Новости, политика, экономика, общество

«Извините, нам тут просто жрать нечего». Почему Молдавия ушла от России? Георгий Зотов.

Прилетев в Кишинёв ночью, я не смог найти себе такси. «Нет свободных машин», — высвечивалось в приложении на моём телефоне. Водители-«нелегалы», как обычно, предлагали запредельную цену: 3 000 рублей до города на наши деньги. Подождав полчаса, я наконец-то сумел «схватить» автомобиль.

«Всё лето такая проблема, — пожаловался по дороге таксист. — Из-за коронавируса куча гастарбайтеров вернулась домой, число пассажиров увеличилось, а из такси сейчас многие ушли: несколько фирм разорились, ведь платят на нашей работе копейки. Зато бензин и газ как подорожали!» Жители Молдавии нервно смотрят на рост газовых цен в Европе (на текущей неделе за 1 тыс. куб. м в ЕС платили… $1 000), и прикидывают: если власти не договорятся Россией, им придётся мёрзнуть зимой. Новый президент страны Майя Санду (избрана в декабре 2020 года) от сложностей с газом устранилась — мол, пусть бизнес сам решает вопросы, — а в подорожании топлива на АЗС винит «сговор компаний». «Нормально так проголосовали молдаване за „европейский выбор“, — усмехается бизнесмен Петру Цуркан. — Россия для нас плохая, пойдём в Евросоюз. Видите, снова полная ерунда получилась».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов.

«Поживут чуть и умирают»

На президентских выборах в Молдавии за Санду проголосовали 57,7% избирателей, а на парламентских (июль этого года) её партия получила 52,8% голосов: правда, больше половины молдаван к участкам не пришли. Пророссийский политик-социалист Игорь Додон проиграл вчистую: его не поддержали даже жители родного села Садово.

«Россию мы любим, — уверяет меня пенсионерка Мария Петряну. — Я дома только по-русски с роднёй говорю. Что случилось? Депутаты, которые за социализм борются, уверяют: мол, выберете нас, отношения с Россией будут лучше. Нет! Мы их уже выбирали, толку ноль: молдавские товары ваши покупатели не берут (отвыкли за время санкций), а денег российские банки взаймы не дают. Европа тоже не пряник, но там половина Молдавии работает: мой сын апельсины в Италии собирает, дочка уехала в ФРГ, трудится поваром в ресторане. По 1 000 евро в месяц зарабатывают… Россия нам такого не предложит».

Правда, с «европейским выбором» в Молдавию приходят и неприятные правила из Европы. Например, правительство Санду по требованию МВФ обсуждает отмену закона о снижении пенсионного возраста, хотя с 1 января 2022 года женщины Молдавии должны отправляться на пенсию в 57 лет, а мужчины — в 62… Мол, не потянет молдавская экономика «молодых» пенсионеров. «Я тогда на улицу выйду протестовать, — возмущается Мария Петряну. — У нас и без того люди пару лет поживут на пенсии — и умирают».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов.

Напряглись с русским

За четыре дня в Кишинёве на молдавском ко мне обратились лишь один раз. В магазинах всюду ценники на «великом и могучем», на рынке с покупателями общаются по-русски. Но, поскольку к власти пришли поклонники объединения с Румынией, в отдельных регионах республики народ напрягся: тем более прежние поправки к закону о языках (о соблюдении прав русскоязычного населения) признали противоречащими Конституции Молдавии. «Стоит вспомнить: гражданская война в 1992 году началась, едва националисты возжелали перевести в Приднестровье обучение на латиницу и отменить русский, — в раздражении говорит учитель литературы из Гагаузии Александру Опрян. — Если мечтаете, чтобы люди знали молдавский, организуйте бесплатные курсы, а не пытайтесь заставить познать государственный язык силой. В принципе, давно уже пора провести референдум на тему того, хотят ли молдаване сделать русский вторым языком в Молдавии. Но ни одно правительство не решается это сделать: боятся. Нам нужно искать вещи, которые нас объединяют, а не разобщают, но политики об этом не думают».

«Рубль упал, я уехал»

За 30 лет после распада СССР Молдавия так и не смогла стать полностью независимым государством. Маятник качается то в одну сторону, то в другую. Население голосует за прозападных политиков, устаёт от них и голосует за пророссийских. Вскоре они надоедают, и избиратели опять бегут в сторону Запада. Около миллиона граждан страны работают в ЕС (треть из них — в Италии): строителями, сиделками у стариков, дворниками, посудомойками. В Россию на заработки ездят 350 000 молдаван, и с каждым годом их всё меньше и меньше.

«Я десять лет в Петербурге, как это сказать… служил водителем автобуса, — вспоминает 49-летний Сергей Бэнэцяну. — Денег хватало, но потом началось… в 2008 году рубль упал, потом в 2014-м сильно свалился… а я ж домой в Бельцы доллары отправляю. Пришлось переехать сначала в Румынию, после в Италию, я консьержем там устроился… работа непыльная, платят хорошо. Конечно, все наши молдаване, кто на Западе, голосовали за Санду. Она обещает, что Молдавия в Евросоюз вступит, а это важно: люди бедные вкалывают полулегально сейчас, их и обманывают, деньги не выплачивают порой. Если в ЕС будем, станет легче. Я к России прекрасно отношусь… но извините и поймите меня тоже, пожалуйста: нам просто жрать нечего».

«Гляньте на Афганистан!»

В Молдавии народ простой: стоит в автобусе паре бабушек начать обсуждать политику, к ним обязательно подключатся несколько пассажиров. Я уж чего только не слышал. Пару раз люди горячо ссорились на тему того, что Евросоюз уже не нужен: «Вы посмотрите, чего с Афганистаном случилось! — витийствовал дедушка лет семидесяти. — Думаете, будут проблемы, Запад за нас заступится? Да ему плевать!» В другом случае обсуждали, что ЕС выделяет помощь для молдавской экономики в 36 миллионов евро. Сошлись на мысли: разворуют не меньше половины, но раньше бы распихали по карманам вообще всё. Кстати, новый президент Майя Санду серьёзно (а не показушно) ввязалась в борьбу с коррупцией и достигла приятных населению результатов. Людям давно и безусловно нравится, когда нечистых на руку чиновников и прочих взяточников выводят на чистую воду. Насчёт России Санду высказывается аккуратно, объясняя: отношения с восточным соседом, особенно торговля с ним, для молдаван очень важны. Видно, что ссориться она не хочет. В то же время президент Молдавии посетила организованную на Украине «Крымскую платформу», где политики нескольких стран с умным видом обсуждали, как им оторвать от России Крым. Поэтому не так всё просто.

«Молдаване чудовищно устали за последние 30 лет: они готовы уже на что угодно, — разводит руками бизнесмен Вячеслав Красавченко. — Им реально по барабану происходящее: на выборы большинство не ходит, у многих основная задача — сегодня найти деньги, продуктов купить и поесть. Апатия всеобщая. Завтра скажут, что всё, присоединяемся к Румынии, — даже протестовать не пойдут. Люди с правительством на разных планетах живут: лишь бы их не трогали и дали зарабатывать. Да и России мы, уж признайтесь, не нужны: наши политики сделали так, что вы ни Молдавией, ни молдавскими товарами больше не интересуетесь». Мне нечего ему возразить. Увы, за много лет мы так и не смогли решить, нужна ли нам Молдавия. Боюсь, когда решим, что всё-таки нужна, станет совсем поздно.

Георгий Зотов 


Источник: «Извините, нам тут просто жрать нечего». Почему Молдавия ушла от России? Георгий Зотов.
Опубликовал:
Теги: фото Закон дорога женщина Россия

Комментарии (69)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Борис Эппель
Я могу с высоты прожитых лет поделиться своим впечатлением о несчастной Молдове, жизнь в которой я знаю не понаслышке! Молдова в советские годы была прекрасной жемчужиной СССР туда стремились многие многие люди, население Молдовы в советские годы составляло 4,5 млн человек, что мы видим по прошествии 30 лет "Независимости", даже по официальным данным в Молдове сейчас проживает около 3 млн человек страшнейшая бедность, а если брать неофициальные данные(я им верю больше чем официальным) в Молдове еле-еле наберётся 2 млн потому что основное население находится за пределами Молдовы: Италия, Испания, Португалия, Америка, Германия- вот далеко неполный перечень стран которые приняли трудолюбивых молдаван которые умножают богатство этих стран, но только не своей Родины-Молдовы. В советские годы Молдова была индустриально аграрной республикой которая производила полный перечень товаров и услуг, вспомните молдавские фрукты и овощи, молдавское вино и многое другое. А что мы видим сейчас, полный развал промышленности, сельского хозяйства Молдова в настоящее время умирающая страна, я считаю что Георгий Зотов написал прекрасную статью, но что может изменить одна статья, когда деградировало сознание людей которые в одночасье стали никому не нужными, предоставлены сами себе(как хотите так и выживайте). А президент себе ездит по заграницам и рассказывает о дружбе с Россией только рассказывает, на самом деле палец о палец не бьёт чтобы это была действительно дружба и плодотворное сотрудничество, очень жаль жителей Молдовы, которые бьются как рыба об лёд, но у них ничего не получается потому что нет абсолютно никакой поддержки! А жаль хотелось бы чтобы наступили лучшие времена, ведь народ Молдовы этого заслуживает!!! И я в это верю ведь: Надежда как известно умирает последней!
Алексей Сафронов
Борис, при согласии с вами (во многом) и следуя логике, то тогда нам нужно "жалеть" фашиствующий народ украины и прочих, кто выбирает для своего управления тех, кто их грабит и унижает? Нет, не "жалости" заслуживают так называемые молдаване, а ГОРДОСТИ за их недавний свободный выбор отделения от России.
Геннадий Дашков 
На сколько я осведомлён, Молдавия, в Советском союзе, была дотационной республикой и приличные деньги им доплачивали? В большей мере - это благодаря Л.И. Брежневу, т.к. он был первым секретарём КПСС в Молдавской ССР.
Борис Эппель
Ну и? Геннадий о чём это говорит? Что только Молдавия была дотационным регионом? Но между тем все жили и не бедствовали как сейчас!
Николай Парасочко 
В России денег нет что бы их содержать как было в СССР. Содержали за счет России и Белоруссии.
Борис Леонтьев
Тезка, да в СССР везде жили и не бедствовали. Геннадий не об этом, я думаю. В статье прослеживается мысль «да мы бы и рады, с Россией, но россияне к нам как-то не так относятся». Поэтому мне хочется попробовать объяснить отношение россиян, как я это понимаю, не только к молдаванам, а вообще к гражданам из бывших когда-то братскими республик.
Геннадий, не зря сказал о дотациях. Это просто объясняет то, за чей счёт развивались некоторые республики. Это, как теперь говорят, не «предьява» -нет Боже упаси. Просто констатация факта. За счёт русских бывшее «братья» и их новоиспечённые страны стали такими, какими они пришли к 1991 году — богатыми, с развитой экономикой и с совсем не бедным населением. Когда СССР распался, русские без задней мысли говорили: «В добрый путь!». Но вот прошло тридцать лет и что?. Разве в Молдове та же экономика с которой они вышли из СССР? Разве русские, отняли насильно то, что ими было сделано в Молдове во времена РИ и СССР? Нет, молдаване всё сами, извините за грубое слово просрали. И вот, став вновь бедными и голодными, они говорят: « русские, вы нам не помогаете, вы плохо к нам относитесь, не так как раньше, поэтому мы хотим в ЕС».
Но, ведь если Россия вновь вам даст всё то, что давала раньше, вы опять всё «просрёте», потому, что за 30 лет без России ничего создавать сами вы не научились, а ЕС давать бесплатно тоже ничего не будет. То, что ЕС и США дает бесплатно другим, они потом втридорога возвращают уже бесплатно для себя вашей территорией и природными ресурсами.
И ситуация абсолютно одинаковая для всех бывших «братских» республик: «Русские давайте ещё, а то, что вы нам дали раньше мы уже просрали!». И только Белоруссия живёт бедно, но за свой счёт.
И в этом причина того, что Россия уже больше никогда не возьмёт никого, кроме Белоруссии, вновь в свой состав в виде национальной республики. Потому как из дерьма вытаскивать россиянам придется, а как вытащим они опять "незалежности" с жиру захотят. Так что всем себя самим за волосы придётся из дерьма вытаскивать.
Vyacheslav Vologzhanin
Борису Леонтьеву
Сурово и грубо. Особенно, если учесть, что, проголосовав за сохранение Союза, в 90-х мы свою экономику тоже "просрали".
Не всегда дотационность означает нахлебничество. Дальний Восток был почти сплошь дотационным. Плановая экономика предполагала пересмотра цен в пользу решения более насущных задач.
Виктор Alekseevi4
Все республики в СССР являлись дотационнными (кроме РСФСР). Она была самой нищей республикой в Союзе.
Борис Леонтьев
Вы правы Вячеслав, и Россия свою экономику тоже просрала. Но не искала виноватых. Россия сама себя за волосы из дерьма вытаскивала, а бывшие "братья" не помогали нам, а в это дерьмо лишь больше гавна подкидывали. Но мы таки смогли себя оттуда вытащить и ни у кого ничего не просили и не ныли.
Евгений Мардасов 
Всем доплачивали. Не дотационными были только Россия и Азербайджан.
Геннадий Дашков 
Дотационными были даже прибалтийские республики..., они к этому так привыкли, что решили уйти в евросоюз, в надежде, что кормёжка продолжится. Ан нет, оказывается ещё и обобрали!!! Об остальных, что говорить?
Vyacheslav Vologzhanin
"Борис, ты не прав". Даже сейчас многие ищут виноватых. Достаточно посмотреть этот сайт. Не слышали стишок : "...Кошка бросила котят,.."?
Многие, словно, из другого времени, забыли в чьё правление продавали свои ваучеры и даже не видят, что происходит рядом с собой, не говоря о стране.
Валера Апёнышев
СЛАВА ТЫ НЕ ПРАВ- ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ВО ВРЕМЯ СССР НЕ БЫЛ ДОТАЦИОННЫМ.Я ЖИЛ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. ТАМ ДОБЫВАЛОЬ ЕЖЕГОДНО ПРИМЕРНО ОТ 22 ДО 25 ТОНН ЗОЛОТА.ВЫРАЩИВАЛОСЬ ПОЧТИ ВЕСЬ УРОЖАЙ СОИ.ОЧЕНЬ МНОГО ЛЕСА ШЛО НА ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ТАК И ЗАРУБЕЖ.ПЛЮС МАШИНОСТРОЕНИЕ.ПЕРЕСЧИТАТЬ НАДО ГДЕ,В КАКОЙ МЕРЕ БЫЛ ДОТАЦИОННЫМ А МОЖЕТ САМ ДОТИРОВАЛ ТАКИЕ СТРАНЫ КАК МОЛДАВИЯ И СТРАНЫ ЛИМИТРОФЫ.
Vyacheslav Vologzhanin
Валера, с удовольствием бы поддержал тебя. Амурская, Магаданская области, Якутия были источником золота для СССР. И не только. Дальний восток добывал и обеспечивал СССР рыбопродукцией, если память не изменяет - около 40%. Но все это требует капитальных вложений: на покупку техники, судов, орудий лова, топлива., элеваторов, дорог, электричества. Способна была Амурская область обеспечить себя всем необходимым со своим миллионным населением, включая детей и стариков? Только за одну пятилетку колхозы Амурской области получили 11,5 тысяч тракторов и комбайнов. Это колхозы, где в среднем приходилось по 80 дворов.
Может ты и прав, какие-то субъекты выбивались из дотационных в доноры. Но я не нашел данных по российским областям и краям в период СССР.
Но знаю, что в сельском хозяйстве Амурской области после целинной эпопеи наступил спад из-за снижения плодородия земли, из-за несоответствия себестоимости продукции земледелия и животноводства стоимости промтоваров и т.д.
Александр П. 
Бедствовала только Россия, которая кормила союзные республики. Что показывает состояние республик.
Paul Momot 
"По 1 000 евро в месяц зарабатывают… Россия нам такого не предложит" - да почему Россия должна вам предлагать больше, чем своим гражданам?
Ах да, граждане России живут в России, а мы - в Европе. Ну извините в России ходят рубли, а если хотите евро... ну сами знаете куда идти.
Василий Фокин 
А он и не говорит, что им Россия что-то должна. Он говорит, что Россия НЕ МОЖЕТ. И это-то и грустно - гордиться тем, что граждане России живут на грани нищеты или в нищете, просто глупо.
денис гудков 
у меня з/п 400 евро в месяц , а молдаване хотят 1000 ...
Илья
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
денис гудков
Ну ты чудак. Что ж ему вместо европейских 1000 выбирать российские 400???. Тем более, что из Кишинева до Рима, что до Москвы по длине одинаково. А итальянский молдаванину выучить как два пальца об асфальт...)))
Сергей Тестин 
Да нету их у нас и слава богу! Пусть учать хоть африканский,хоть собачий, если им знакомый и родной с детства русский не нравится!Нравится им убирать буржуйские сортиры за бесплатно(часто кидают)вперёд! Мы плакать не будем.
Paul Momot 
"Россия нам такого не предложит"
НЕТ слова "не может"
А если бы и могла - зачем?
Paul Momot 
Да молдаванский почти как итальянский, только с акцентом циганским.
Илья
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Paul Momot
Даже хуже, но многие слова и целые выражения очень похожи
Александр П. 
Почему, вдруг, в России гастарбайтерам должны платить больше чем своим гражданам? Адаптируйте свою экономику под Россию. Хотите быть в Европе, так и зарабатывать нужно там.
Александр Клюянов 
Ослабление позиций России в мире произошло во многом по вине именно российских политиков. В потере бывших общесоюзных территорий и потере необходимого влияния на ВСЕ бывшие республики СССР ВИНОВНЫ как последние руководители-предатели Иуда Горбачёв и Алко Ельцин, так (и в большей степени!) В. Путин с лавровским МИД. Например, кого они назначали послами РФ на Украину? Недалёкого газовщика Черномырдина и проворовавшегося мошенника Зурабова. Ни тот, ни другой совершенно не занимались вопросами начавшегося при них гнобления русских. До уничтожения русского языка им также не было дела. Первого заботили только доходы от поставляемых углеводородов, второй стал липшим другом врага России Порошенко. Кто из политиков высшего ранга РФ признал публично позорный проигрыш (и перечислил причины) американцам (с обратной стороны Земли!), установившим на территориях перелицевавшихся приграничных стран полный контроль над всем периметром РФ? НИКТО за катастрофический провал не пострадал. НИКТО не подал добровольно в отставку, поняв, что по его вине Россия понесла и будет нести десятилетиями астрономические потери во всех аспектах материальной, политической и культурной жизни государства. Значит в самой России у народа нет возможности активно влиять на собственную власть, а над властью нет Закона, который бы адекватно обеспечивал контроль за результатами деятельности высших должностных лиц государства.
Борис Эппель
С этим комментарием Александр я с Вами полностью согласен, а вот с первым комментарием абсолютно нет!
Борис NIKITIN
Молдавия прекрасная страна с очень хорошими людьми, но задурили им головы "про самостийность" в 90 годы, про евро ценности , евро демократию да не только им и что они все имеют сейчас ?
"Извините, нам тут просто жрать нечего"- знакомо и нам россиянам ? про пидорасо\олегархов речь не идет

большая политика , власть , поделить бабло , хочу быть главным ...хочу ...хочу и что ??!!
- один пьяница спился и сдох забытый всеми, а если всполнят то с матом ( ну дворец в его честь назвали , но послучайте , что про него говорят люди ..от этих слов в гробу надо вращаться в 140 миллинов оборотов в секунду )
другой сидит за границей и боится в бывший СССР нос сунуть , расстрелять могут , да не спец службы , пенсионер с ружьем ...
Игорь Петровичь
Молдавия ушла от России всего лишь из-за того, что мы меньше даём и правильно делаем! Чем беднее они будут, тем дешевле наём гастарбайтеров из их "огромной" державы... И пенсию мы им платить не обязаны, а ещё лечить, холить и лелеять! Аминь - хотели независимость? Вот теперь жрите большими ложками!
Борис Эппель
Игорь, Игорь-тебе бы ума поднабраться, или на худой конец научиться читать! Прочитай предыдущие комментарии эти комментарии написали люди погруженные в этот процесс, а не тыкающие пальцем в небо как ты!
Игорь Петровичь
Когда тупицы переходят на личности без веских доводов, можно сделать вывод, что пальцем они, Боря, даже в небо не тыкают, а лишь в своё анальное отверстие от отчаяния - вижу-вижу, тебе сей процесс знаком! Я же живу в стране свободной и оставляю за собой право высказываться так, как считаю нужным! В следующий раз, если по сути сказать будет нечего, лучше придавайся и дальше своему увлекательному хобби, описанному выше!
Владимир Зубов
При отсутствии общей границы - вопросы сотрудничества возможны только через третьи страны. Таким образом актуальность для России утрачивается. В Молдове нет высокотехнологичного продукта, к сожалению.
Виктор Кононенко 
Да у нас и при общих-то границах превалирует не перспектива, а бабло сиюминутное. За 30 лет Украина стала бандеровской при равнодушии бизнес-политиков РФ, потихоньку дрейфует в сторону Казахстан...Словом, билась Раша за самостийность от "совка" (на самом деле за грабеж страны в пользу шайки " избранных ") и добилась суверенных от неё княжеств.
Александр Клюянов 
Сначала нужно разобраться с теми, кто сдал/предал/уничтожил СССР. (Кто будет новым Илюхиным?...) До сих пор многие из этих негодяев неподсудны, более того, - на высоких должностях в РФ и пользуются привилегиями капиталистического строя, ради чего они и старались. А расширение (возврат к границам Советского Союза) возможен лишь мирным путём при условиях: 1. Россия должна показать мировые темпы улучшения жизни своих граждан; 2. Добровольное желание большинства населения соседних республик на возобновление Единого Союза на новом историческом этапе. Первое условие может быть выполнено лишь в условиях современного СОЦИАЛИЗМА. Путин и его миллиобдёры (хозяева РФ) никогда не согласятся на возврат справедливого социально-политического и экономически оправданного (КНР) строя - СОЦИАЛИЗМА. Слово за толерантным (до лихой поры) народом...
Борис NIKITIN
подзабылись слова Ленина : ..." пускай сотни газет - как бы они там ни назывались - социалистические, почти социалистические и прочие, - пускай сотни чрезвычайно громких голосов кричат нам "диктаторы" "насильники" и прочие слова, - мы знаем, что в народных массах поднимается теперь другой голос народные массы говорят "Теперь не надо бояться человека с ружьем. Потому что он защищает трудящихся и будет беспощаден в подавлении господства эксплуататоров".
Сильно сказано и пусть эти слова говорит киношный Ленин
но слова душу греют
и для служб - нивкоемразенепризываюксвержениюстроянасильственнымпутем
Виталий Кирпиченко 
Народ винить в том, что он выбирает себе такое правительство, которое меньше всего думает о народе и стране, наверное, надо, но и понять можно. Жизнь простого работяги что в Молдове, что на Украине, что в России мало чем отличается -- везде он считает на ладони копейки. Тут же ему предприимчивые людишки, гораздые на обман чего только не наобещаю. Златые горы, молочные реки! И всё для того, чтобы пробраться к власти! Пробравшись, думают, как набить мошну! Совет: учиться надо мыслить глобально, а не узко, не зацикливаться на лишней копейке, которую сулят, а брать по-крупному: всё народное, всё моё!Олигархов -- к ногтю!
Андрей Андреев
За что боролись на то и напоролись…
Борис Эппель
Андрей! Никто за это не боролся, за нас решили три урода Ельцин, Кравчук, Шушкевич, их имена будут прокляты в веках!!!!!Аминь!
Николай Парасочко 
Не нужно много слов Это при молчаливом согласие народа все было сделано Или забыли как сидели ночами и слушали Голос Америки А с утра рассказывали сколько у них колбасы Хотели 200 сортов колбасы-получили Хотели машины- получили Хотели что бы зуб без боли и за деньги-дергайте Три желания исполнилось. Так что сами виноваты.
Борис Эппель
Борис хороший комментарий, но неточный, про самостийность речь вообще не шла, катализатором этого процесса была отмена русского языка в Молдавии в 1989 году националисты хотели узаконить в Молдавии один государственный язык-румынский, жители Тирасполя рабочие, крестьяне, нормальные люди вышли на железнодорожные пути и перекрыли сообщения между Молдавией и остальным миром это и послужило поводом отделения Приднестровья от остальной Молдовы, вот истинная причина этого конфликта не разрешённого до сих пор вот уже 32 года.
Борис NIKITIN
извини ..а что в 1989 году Верховным Советом Молдавской ССР при отмене русского языка в ней этом самом Совете сидели не европидоры , продажные пиндосовские суки : Председатель Президиума Верховного Совета Молдавской ССР М.Снегур, член Президиума Верховного Совета Молдавской ССР Д.Ниделку при внешнй доброте душевной жаждующие самостийности ?
Борис Эппель
Да конечно ты прав, но тогда они о Европе ещё не думали тогда они думали только о собственном кармане!
Анатолий Гринько 
Всё очень просто , если бы народ в России жил как в Европе многие захотели дружить,а с нищебродами кто захочет дружить.
Павел Селезнев 
Нищеброды это хохлы и молдаване! Самые нищие в Европе!
Виктор Alekseevi4
РФ на 89 месте в мире - по уровню жизни населения. Самая богатая страна в мире - бля.
Валера Апёнышев
ВИТЯ ОТ ТЕБЯ ПРЕТ НЕГАТИВ, НЕ МОЖНО ТАК.НАША СТРАНА САМАЯ ЛУЧШАЯ В МИРЕ. А НА ПРОЦЕНТЫ (ПОДСЧИТАННЫЕ ПИНДОСАМИ) НАМ НАПЛЕВАТЬ.
Igor Zupko
Молдова -- благословенная земля.
Климат лучше не бывает.
Плодородная земля.
Расположена удобно.
Ну и... что мешает процветанию?
Почему Швейцария в горах может процветать.
Нидерланды где большая часть территории ниже уровня моря и в любой момент может прорвать и затопить.
Швеция на севере... скалы и холод...

Может всё таки некоторые народы еще не дозрели до собственной государственности?
А чего свою страну спасать, лучше поехать с соседям на заработки.
Психология батраков...
Галина Сперанская 
Швейцария за счет банков живет, её даже Гитлер не тронул...
Андрей Хаджи 
страна без полезных ископаемых, с дефицитом пресной воды... И дело не в том, что народ тут простой, а в том, что вокруг все сложные: фрукты-овощи, выращенные тяжёлым трудом фиг заграницу продашь (нужна куча сертификатов, квот, рядом Украина с б0льшими возможностями демпингует цены), вино уходит задаром (как конкурировать с остальной Европой? чистый экономический заговор, недаром говорят, Евросоюз начал строить Гитлер), казалось бы, страна может выиграть от транзита, но инфраструктура с советских времён не развивается (еврокредиты в основном направлены на выкачивание дешёвых трудовых ресурсов, на свою страну рук и мозгов не хватает). Вот и получается, что молодые (и даже люди в солидном возрасте) уезжают, зарабатывают несколько тысяч евро и в лучшем случае возвращаются, чтоб потратить на импортную продукцию, а в худшем - остаются там и голосуют за то, чтобы ничего в стране не менялось, за Санду. Вот Додон хотел взять выгодный российский кредит, построить жизненно необходимые дороги но только кто позволит? Европе нужна своя послушная трудовая колония под боком...
Олег Карцев 
Процветания и независимости Молдавии. Страна со временем сама себя накормит. Спасибо за коньяк и вино, молдоване! Моблизуйтесь! На себя надейтесь, а не на Рашу, Укропство или Гэйропу. Сила в вас самих.
Olav Olavson 
Жаль, что все так печально. Единое государство надо восстанавливать. Менять политический строй, возвращать социализм. Вернуть плановую экономику - когда, несмотря казалось бы на "убыточность" развивали все сферы человеческой деятельности и все регионы, получая в итоге сбалансированную, самодостаточную экономику и здоровый социум. Все наелись уже дикой жадности, пора обратно слезть с деревьев, выйти из пещер и опять становится людьми.
Александр Романов
Что, опять на шею русскому мужику хотите посадить соседей, которые паразитировали на России?
Андрей Хаджи 
Не путайте Молдову с Приднестровьем, там хохлов много развелось, вот они и любят паразитировать.
Алексей Сафронов
И правда говорят: Молдавия, приЕбалтия, Руина и прочие с возу - России легче!
К счастью и они, т.е. молдоване (который на самом деле нету) так же считают.
Аслиддин Казиев 
Мне очень жаль что Молдавии так сильно ушёл назад Я очень скучаю по Молдавии 1973г мы были на практике с Терасполским педагогический института сами красивие города и села,
Олег Архипов
"Обои нужно клеить без пузырей"-статья первая,конституции Молдавии.
Александр
"По 1 000 евро в месяц зарабатывают… Россия нам такого не предложит"
----------------------------------------------------------------------------
Уже смешно по тамошним понятиям нищета! Неужели ещё и в Молдавию получается что-то отправить?
Что касаемо цены на газ... В Молдавию газ поставляется по долгосрочным контрактам и стоит чуть дороже, чем в Белоруссию (что-то порядка $150) Не им за газ плакаться...
Борис Эппель
Александр прочитал твой комментарий и немедленно позвонил в Молдову Откуда ты взял 150 долларов за газ, люди платят по 1000 долларов за 1000 кубометров если есть сомнение позвони сам спроси, зачем публиковать фейки, зачем неправильно информировать людей?
Валерий Лыюров 
Значит, существует разница, которая где-то оседает. Находясь здесь, в России, это вряд возможно выяснить.
Илья
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Борис Эппель
Я в Молдове живу. Закупочная цена газа пока 145$ за 1000 кубов. Почти половину накручивает АО "Молдовагаз", который распределяет его по стране. В итоге к потребителю он доходит уже по цене 268$ за 1000 кубов, ну ещё плюс 8% ндс. В АО "Молдовагаз" 50% акций принадлежит российскому "Газпрому", 35% акций правительству Молдовы, 13,5% правительству Приднестровья, остальные по мелочи между частными лицами. Так что тут те ещё махинации раскручиваются...)
Николай Парасочко 
А по сколько Европа платила за газ России в прошлом году По 100 долларов за тысячу,в этом году по 220 и Российский газ перепродают от 700- 1000 зеленых Лихо однако. Как в старой поговорке 25 Ваньке.25 Ваньке Комсомол.профсоюз и я с х.м остаюсь Все равно Европа объвинит Россию в повышение цены на газ,а не своих спекулянтов.
Андрей Хаджи 
Александр, я живу в Кишинёве, почти в центре. Так вот, рядом с моей пятиэтажкой частный сектор, а за окном, между домов чиновников и управленцев - низенькая халупа бабульки, которая постоянно собирает куски сломанной мебели на мусорке, чтоб зимой не помереть от холода. И у нас таких почти пол страны. Смекаешь, как их с распадом союза грабанули?
Андрей Хаджи 
Валерий, долги Приднестровья по газу бешенные. Я ни на что не намекаю, так...
Александр
Дружище, я говорю про стоимость газа по КОНТРАКТУ! Это почём ГП им продаёт. А уж почём им ихняя мокрощелка впаривает и сколько она себе берёт - вопрос другой. Белорусам, между прочим, газ Лука тоже две цены накручивает... Но какое отношение это имеет к фактам? Так что не спеши обвинять в фейках и, поверь, истина всё же не в телефонных сплетнях - учись пользоваться официальными данными, а не сплетнями.
Александр
А кто сомневается?
Александр Кудрин 
А чего её на Россию то смотреть, в России и з/п 400 долл. и пенсионный возраст даже больше, чем в Молдове только хотят поднять.
Mихаил Я_П
Был в Молдавии в 1968 и 1969 гг. (в детстве). Ездили в Дубоссары (теперь это ПМР). Так вот, в 1968 попали в эпидемию холеры! Несколько дней нас не выпускали из гостиницы в Кишинёве, где планировали провести лишь ночь. Сейчас уже мало кто помнит об этом. Но в целом - впечатление от Молдавии очень хорошее!
Николай Глухов
Думали, что они кормят Россию...
Tadeush Bunko
Я не понял,что молдаван надо кормить. Что рук нет? Я знаю,сколько существуют Россия много молдаван трудились в РОссии. И руки были. А что с приходом к власти демократов руко пропали. Беда тогда. Вам легче почти в сторону ЕЭС и НАТО. Может там дураков найдете и вас начнуть кормить. Но сначала верните долги России. Может тогда и работать е надо будет. Вам бабки будут давать, что вы молдаве. Вот жизнь наступит. Но тогда Молдавия может стать большим европейским барделом. Ведь молдаваночки красивые женщины, но то что скандиваские или немки. Там женщину трудно отличить от мужчины.А здесь огонь,кровь с молоком.
Юрий Солдаткин
Дома работать не пробовали? Ищете где платят лучше, как бродячие собаки, ищущие хозяина подобрее!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Георгий зотов: как относятся к америке в современном вьетнаме?
Георгий зотов: как относятся к америке в современном вьетнаме?
12
Ваши новости 20:01 03 сен 2018
Извиниться россии перед ес? не дождётесь. георгий зотов
Извиниться россии перед ес? не дождётесь. георгий зотов
0
Ваши новости 14:03 03 ноя 2017
Ненавидят Россию, но жрать требуют исправно: Режиссёр Михалков "разгромил" Собчак, Навального и Ко
Ненавидят Россию, но жрать требуют исправно: Режиссёр Михалков "разгромил" Собчак, Навального и Ко
90
Ваши новости 04:01 30 мар 2020
Почему американцы стирают в прачечных, а не дома? Почему для них стиральная машина – это роскошь? Объясняю просто
Почему американцы стирают в прачечных, а не дома? Почему для них стиральная машина – это роскошь? Объясняю просто
9
Все о работе руками 06:01 26 фев 2024
Георгий вицин: «убить можно и любовью, и славой»
Георгий вицин: «убить можно и любовью, и славой»
0
Мужской журнал 12:01 27 июн 2021
Предсказания ясновидцев о России (Просто напоминаю)
Предсказания ясновидцев о России (Просто напоминаю)
22
Ваши новости 21:01 08 мар 2019
ПРОСТО ДОБАВЬ ВОДЫ+
ПРОСТО ДОБАВЬ ВОДЫ+
32
Мужской журнал 10:02 14 апр 2018
Девушки, которым нечего скрывать
Девушки, которым нечего скрывать
12
Авто-Тема 22:41 13 янв 2018
Жрать, -не помогать, -и никому ни рубля! - личина либеральной оппозиции России.
Жрать, -не помогать, -и никому ни рубля! - личина либеральной оппозиции России.
11
Ваши новости 18:45 15 авг 2018
Почему плиточный клей используют вместо штукатурки: дешево и просто
Почему плиточный клей используют вместо штукатурки: дешево и просто
1
Все о работе руками 12:01 03 апр 2024
Извините, а они реально думают, что в мире живут одни идиоты?
Извините, а они реально думают, что в мире живут одни идиоты?
39
Ваши новости 12:46 26 авг 2020
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
Секрет лотка для яиц. Оказывается, в него помещается не 10, а 14 яиц
3
Все о работе руками 10:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства