Новости, политика, экономика, общество

Как советский капитан положил конец наглости пилотов США. Эффект Василия Полякова.

В ясный и солнечный день 1 июля 1960 года американский самолёт-разведчик RB-47 по вине своего командования, плохо знавшего географию вкупе с историей (уже и в те времена начала прослеживаться эта тенденция в США), нарушил советскую границу в районе Кольского полуострова, несмотря на то, что с момента уничтожения над территорией СССР самолёта U-2 Пауэрса прошло ровно два месяца.

Шесть членов американского самолёта даже и не подозревали, что четверо из них выполняют последний свой полёт в вечность, сунувшись к «советскому мысу Святой Нос, чтобы получить по своему грешному носу» (слова Хрущёва).

Ошибка американского командования при планировании разведывательной операции заключалась в маленьком нюансе - они не учли (а, возможно, сознательно проигнорировали) тот факт, что советская сторона определила морскую границу декретом, подписанным ещё Лениным, по линии мыс Святой Нос – мыс Канин нос.

В данной зоне ответственности советской ПВО в тот день на дежурстве находились два самолёта-перехватчика: МиГ-19 и Су-9. В воздух был поднят МиГ-19, управляемый капитаном Василием Поляковым, с заданием обнаружить визуально цель и установить бортовой номер самолёта (по утверждению Леонида Гомзякова, служившего в то время в штабе ПВО Кольского полуострова).

На тот момент весь мир только начал переваривать скандал со сбитым американским самолётом Фрэнсиса Пауэрса – Никита Хрущёв рвал и метал, обвиняя американцев во всех возможных смертных грехах. СССР и США находились в напряжённых отношениях, готовых в любой момент перерасти в ядерную войну. Поэтому не удивительны разговоры о простой визуальной фиксации американского самолёта и установления его бортового номера.

Самолёт-перехватчик предназначен для того, чтобы быстро настичь, обнаружить и уничтожить воздушного нарушителя государственной границы, если нарушитель отказывается выполнять его команды.

Причём времени на длительные раздумья у пилота на перехватчике абсолютно нет – запас топлива сильно ограничен только условиями выполнения поставленной задачи. Лётчик должен в короткий промежуток времени выполнить задачу, чтобы иметь возможность вернуться на базу. Но в любом случае, для пилота главное – выполнить боевую задачу, а возвращение на базу задача второстепенная и не совсем обязательная. Такова судьба всех лётчиков ПВО…

В подтверждение вышесказанного приведу такой факт – капитан Поляков, чтобы сэкономить время не стал надевать высотный костюм (на эту операцию уходило ШЕСТЬ МИНУТ), потому что главное – выполнить задание, а за ценой мы не постоим…

Поляков, обнаружив американский самолёт-разведчик, доложил своим отцам-командирам, что американцы совершенно не реагируют на манёвры советского истребителя, и настойчиво потребовал дальнейших указаний.

И вот с этого момента началось самое интересное…

Никто из советских генералов не желал становиться зачинщиком третьей мировой войны, поэтому все начали лихорадочно думать, какие действия предпринять в данной ситуации. А учитывая то, что у тех, кто думал, на плечах были очень большие звёзды, которые они не хотели потерять, решение на отдачу приказа лётчику повисло в воздухе…

В отличие от командиров, четыре капитанские звёздочки не мешали Василию Полякову трезво оценивать ситуацию, в которой он оказался: если в ближайшие пару минут он не получит конкретного приказа на уничтожение американского самолёта или возвращения на базу, то ему, скорее всего, придётся искупаться в море, потому что топлива, чтобы дотянуть до своего аэродрома, наверняка не хватит.

От перспективы купания в водах Баренцева моря, температура воды в котором на данный момент не превышала пяти градусов, капитан Поляков был не в восторге, поэтому выждав максимально возможное время и не получив на свои неоднократные запросы конкретного приказа, советский лётчик взял всю инициативу в свои руки – расстрелял американский самолёт парой очередей из двух 30-мм пушек, выпустив в него 111 снарядов.

RB-47 загорелся и рухнул в море. Капитан Поляков доложил, что цель уничтожена, и он возвращается на свой аэродром…

Капитан Поляков, 1960 год.

 

Немой сцене на командном пункте ПВО, последовавшей за таким неожиданным сообщением, мог бы позавидовать сам Гоголь – все были в шоке! Уверен, что больше боялись не возможного начала третьей мировой войны (это был бы не самый худший вариант для командования в данном случае), а потери своих «тёплых» генеральских должностей с возможным трибуналом из-за самовольства какого-то капитана.

Если бы Поляков мог моментально вернуться на свой аэродром, то его, скорее всего, отцы-командиры порвали бы на куски, но несколько минут, которые ему понадобились для возвращения, спасли его от возможного рукоприкладства.

Когда МиГ-19 Полякова коснулся бетонки, расправляться с ним было некому: одни с сердечным приступом пили валерьянку и сосали валидол, а другие уже поломали от злости зубы – рвать на куски инициативного капитана было некому и нечем.

Если информация о том, что Поляков после своего возвращения был сразу арестован, не подтверждается, то о попытке командования свалить всю вину на него, есть документальное подтверждение в рапорте на имя главнокомандующего ПВО: «ДЕЙСТВИЯ КАПИТАНА ПОЛЯКОВА БЫЛИ ВЫЗВАНЫ ЛИЧНОЙ НЕНАВИСТЬЮ К АМЕРИКАНСКИМ АГРЕССОРАМ».

Но такой бред можно было ещё написать своему командованию. А вот как докладывать ТОТ ФАКТ хозяину в Кремле, что решение на уничтожение самолёта принимал капитан Поляков самостоятельно? Ведь Никита может задать резонный вопрос, А НА ХРЕНА ТОГДА ВЫ ВСЕ МАРШАЛЫ И ГЕНЕРАЛЫ НУЖНЫ, ЕСЛИ ЗА ВАС ДУМАЕТ КАПИТАН? Да, задал задачку капитан Поляков своим командирам…

Пока генералы ломали свои головы, что делать с Поляковым, Хрущёв на пресс-конференции 12 июля 1960 года сказал, что американский самолёт нарушил государственную границу СССР, поэтому и был уничтожен.

Когда же Хрущёв поинтересовался у маршала Малиновского: «А где же наш герой?», тот поначалу даже и не понял, о ком идёт речь, так как такой вариант в отношении Полякова даже не рассматривался! А маршал Бирюзов, услышав, что Хрущёв расхваливает лётчика ПВО, льстиво заметил: «Никита Сергеевич, а у нас ВСЕ ТАКИЕ!» Чем доставил неслыханное удовольствие генеральному секретарю – с такими парнями мы всем покажем кузькину мать!..

Капитан Василий Поляков был награждён орденом Красного Знамени, а американские лётчики навсегда усвоили, что нужно бояться не столько советских генералов, сколько простых советских лётчиков, способных на экспромт в любой ситуации. Кстати, за время «холодной» войны число погибших американских пилотов в аналогичных инцидентах составило 150 человек…

…Во время очной ставки с одним из уцелевших американских пилотов, Василий Поляков захотел курить и достал пачку сигарет. Американец вынул из кармана зажигалку и попытался дать прикурить Полякову, но тот отстранился от него.

Советский офицер, демонстративно достав из кармана коробок со спичками, дал понять американцу: не тебе давать мне прикуривать – я не только сам это умею делать, но и таким как ты уже дал прикурить!.

Источник


Источник: Как советский капитан положил конец наглости пилотов США. Эффект Василия Полякова.
Опубликовал:
Теги: история отношение море война США авиация самолёты вмс сша МиГ-19 нарушение границы

Комментарии (19)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Алексей Алексей
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Вечная проблема.Все хотят быть в шоколаде и никто не хочет принимать решения и брать на себя ответственность.
Николай Давиденко
Это известная особенность человеческой природы, и она присуща не только нашему времени.
Валерий Гузенко 
Всегда можно сослаться , на плохую связь ! Но с умыслом ....
Валерий Виноградов 
Шла война, пусть и "холодная", но война. А на войне все средства хороши для выполнения боевой задачи. А боевая задача для частей противовоздушной оборона была такая - не допустить неразрешенные полеты иностранных воздушных судов над территорией СССР. Для этого и были созданы в начале 60х годов Войска противовоздушной обороны страны как вид ВС СССР, наряду с СВ, ВВС и ВМФ. Все компоненты ВПВО страны - истребительная авиация, ЗРВ и РТВ несли круглосуточное боевое дежурство. Можете себе представить в каком напряжении были летчики, сидевшие в дежурных самолетах на аэродромах, операторы пусковых установок зенитных ракет в 1 минутной готовности, солдат и офицеров частей радио, радиотехнической и радиолокационной разведки, которые вели круглосуточное постоянное непрерывное наблюдение... Сбивали и гражданские самолеты - в 1978 году южнокрейский боинг 747 Париж-Анкоридж-Сеул над кольским п-вом, в сентябре 1993 года южнокрейский боинг 747 анкоридж-сеул над охотским морем. Как они оказались над полигонами Баренцева моря и Охотского до сих пор идут споры. Но повторюсь, война есть война... Кстати, про реверанс в сторону больших звезд... На центральном командном пункте ВПВО круглосуточно посменно дежурили генералы, а за их действиями тоже посменно следили офицеры КГБ. Шла война, и было не до песен Высоцкого..
Дмитрий Минаев 
ну, положим, в самолетах никто не сидел на дежурстве, сидели на высотке (домик для "летно-подпрыгивающего" состава))) ), там бежать до самолета минуты 2-3.
В 80е-нач.90х вообще напряжения в армии не было, в большинстве частей был пофигизм и откровенный бардак. ПВО - вообще называли "полу-военной организацией", а "ВВС были в воздухе, когда Бог наводил на Земле порядок". Может ракетчики еще держались? мы на них больше надеялись, наш полк (ВВС, Су24) были рассчитан на 1,5 вылета во время войны.
Юрий Михайлов
Валерий, немного ошибся: над Онежским озером был перехвачен и принудительно посажен на лёд южнокорейский "Боинг-707", а не "Джамбо Джет".
Михаил Пузанов 
"...в сентябре 1993 года южнокрейский боинг 747 анкоридж-сеул над охотским морем..."
В сентябре 1983 это было.
Валерий Богданов
Полякову повезло , могли бы и наказать .Из прошлой жизни: в рамках масштабных учений "Северная Двина 70" для прикрытия нашего вертолётного полка прибыл полк истребителей МИГ-17, которым командовал полковник , герой Советского Союза ( фамилию не помню). Этот герой, проходя службу (начало 60-х г.г.) в авиаполку на границе с Финляндией, решил проучить финских лётчиков , аэродром которых находился рядом с границей и они при заходе на посадку периодически нарушали нашу госграницу , что вызывало некоторое раздражение наших ассов. Герой повествования однажды , не стерпев открытого хамства в адрес нашей авиации , при завершении тренировочного полёта, стал заходить на посадку, в нарушении лётного регламента, через воздушное пространство Финляндии и сел на ВВП противника , после чего совершил разворот и взлетел ,чем вызвал скандал вселенского масштаба . За хулиганские действия ,учитывая его боевые заслуги во время ВОВ, был лишён звания героя ,понижен в звании с майора до капитана . Через год после наказания , благодаря ходатайству боевых товарищей с большими звёздами , награду героя Советского Союза вернули и через некоторое время восстановили и в звании.Вот такое было время.
Александр Кото 
Двумя месяцами ранее уже был сбит американский военный самолёт-разведчик, поэтому и риск осуждения и возможного наказания нашего капитана был минимальным, но всё равно он - молодец и герой. Лишний раз доказал, что войну выигрывают простые солдаты, а не маршалы и генералы! Какими талантливыми полководцы ни были, грош им цена, если солдаты воевать не умеют!
Станислав Луганский
"а американские лётчики навсегда усвоили..." - Всего лишь на четыре года. В 1964, заменив ставшие уязвимыми для советской ПВО U-2 более совершенными, возобновили полёты - и до самого 1989-го.
Факты в студию.И что случилось в самом 1989?
Давай-ка я тебя дурня немного поучу.Ликбез:
В конце 1950-х годов в СССР была развёрнута разработка военного самолёта, который был бы способен отражать предполагаемую угрозу со стороны американского сверхзвукового бомбардировщика B-58 и его модернизированных последователей, а также перспективного XB-70 «Валькирия» и разведчика SR-71, которые в перспективе были способны развивать трёхкратную скорость звука. ОКБ А. Микояна получило заказ на конструкцию истребителя, способного развивать трёхкратную скорость звука и поражать цели в высотном диапазоне от 0 до 25 000 м.
Итог:
31 августа 1977 года лётчик-испытатель А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полёта 37 650 м, а всего на самолёте этого типа установлены 29 мировых рекордов.
И это Миг-25. А теперь МиГ-31:
МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound — лисья гончая) — советский и российский двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне АО «РСК «МиГ») в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения[2].

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км.
ЛТХ без труда найдешь в инете.
Так что ты там бормочешь?
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Ну зачем так безжалостно! Бедный смердянский.
Jurij Najdenow 
Чо хотел, то, сказать, енциклопедист? Похвалиться знаниями? А конклюзия то, какая?
Георгий Ситнянский
"а американские лётчики навсегда усвоили..." - Всего лишь на четыре года. В 1964, заменив ставшие уязвимыми для советской ПВО U-2 более совершенными, возобновили полёты - и до самого 1989-го.
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Об этом тебе лично рассказал солженицын в приватной беседе.
Alex A 
Вы хоть как-то согласовывайте публикации у себя. Вот, на ту же тему))
https://male.mediasalt.ru/kak_sovetskiy_kapitan_schlknul_po_nosu_amerikancev
Михаил Сухоруков 
Послушайте песню Володи Высоцкого "ЯК ИСТРЕБИТЕЛЬ"
Борис NIKITIN
а вот мне любопытно "звездные генералы " сами были лихими "капитанами ", и куда их решительность боевая изчезла? Наверно решительность заменяется жиром , огромным животом и мозгами с боязнию за свою задницу и за дачку на Рублевке.
Павел Селезнев 
Что бы стать генералом надо быть не только умным, но и хитрым!Сколько честных людей вы видели на вершине власти? "Каждый предал всё, что мог, всё, что мог, — Мы немножечко о том помолчим."
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как советский капитан «щёлкнул по носу» американцев
Как советский капитан «щёлкнул по носу» американцев
9
Мужской журнал 09:01 22 сен 2021
Эх ,зря ты вмешался, товарищ капитан.
Эх ,зря ты вмешался, товарищ капитан.
26
Ваши новости 17:02 29 июл 2018
Василий Цымбал: как советский летчик-лихач унизил пилота НАТО
Василий Цымбал: как советский летчик-лихач унизил пилота НАТО
18
Авто-Тема 07:41 24 янв 2019
Что такое «эффект 30-го километра» у водителей
Что такое «эффект 30-го километра» у водителей
10
Авто-Тема 09:09 26 сен 2023
Су-24 отмечает юбилей: капитан авианосца США «пролил кофе на ботинки»
Су-24 отмечает юбилей: капитан авианосца США «пролил кофе на ботинки»
9
Мужской журнал 09:00 29 фев 2020
Прародина концлагерей - США
Прародина концлагерей - США
7
Мужской журнал 09:01 01 дек 2018
«Кто положил Беллу в Ведьмин вяз?»: самое жуткое нераскрытое убийство Великобритании
«Кто положил Беллу в Ведьмин вяз?»: самое жуткое нераскрытое убийство Великобритании
5
Мужской журнал 06:01 07 апр 2021
Самолеты – на прикол, пилотов – домой. США ломают Турции "крылья"
Самолеты – на прикол, пилотов – домой. США ломают Турции "крылья"
0
Ваши новости 05:01 21 авг 2018
Михаил Хазин: Зарвавшаяся от наглости и жадности челядь реально испугалась
Михаил Хазин: Зарвавшаяся от наглости и жадности челядь реально испугалась
27
Ваши новости 17:02 22 июн 2018
«Инцидент Николсона»: как советский часовой в 1985 году застрелил американского шпиона
«Инцидент Николсона»: как советский часовой в 1985 году застрелил американского шпиона
62
Мужской журнал 08:00 03 окт 2021
Каким был настоящий капитан Морган
Каким был настоящий капитан Морган
3
Мужской журнал 09:00 26 окт 2019
Анекдоты и шутки для хорошего настроения: «Мужчины, не пытайтесь понять женщин!» (10 фото)
Анекдоты и шутки для хорошего настроения: «Мужчины, не пытайтесь понять женщин!» (10 фото)
0
Читайте самую соль! 11:10 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства