ничего, по сути, не давая ему взамен.
В сформулированную в США еще в 2011 году стратегию устранения от власти А. Лукашенко в Белоруссии ее творцы, очевидно, внесли определенные коррективы, которые делают понятными и многие практические шаги американских политиков в отношении Минска в последнее время. Сделав отныне акцент не на оппозиции, а на проникновении в непосредственное окружение белорусского президента, они уже определили целевую аудиторию и ведут с ней адресную работу. Самое интересное, что, видимо, в силу своей циничной природы они это не очень-то и скрывают. В этом смысле обращает на себя внимание проведенный в начале 2019 г. в США круглый стол под говорящим названием «Игра Луки» (“Luka's Game”) или, что, по сути, точнее «Игра с Лукой». В интернете имеется аудиозапись данного мероприятия. Оно было проведено все в том же Центре исследований европейской политики (СЕРА), из недр которого в свое время вышел и «антилукашенковский» доклад 2011 г. «Демократические перемены в Беларуси: рамки для действий».
Среди участников были, в том числе один из авторов этого документа, ныне главный редактор СЕРА Дональд Дженсен и нередкий гость белорусской столицы, бывший помощник замминистра обороны США Майкл Карпентер. Так, что можно с полным основанием говорить о преемственности прежних и нынешних установок, касающихся судьбы белорусского президента. Кстати, еще один автор стратегии 2011 г. Уэсс Митчелл после отставки с поста замгоссекретаря также вернулся в СЕРА. Последний, по свидетельствам соратников, несмотря на внешне теплый тон его личных встреч с Лукашенко в период пребывания на прежнем посту, своей позиции на будущее, вернее на его отсутствие, лидера Белоруссии нисколько не поменял. Помимо этого, Митчелл отметился особым вкладом во внесение раскола в отношения Минска и Москвы, когда в середине октября 2018 года перед поездкой к Лукашенко провокационно заявил, что «Украину, Грузию и «даже Беларусь» (!) надлежит рассматривать как часть антироссийского бастиона».
Участники круглого стола «Игра с Лукой», в частности, пришли к выводу, что ни сам Лукашенко, ни белорусское общество к решительному отрыву от Москвы и переориентации на Запад не готовы. Поэтому всякие майданные и цветные сценарии здесь не применимы. У России слишком много рычагов, чтобы не допустить такого развития. А посему было высказано мнение, что опираться в Белоруссии следует на те группы действующих властей и номенклатуры в целом, которые являются носителями прозападных настроений. Именно с ними надо вести главную игру, оказывать им всемерную поддержку и планомерно подводить их к ключевым постам, а также всячески подпитывать белорусский национализм, создавая новую «постлукашенковскую реальность». Особое внимание рекомендовано уделить работе с командованием белорусской армии, в целях чего предложено как можно скорее восстановить в посольстве США в Минске аппарат военного атташе. Понятное дело, что в рамках этой линии сохранение Лукашенко у власти никак не предусматривается. Зато было подробно разобрано его окружение.
В качестве наиболее перспективных с точки зрения интересов Запада эксперты СЕРА указали на министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея и особенно выделили Государственного секретаря Совета национальной безопасности (СНБ) Белоруссии генерал-лейтенанта С. Зася.
Как они подчеркнули, - украинца по происхождению. По их мнению, в последние годы он достаточно успешно снизил в стране влияние КГБ, усилив роль аппарата СНБ, и может стать реальной звездой на белорусской политической арене. Особо на это упирал вернувшийся незадолго до этого из Минска и встречавшийся там с Засем Майкл Карпентер.
Судя по всему, генеральные смотрины Станислава Зася в качестве главного фаворита Белого дома в Белоруссии прошли 31 августа с.г. в Варшаве на четырехсторонней встрече секретарей советов безопасности Белоруссии, Украины, Польши и США. Сам по себе довольно надуманный формат этой встречи, мало укладывающийся в любые представления о союзничестве в современном мире, конечно, льстил самолюбию белорусов, но едва ли служил равноправному обмену мнений. До них попросту доводили то, чего от них хотят и заодно оценивали, особенно Джон Болтон, фигуру Зася. Проверку он, похоже, прошел и одобрение получил.
Ставка американских экспертов на Станислава Зася, независимо от его собственных намерений, в общем-то объяснима. Он несомненно обладает заслуженным авторитетом среди белорусских силовиков и выраженными лидерскими способностями, к тому же вполне восприимчив к западным аргументам. С. Зась родился в 1964 г. в Черниговской области Украины, с отличием закончил военные училище в Баку, академию в Минске, академию Генштаба в Москве. Прошел все ступени военной карьеры в белорусской армии до генерал-лейтенанта включительно. Госсекретарь СБ с 2015 г. Дисциплинирован. Грамотен. Лоялен руководству. И при этом, как говорят, «сильно себе на уме».
Как заявил сам Зась после Варшавы он «интриг ни против кого не плетет». Свою приверженность стратегическому союзу с Россией он подтвердил во время недавнего визита в Минск секретаря СБ России Н. Патрушева, хотя при этом сильно напирал на многовекторность белорусской политики.
Но вот вокруг Зася, как показал и американский круглый стол «Игра с Лукой», интриги точно плетут, – люди многоопытные и теоретически подкованные. Так, в составе СЕРА даже появился специальный человек, явно нацеленный на «дружбу» с ним. Это по возрасту и положению наиболее подходящий Засю генерал-лейтенант Бен Ходжес. После отставки он причислен к СЕРА, где особо никакими статьями или выступлениями не отметился, и, видимо, делегирован туда для общения с представляющими интерес для США иностранными военными деятелями. Ведь удобнее это делать с неформальных позиций. Вояка заслуженный – вторгался во главе 101-й американской дивизии ВДВ в Ирак, воевал в Афганистане, карьеру завершил, руководя всеми американскими войсками в Европе. Уж по каким критериям американцы решили, что для общения с Засем лучше всего пригоден именно он, ведомо только им. Кстати, в октябре с.г. он должен прибыть в Минск на очередной «форум по безопасности».
В Минске нередко обижаются на то, что Москва во внешней политике «им не дает вздохнуть», в то время как стремление суверенного государства вести диалог со всеми совершенно естественно. Все так, но только есть серьезные основания полагать, что та группа американских политиков и экспертов, группирующихся вокруг СЕРА, которая «оседлала» в настоящий момент диалог с Белоруссией, о нормализации отношений с ее нынешними властями думает в последнюю очередь.
Почему никто не спрашивает, а с чего это вдруг на контакты с Белоруссией пошли не какие-то миролюбиво настроенные представители американского истеблишмента или политические прагматики, а самые непримиримые и воинственные ястребы типа Митчелла и Болтона?
Может быть, кому-то даже казалось, что если удастся договориться с такими оголтелыми, то с либералами будет и того легче. Ничего подобного – они и не собирались договариваться. Они просто затеяли с Лукашенко, активно используя его понятное стремление вывести страну из изоляции, манипуляционную игру, конечной целью которой является он сам. В этом им, к сожалению, вольно или невольно ассистирует белорусский МИД.
Из всего видно, что эта группа вообще никак не уполномочена решать задачу нормализации американо-белорусских отношений, о чем говорят и отставки Митчелла с Болтоном. Цель, стоящая перед СЕРА, - поиски теоретических и практических рычагов воздействия на белорусскую политику в выгодном для США направлении и не более того. Возникает вопрос, а знают ли обо всех нюансах разработок СЕРА по форматированию будущей Белоруссии без Лукашенко дипломаты белорусского МИД, которые так настойчиво продвигают ему сотрудников этого центра в партнеры для переговоров? А если знают, то докладывают ли во всех подробностях своему президенту о реальных настроениях заокеанских якобы друзей? Крайне сомнительно.
Комментарии (0)