Новости, политика, экономика, общество

Избегать гонки вооружений не получалось никогда

6 февраля 1922 года крупнейшие морские державы тогдашнего мира заключили Вашингтонский морской договор. Цель была, вроде бы, благородная – ограничить гонку вооружений на море и сэкономить деньги мира для спокойного развития. Только вот результат был строго обратный – несмотря на договор, последовавшая Вторая мировая отметилась крупнейшими в истории морскими сражениями. Почему так получилось? И каким напоминанием это может быть нам, людям, привыкшем жить в мире контроля над вооружениями?

Тесные рамки

Конец Первой мировой принес всем не надежный мир, а лишь запутанный клубок противоречий. Имелись ставшие лишь сильнее после войны Соединенные Штаты, одряхлевшая, но еще присутствующая во всех уголках планеты Британия, молодая и амбициозная Япония, где было еще живо поколение, помнящее средневековые уклады, и группа некогда великих, но сильно потрепанных большой войной держав.

Последние, хоть и утратили былые возможности, но вносили немалую сумятицу. Англичане с французами, например, боялись друг друга больше, чем еще недавно совместно поверженных немцев, и своими дипломатическими баталиями били, в том числе, и по самому Вашингтонскому договору. Именно из-за их противоречий за рамки соглашений были, например, выведены подводные лодки – стороны просто не смогли толком договориться, какое их количество положено французам, и те в принципе отказались подписывать что-то по субмаринам.

 

Но основные «терки» на море, конечно, грозили возникнуть между тройкой в лице Америки, Великобритании и Японии – именно эти страны имели к началу 1920-х самые крупные в мире флоты, отличные морские базы и желание конкурировать на море.

Самым взрывоопасным участником была, конечно, Япония – страна явно опоздала к колониальному переделу мира, и была не прочь взять реванш в Азии. Америка и Британия видели эти амбиции, но еще сами не до конца разобрались между собой – что им выгоднее, соперничать или союзничать. Потенциальное объединение любых двух держав против третьей могло создать опасный дисбаланс, а, значит, угрозу новой большой войны.

В другой ситуации это бы использовали, чтобы дополнительно «раскрутить» экономику через производство вооружений, но после Первой мировой обстановка была другая, и две крупнейшие страны – Британия и США – предпочли за лучшее вооружения ограничить. Япония от этой перспективы сильной радости не испытывала, но в начале 20-х англичане и американцы еще могли давить на нее через экономику. И договор подписали.

Нечестная игра

Пропорции флотов между Британией, США и Японией установили, как 5:5:3, скрупулезно расписав его по тоннажу и типам кораблей. Кроме этого, запретили строить новые корабли с водоизмещением свыше 35 тысяч тонн и орудиями калибра более 406 миллиметров. Этого, по меркам развития военно-морского дела межвоенного периода, было исчезающе мало.

 

Создать сбалансированный, отвечающий требованиям современной морской войны, артиллерийский корабль в таких рамках было невозможно. Тем не менее, американцы и англичане, больше всех верившие в договор потому, что он сохранял выгодный им статус-кво, пытались.

В результате получались то недобронированные, то ослабленные в плане вооружения корабли, которые прозвали «вашингтонскими уродцами». Платить за иллюзии потом пришлось долго, ведь крупный корабль - это вложение долговременное, инвестиция на десятки лет. Штамповать линкоры, как танки или самолеты, не выйдет – поэтому не оставалось ничего иного, как страдать с тем, что есть, дальше.

А вот Япония и возрождавшаяся на глазах Германия «страдать» не собирались изначально. Первая еще собиралась завоевать себе колониальную империю, как минимум, в Китае, и позволенный предельный тоннаж не соблюдала. Германия же, хоть и не подписывала Вашингтонский договор, но вдарила по нему «с ноги», односторонне заявив о выходе из Версальской системы в 1935 году.

 

Немцы стали строить свой флот, окончательно разрушив веру в то, что мнимый успех 1922 года хоть на что-то в итоге повлияет.

Противоположный результат

Вторая мировая запомнилась больше сухопутными сражениями, чем морскими битвами – особенно нам, обладателям культурного кода, в который вплетены Сталинград и Курская Дуга, а не Мидуэй и взятие Окинавы. Но происходившее на морях во Вторую мировую оказалось ничуть не менее масштабным, чем в Первую. А использовавшиеся вооружения были куда мощнее.

Бой в проливе Суригао по количеству вовлеченных сил и потерь превзошел Ютландское сражение. Линкоры «Ямато» и «Айова» превзошли «Куин Элизабет» и «Байерн». О каких-то там 35 тыс. тонн уже никто и не думал – тот же «Ямато» превысил его аж в два раза. Почему так получилось, несмотря на красивый плод дипломатических трудов в виде Вашингтонского договора?

Для понимания этого стоит признать не всем приятный, но очень простой и реалистичный факт – договора имеют реальную силу лишь до тех пор, пока все заключившие их стороны верят в то, что они им выгодны. Как только кто-то начинает считать, что несоблюдение условий принесет больше пользы, чем строгое следование договору – они перестают существовать. И кое-как держатся лишь в виде живого трупа – до тех пор, пока найдется какой-нибудь повод от этого договора отказаться.

И даже продленный СНВ-3, ограничивающий стратегические вооружения, и являющийся, несомненно, нужной вещью, ничем не отличается. Как только кто-нибудь решит, что его не устраивает статус-кво, и он сможет изменить его приемлемой ценой – от договора не останется и следа. И никакие крики о ядерном апокалипсисе не помогут.


Источник: Избегать гонки вооружений не получалось никогда
Опубликовал:
Теги: вооружение азия 3 5 гонка

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
юрий ахонин 
совершенно верно - сильный всегда прав!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Вино из змей и другие сувениры, которых стоило бы избегать
Вино из змей и другие сувениры, которых стоило бы избегать
0
Мужской журнал 11:01 18 май 2021
Никакого согласия не будет никогда.
Никакого согласия не будет никогда.
44
Ваши новости 04:01 28 фев 2021
Таких версий Renault Kaptur на вторичке лучше избегать
Таких версий Renault Kaptur на вторичке лучше избегать
0
Авто-Тема 13:25 06 дек 2021
Подборка фильмов про гонки,от которых ты не сможешь оторваться
Подборка фильмов про гонки,от которых ты не сможешь оторваться
0
Авто-Тема 15:15 30 янв 2021
Если мы примем такие меры нашу страну нежелательные мигранты будут избегать по собственной воле. (опрос)
Если мы примем такие меры нашу страну нежелательные мигранты будут избегать по собственной воле. (опрос)
6
Ваши новости 13:01 24 авг 2021
Первые российские гонки с участием самоходных экипажей
Первые российские гонки с участием самоходных экипажей
0
Авто-Тема 18:55 09 авг 2021
Топ-7 сомнительных решений для ванной комнаты, которых следует избегать
Топ-7 сомнительных решений для ванной комнаты, которых следует избегать
3
Все о работе руками 08:01 06 ноя 2023
Мотоциклетные гонки на колесницах
Мотоциклетные гонки на колесницах
0
Авто-Тема 13:37 16 апр 2021
Почему в современных кирпичных домах трескаются стены, а в старых царских и советских – никогда?
Почему в современных кирпичных домах трескаются стены, а в старых царских и советских – никогда?
6
Все о работе руками 12:01 30 мар 2024
Запад: «Жаль, что мы не слушали русских»
Запад: «Жаль, что мы не слушали русских»
1
Ваши новости 18:01 03 июл 2018
Мужчины никогда не взрослеют
Мужчины никогда не взрослеют
3
Авто-Тема 09:16 11 дек 2019
Почему вдова последнего султана Османской империи почти 40 лет не выходила из дома: Мюшфика Кайысой
Почему вдова последнего султана Османской империи почти 40 лет не выходила из дома: Мюшфика Кайысой
0
Читайте самую соль! 17:43 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства