Новости, политика, экономика, общество

Как Китай за сорок лет из отсталой страны стал крутейшей

В феврале в Китае Желтая Земляная Собака передала бразды правления столь же Желтой и Земляной Свинье. Как и в других странах, в новогодние дни в Поднебесной подводят итоги года уходящего. Для китайцев он запомнился чередой торжеств и памятных мероприятий в связи с 40-й годовщиной начала проведения «политики реформ и открытости». Отсчет принято вести с 18 декабря 1978 года, когда Дэн Сяопин получил партийное «добро» на самые глубокие экономические преобразования. Возможность побывать в знаменитых специальных экономических зонах, с которых начиналось китайское «экономическое чудо», представилась корреспондентам «МК».

фото: ru.wikipedia.org

Уникальный мост между Гонконгом и Китаем.

Современный Китай — лучшее доказательство эффективности политики реформ, проводимых вот уже 40 лет. Во время поездки нам удалось ознакомиться с очень разными городами — старинный Гуанчжоу и пропитанный английским духом Гонконг, совсем юные по китайским меркам Шэньчжэнь и Чжухай. Они отличаются друг от друга архитектурой, диалектами местных жителей и даже правилами уличного движения. Зато их объединяет общая цель: угнаться за лидерами мирового экономического развития, а еще лучше — обогнать их. «Я не первый раз в этой стране и каждый раз поражаюсь, как быстро и масштабно строят китайцы», — восклицает коллега-китаист, сидящий рядом в автобусе, который везет нас то мимо многоэтажного делового центра в форме круглой монеты, то к зданию нового университета — уменьшенной копии главного здания Московского университета. В КНР есть чему удивиться: сочетание бесконечных небоскребов и впечатляющих исторических достопримечательностей. Вот такой он, «новый» Китай — тщательно выстроенный и преобразованный за последние 40 лет.

На стыке социализма и рынка

Сорок лет — короткий срок для такой древнейшей цивилизации, как китайская. Но за это время выросло несколько поколений людей, на глазах которых бедная и отсталая страна стала второй экономикой мира. Сегодня КНР — ключевой торговый партнер более чем 120 государств. Достичь таких результатов Поднебесной удалось благодаря «политике реформ и открытости», начатой в 1978 году. Тогда страна была в руинах после провального «большого скачка», в ходе которого от голода умерло более 10 млн человек, и последовавшего десятилетия «культурной революции». Вскоре после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году у руля правящей партии и страны встал Дэн Сяопин. Он-то и взял курс на новую «политику реформ и открытости», ставшую рецептом китайского «экономического чуда». Как мы убедились, это чудо — не миф из прошлого, а впечатляющая реальность дня сегодняшнего.

Яркий пример эффективности курса Дэн Сяопина — город Гуанчжоу, административный центр провинции Гуандун, который стал первой точкой нашего пути. За свою многовековую историю Гуанчжоу прошел путь от небольшого порта на реке Чжуцзян (Жемчужной) до современного мегаполиса и промышленного центра глобального значения. Город заполнен множеством образовательных центров, научно-исследовательских институтов, десятками тысяч высокотехнологичных предприятий и по праву считается центром науки, торговли и промышленности на юге КНР. Помимо производственных успехов, Гуанчжоу привлекает толпы туристов своими историческими памятниками и различными достопримечательностями. В Гуанчжоу находятся самая высокая в Китае Кантонская телебашня, знаменитый оперный театр, а также тот самый круглый 140-метровый небоскреб Guangzhou Circle.

К Гуанчжоу примыкают две специальные экономические зоны, созданные в 1980 году в рамках «политики реформ и открытости» как стыковочные механизмы между социалистической экономикой КНР и рыночной на территориях английской колонии Гонконг и португальского Макао. Эти две зоны — Шэньчжэнь и Чжухай — помогли создать тот симбиоз лучших сторон двух экономических систем, который и вывели на лидирующие позиции сначала приморские провинции, а затем и весь Китай. За 40 лет Шэньчжэнь стал вровень с Гуанчжоу и превзошел Гонконг в 4 раза по ВВП.

В бывшей рыбацкой деревне Чжухай и сегодня можно увидеть сцену разгрузки дневного улова. Но рядом начинается многокилометровая набережная с десятками небоскребов. Налоговые льготы и иные финансовые стимулы, близость с Макао и Гуанчжоу поспособствовали развитию города в современный мегаполис, который сейчас один из самых активно развивающихся в Китае. Среди ведущих предприятий Чжухая нам сразу назвали крупнейшего китайского производителя кондиционеров Gree. В современном, но без пафосных излишеств здании штаб-квартиры компании нам рассказали о ее истории и нынешней специфике работы. В ходе разговора выяснилось, что большую часть продукции закупают, как ни странно, США. Там давно уже не производят ни бытовую, ни промышленную холодильную технику. Поэтому так называемая торговая война между Китаем и Штатами может отразиться, прежде всего, на американских потребителях. У компании имеется свой научный центр, где происходит разработка новых моделей подобной техники с учетом всех пожеланий и требований потребителей в 160 странах. Пользуются спросом китайские кондиционеры и в России. Причем, как подчеркнули в компании, несмотря на экономический спад в нашей стране, продажи идут на подъем. «Причина тому — на удивление жаркое лето, которое порадовало россиян в 2018 году» — объяснил представитель Gree.

Работа в специальной экономической зоне дает китайскому производителю кондиционеров привилегии. В частности, государство предоставляет не только налоговые льготы, но и дешевую аренду земли. Сотрудники поделились с нами, что сейчас средняя заработная плата составляет 6500 юаней (примерно 65 тыс. рублей).

Дороги, мосты, небоскребы

В числе главных преимуществ Чжухая — его расположение. Рядом Гуанчжоу, Макао, Гонконг. Причем Гонконг совсем недавно стал еще ближе. Между Чжухаем и Гонконгом начал действовать современный мост, который мы в ходе нашей поездки смогли оценить по достоинству.

Мост, который называют «жемчужным», так как он находится в дельте Жемчужной реки, открыли 23 октября 2018 года. Амбициозный проект начинается на искусственном островке в Чжухае, где расположены погранслужбы и таможни КНР. Затем мост на 22,9 км тянется над устьем реки Чжуцзян и упирается в еще один насыпной остров, на котором находится въезд в подводный тоннель длиной 6,7 км. Выйдя на поверхность, тоннель переходит в виадук, снова идущий над водой до насыпного острова, на котором расположен новый международный аэропорт Гонконга. Дальше путь идет до погранпунктов Гонконга, находящихся на выезде с острова. Любопытно, что, хотя мост и соединяет материк с бывшей британской колонией Гонконг, где движение левостороннее, по нему водители едут как в Китае — по правой стороне.

Возведение моста, длина которого со всеми ответвлениями, развязками и тоннелями достигает 55 км, обошлось почти в $20 млрд. Он поражает своей монументальностью. При постройке инженеры озаботились тем, чтобы конструкцию не смогли разрушить ни землетрясения, ни ураганы, ни аварии судов, а срок службы ее рассчитан аж на 120 лет. В основном по магистрали курсируют автобусы и коммерческий транспорт, перевозящий пассажиров, частные автомобили могут проехать только по специальным разрешениям. Подводные тоннели и эстакады хоть сначала и пугают своей витиеватостью, но позволяют очень быстро добраться из Гонконга до континентальной части Китая: дорога займет меньше часа. Правда, пассажирам приходится проходить пограничный контроль, так как регионы находятся в разных юрисдикциях. Чжухай по-прежнему имеет статус специальной экономической зоны, а Гонконг после перехода в состав Китая в 1997 году стал специальным административным районом. В Гонконге, как и в Макао, применяется еще одно изобретение Дэн Сяопина — политика «одна страна, две политические системы».

Здесь живут самые состоятельные бизнесмены Китая, которые, по сути, и управляют территорией. Государство возглавляет главный министр администрации. У Гонконга отдельное Законодательное собрание, полиция, местная валюта (гонконгский доллар), паспортная система и даже визовая политика — в то время как остальные китайцы обязаны получать визы для поездок за границу, граждане Гонконга совершенно спокойно путешествуют без них.

Пообщавшись с жителями Гонконга, мы узнали, что многие из них даже не считают себя китайцами. Действительно, европейское влияние сказалось на внешнем виде и манерах гонконгцев — люди очень вежливые и спокойные, одеваются как европейцы, практически все говорят на английском языке. Еще одна особенность Гонконга, которая сильно выделяет город на фоне «другого» Китая, — это доступ к мировому Интернету. На остальной территории КНР приходится пользоваться местным аналогом либо незаконно обходить запреты, что и делает значительная часть молодежи, стремящаяся быть поближе к остальному миру.

Хотя Гуанчжоу и Чжухай тоже буквально напичканы небоскребами, их количество в Гонконге нас просто поразило. Впрочем, для этого небольшого района небоскребы — не роскошь, а необходимость. Гонконг — одна их самых густонаселенных территорий в мире, поэтому в городе уже давно не строят здания ниже 30 этажей. Однако у этой особенности есть и обратная сторона: тем, кто не зарабатывает миллионы, жить здесь несладко. Местные жители рассказали, что более 100 тысяч человек в городе вынуждены ютиться (порой целыми семьями) в 10-метровых комнатах-«клетках», в которых невозможно даже встать в полный рост. Но и за проживание в таких условиях людям приходится отдавать половину заработка.

Еще одно сильное впечатление от Поднебесной — обширная сеть высокоскоростных железных дорог. Бум строительства ВСМ стартовал в Японии еще в 60-е годы прошлого века, и всего в возведение этих магистралей власти страны вложили около $300 млрд. Китайская сеть ВСМ протяженнее, чем в Японии и Европе вместе взятых: она превышает 20 тысяч км.

Конечно, одно дело слышать о таких цифрах и другое — ощутить их, как говорится, на собственном опыте. Так, например, путь из Пекина в Шанхай длиной 1318 км занимает чуть менее 5 часов. Для сравнения: поезд «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом едет на час быстрее, но и расстояние здесь в два раза меньше. Что же касается стоимости проезда, то местные коммунисты обещают дороги для бедных. Но пока реальность не совсем соответствует словам чиновников.

Кремниевая долина по-китайски

Потратив на переезд из Гонконга по скоростной магистрали всего 14 минут, мы оказались в Шэньчжэне. Благодаря «политике реформ и открытости» он из нищей деревни превратился в город небоскребов, деловых центров, знаменитых на весь мир предприятий. Теперь здесь живут более 12 миллионов человек. В Шэньчжэне нас впечатлило большое количество зеленых парков, разбросанных по всему городу. Экологическая обстановка здесь лучше, чем в других промышленных центрах, и печально знаменитый китайский смог хоть и бывает, но пореже. Люди, переехавшие из других регионов, говорят, что для них это огромный плюс — ведь когда неделями не видишь чистое голубое небо, это сказывается не только на здоровье, но и на настроении и работоспособности.

Шэньчжэнь часто сравнивают с американской Кремниевой долиной, и не зря. Этот мегаполис — один из самых быстроразвивающихся в КНР. В 1980 году он был объявлен свободной экономической зоной, и с тех пор поток китайских и иностранных предпринимателей, рвущихся сюда, не останавливается. Город привлекает все больше инвестиций и новых технологий. Понаблюдав за местными жителями, мы заметили, что в городе практически нет не то что пожилых, но даже людей средних лет. И действительно, оказалось, что средний возраст проживающих в городе — менее 30 лет! Эти молодые специалисты съезжаются со всего Китая (да и многих стран мира) в Шэньчжэнь ради реализации своих жизненных целей. Многие даже переносят свой бизнес из соседних регионов. «Главный принцип жизни в Шэньчжэне — это скорость» — поделился с нами местный житель. Люди здесь быстро работают, споро ведут бизнес, активно разрабатывают новые технологии, да и просто не теряют времени зря.

Цена чуда

В чем же секрет китайских рекордов? Безусловно, в их основе лежит эффективность экономической модели. В стране была принята экономическая политика, нацеленная на развитие инфраструктуры, которая помогла иностранным компаниям открывать производства. Как говорил Дэн Сяопин, «неважно, какого цвета кошка, — главное, чтобы она ловила мышей». И действительно, в Поднебесную потекли иностранные инвестиции. В Китае повсюду началось строительство заводов. И надпись «Made in China», по сути, стала на долгие годы синонимом дешевых товаров по всему миру. Тем временем кошельки китайцев начали быстро пополняться.

Но также, по словам первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, немаловажную роль играет и четко проведенная грань между бизнесом и властью. «Конечно, государство вмешивается в бизнес, но в КНР есть понятные правила. Если предприниматель не лезет в политику и не нарушает антикоррупционное законодательство, он может продуктивно и эффективно работать», — отмечает эксперт.

Опыт китайских экономических преобразований может быть полезен и для России, но для достижения внушительных результатов необходимы определенные условия. «Китай делает все для развития и привлечения иностранных инвестиций: там не надо годами добиваться подключения электроэнергии и исключены такие случаи, когда компания ждет согласования инфраструктурных вопросов. То есть при схожем с нами политическом климате для бизнеса созданы все условия», — уверен Сигал. Кроме того, КНР тратит гигантские средства на развитие скоростных дорог, и тем самым страна добивается ускорения перемещения товаров и грузов. Причем эти вложения делаются из года в год в рамках госполитики. «Все можно сделать, если государство проявит политическую волю. Но для этого надо также решить вопрос взаимоотношений с Западом. Кстати, западный бизнес в Китае чувствует себя очень комфортно и вкладывает в страну десятки миллиардов долларов», — считает эксперт.

В результате всего за несколько десятилетий из бедной страны Китай превратился в одного из мировых лидеров. Достижение? Несомненно. Но и у «чуда» есть цена. Причем отдать пришлось то, что за деньги не купишь. Проблема перенаселения так и не решилась, а сейчас Поднебесная кроме гендерного дисбаланса столкнулась и с другой проблемой — старения населения. Другая, не глянцевая сторона экономического роста — загрязнение окружающей среды. Плотный смог здесь уже стал привычной частью пейзажа. Кроме того, в стране острый дефицит плодородных земель. А найти озеро или реку, не загрязненную химикатами, непросто. Даже несмотря на внушительные экономические успехи, Китай — страна с малообразованным в массе своей населением, а бюджетные расходы на образование по-прежнему находятся на низком уровне. Плюс ко всему, в КНР внушительное расслоение населения по материальному благосостоянию. Хоть реформы и помогли вывести 740 миллионов человек из нищеты, около 8% населения все равно проживают за чертой бедности.

Что ж, реформ без издержек не бывает. Но, как мы убедились в ходе поездки, Поднебесная явно не намерена останавливаться на достигнутом и по-прежнему готова к очередному экономическому рывку.


Источник: Как Китай за сорок лет из отсталой страны стал крутейшей
Опубликовал:
Теги: фото транспорт дорога китай страна

Комментарии (12)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Ruslan Ivanov
Команда экономических ДАУНОВ у руля !!! Пенсионные фонды сперва, все разорили незаконным изъятием денег. А до этого каждый год новой формулой изымали у пенсионеров деньги, Сталин всю экономическую команду премьера к стенки бы поставил… Впору прокуратурой и ФСБ ими заняться. .. У нас нет Толкового экономиста у власти типа Глазьева… Поражает экономический дебелизм у руля!!!Нельзя категорически нельзя, Бюджет лишь бы как наполнять. Постоянно меняются правила и экономические законы. Кто такое выдержит ??? И так во всем. Меня поражают экономисты у власти – это полные дебилы… а по существу не созидающие, а уничтожающие государство. ЭКОНОМИСТ – это как гроссмейстер играющий на 60 досках одновременно , но только стоящих в 60 городах ( и в каждом городе 60 шахматных досок. Причем в 60-ти государствах ( и в каждом государстве взято по 60 городов). Из чего следует, что современный экономист это – одарённейший: математик, аналитик и прогнозист и т. д… Нет у нас у власти такого экономиста…. В условиях кризиса охеревшие чиновники добивают страну…. НЕЛЬЗЯ категорически НЕЛЬЗЯ в России повышать цены на то, что у нас больше всего и являющейся нашим достоянием. А именно: ЗЕМЛЯ, ГАЗ, БЕНЗИН, СВЕТ и и ОБЯЗАТЕЛЬНО АРЕНДА и Земля т. д… Нельзя аренду превратить как основной и массовый бизнес по выколачиванию денег…Налоги на землю УБЬЮТ Россию…Дебилы желающие любым путем пополнить бюджет – хуже предателей!!! Так как подъём ставок по аренде, губит в развитие всему другому… Низкие цены - Это основа дающая старт и росту новым производствам и предприятиям, тех которых у нас нет и мы лезем закупать на западе за валюту… Не понимая этого руководящие ЧИНУШИ тормозят, а по существу уничтожают Россию. Что сделал Китай - он свое достояние, огромное население превратил в стартовый рост и развитие (самая низкая заработное плата – была) У нас есть историческая возможность не просто существовать, а превзойти все страны по темпам роста и развития… ЕСТЬ ВСЁ…- кроме экономического ума руля….
Василий Петрович
так , кто ТАМ, наверху ... на генном уровне выучившись, считают, что ДЕНЬГИ В ТУМБОЧКЕ ЛЕЖАТ...ОТСЮДА так ВСЕ ВИДЫ шоуШНИ ТАК РАЗРОСЛИСЬ И БЛАГОДЕНСТВУЮТ...
Валера Ратников
А всё потому, что не было у них перестройки!
Николай Сосновский
Была. Под названием "Большой скачок". Но они её до конца довели в отличие от нас.
Георгий Ситнянский
Большой скачок был за 20 лет до того и кончился тем состоянием, к какому китай пришёл к моменту смерти Мао.
Габит Махмутов 
А у нас после Сталина не было таких руководителей как Дэн Сяопин.
Те, кто в свое время кричали на каждом углу о перестройке, первыми предали свою Компартию и перестроились в демократов или бизнесменов.
Георгий Ситнянский
Можно подумать, Сталин был "таким руководителем, как Дэн Сяопин"! Если бы так, он бы НЭП не зарубил. После смерти Сталина хотели сделать нечто подобное китайскому варианту Берия и Маленков...
Павел Владимиров
Нет. Ненужно делать движение вперёд, в режиме ошпаренной кошки. Которая мечется из одной стороны в другую сторону. При этом приводя в исполнение смертную казнь в исполнение за взятки. У нас за доллары расстреливали. Всё созданное не прошло проверку Временем. Созданное не имеет срока давности как Сталинградская ГРЭС. Да экономическое чудо выросло на 300 тысячном предприятии Foxconn. Первое технологическое оборудование для него было поставлено выскотехнолгическими странами и частично на сегодня. Как известно без знания как сделать и построения полного технологического процесса наладить производство чудес, не возможно. Ликвидность чудес 1 день-7лет, пока. У нас тоже рванули с пенсионной реформы. При этом забыли что Китае на пенсию уходят с более меньшего возраста при не полной занятости населения. ОЙ...., сделаем лишь бы не было Войны. Китайцы в Сибири трудятся. Строят в Москве метрополитен за жильё в многоэтажках. Одним словом учатся для своего экономического чуда.
Виктор Костин
ох как согласен с Русланом Ивановым молодец хорошо высказался
Константин Столяренко 
Оказывается и у них есть 8% лодырей!
Валерий Роганов 
"Команда экономических ДАУНОВ у руля! Пенсионные фонды сперва все разорили незаконным изъятием денег. А до этого каждый год новой формулой изымали у пенсионеров деньги, Сталин экономическую команду премьера давно к стенке бы поставил… Впору прокуратуре и ФСБ ими заниматься. Нет Толкового экономиста у власти типа Глазьева… Поражает экономический дебилизм у руля!"
Совершенно согласен с автором. И дебилизм продолжается многие годы! К чему это приведёт?
Павел Владимиров
Вань какие клоуны. ..... Вань я такую же хочу.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Китай нанёс массированные ракетные удары по району развёртывания британской АУГ
Китай нанёс массированные ракетные удары по району развёртывания британской АУГ
112
Ваши новости 19:07 08 авг 2021
Названы самые электромобильные страны мира: на первом месте — Китай
Названы самые электромобильные страны мира: на первом месте — Китай
0
Авто-Тема 17:29 12 ноя 2021
Как Китай забрал территорию у бывших советских республик
Как Китай забрал территорию у бывших советских республик
50
Ваши новости 14:16 10 янв 2021
Почему Китай не сможет стать главной державой планеты
Почему Китай не сможет стать главной державой планеты
45
Ваши новости 00:30 29 апр 2021
Китай выдвинул серьёзные обвинения США
Китай выдвинул серьёзные обвинения США
29
Ваши новости 20:00 11 апр 2021
Китай нанес экономике США удар в спину
Китай нанес экономике США удар в спину
16
Ваши новости 22:31 18 ноя 2020
Китай готов к войне, — в Поднебесной озвучили пугающую правду
Китай готов к войне, — в Поднебесной озвучили пугающую правду
58
Ваши новости 00:31 15 сен 2020
Почему коронавирус терроризирует весь мир, а Китай, где он появился, живет спокойно
Почему коронавирус терроризирует весь мир, а Китай, где он появился, живет спокойно
45
Ваши новости 05:16 07 дек 2020
Профессор Стэнфорда: Китай и Россия одержали дипломатическую победу над США
Профессор Стэнфорда: Китай и Россия одержали дипломатическую победу над США
9
Ваши новости 21:01 19 сен 2021
Китай обнулил Литву
Китай обнулил Литву
0
Ваши новости 22:01 05 дек 2021
«Мощнее НАТО»: Россия и Китай формируют глобальный военно-политический союз
«Мощнее НАТО»: Россия и Китай формируют глобальный военно-политический союз
135
Ваши новости 08:01 09 апр 2021
Раскрыт один из самых интересных секретов автомобилей без бортового компьютера
Раскрыт один из самых интересных секретов автомобилей без бортового компьютера
0
Авто-Тема 16:00 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства