Новости, политика, экономика, общество

Какие новые разработки вернут России лидерство в космосе

Президент провел совещание по развитию космической отрасли – и призвал с умом расставить приоритеты России в этой области. Слова главы государства приобретают особое значение в контексте новых космических технологий, которые создают главные конкуренты России в этой сфере – американцы. Какими прорывными шагами могли бы ответить Илону Маску наши космические разработчики?

Наши приоритеты «известны – это совершенствование собственной космической инфраструктуры, наращивание и качественное улучшение орбитальной группировки космических аппаратов, ритмичное продолжение пилотируемых программ, создание перспективной линейки ракетных комплексов. В целом увеличение доли инновационной космической техники, продукции и услуг».

Такими словами президент Путин  начал специальное совещание по проблемам отечественной космической отрасли. И хотя другие подробности обсуждения остались за кадром, можно не сомневаться, что разговор получился, что называется, жестким. Россия теряет свои позиции в космосе.

 

Однако есть целый ряд наработок и технологий, которые оставляют для нашей страны надежду на осуществление нового космического рывка. Какие именно?

Ракеты-носители. Маск задавил ценой

Еще несколько лет назад на рынке пусковых услуг на орбиту доминировала Россия. Однако пока Роскосмос на старых, еще советских ракетах доставлял спутники и экипажи на орбиту, мир космических технологий серьезно трансформировался. Особенно с точки зрения создания ракет-носителей – были созданы возвращаемые ступени.

Прежде всего, на арене космических пусков появился Илон Маск, а в небытие ушла и самая дешевая из одноразовых ракет – украинская РН «Зенит». Ее же планировали использовать и российские операторы – под пуски «Зенитов» даже был привезен комплекс «Морской старт», но после событий 2014 года и воссоединения Крыма с Роcсией сотрудничество между РФ и Украиной в космической сфере прекратилось. Вместе с потребностью заместить «Зенит» пришла нужда в списании российских ракет-носителей «Союз» – надежных, как автомат Калашникова, но долгих в производстве и уже не таких дешевых. 

Практически эталонной с точки зрения цены остается российская ракета-носитель «Протон». Стоимость вывода полезной нагрузки на этих ракетах составляет всего 2,7 тыс. долларов за килограмм. Но время этих ракет (прежде всего из-за аварийности и длительного изготовления) практически ушло. Российской космонавтике требуются принципиально иные решения – новые, эффективные и менее затратные для заказчика.

Ракета-носитель «Зенит» выводила в космос грузы по цене в 3,5–4 тыс. долларов за один килограмм и долгое время считалась лучшей в классе. Но после появления SpaceX и их ракет Falcon 9 выяснилось, что выводить в космос оборудование можно и дешевле, и гораздо быстрее (не ожидая очереди на пуск целый год). Илон Маск «уронил» рынок пусковых услуг по всем параметрам (как по сроку изготовления ракеты, так и по цене пуска), разом оттеснив за орбиту рынка крупнейших игроков. И это не только Роскосмос, но и Европейское космическое агентство.

 

Falcon 9 (Фото: Global Look Press)

 

SpaceX установила цену в 2,7 тыс. долларов за килограмм при выводе на низкую опорную орбиту и сделала конкуренцию практически невозможной. В некоторых проектах, например в Starlink, стоимость пуска оказалась даже ниже 2 тыс. долларов за килограмм, что принципиально невозможно обеспечить любой другой компании. Для сравнения – стоимость килограмма полезной нагрузки, выводимой на ракете «Союз-2», варьируется от 4,5 тыс. долларов за килограмм до почти 10 тыс. (влияет стоимость груза, его сложность и прочее), что даже по нижней границе рынка практически не вписывается в конкурентоспособную модель. Попытка приспособить для космических пусков военную ракету-носитель РС-18 («Рокот») тоже провалилась – стоимость вывода на орбиту одного килограмма груза и вовсе превысила 15 тыс. долларов за килограмм.

Надежды на новейшую ракету «Ангара» тоже пока не оправдались. И дело не в том, что ракета неудачная. Просто она слетала в космос всего один раз, и разовая акция никак не может считаться успешной космической программой, да еще и с коммерческой точки зрения.

Экологически чистый «Амур»

Однако у России есть и другие перспективные разработки. И речь идет прежде всего о ракете-носителе «Амур-СПГ» (Союз-7). «Амур-СПГ» может стать самой дешевой и самой экологичной ракетой в мире. Стоимость ее пуска, по данным источников газеты ВЗГЛЯД в космической отрасли, не должна превысить 20 млн долларов – это в три раза меньше, чем SpaceX просит за пуск Falcon 9 в данный момент.

Правда, полезной нагрузки в новой ракете (при выводе на низкую опорную орбиту) будет меньше, чем у Falcon 9 – 12,5 тонн против 15,7. Но при этом российская ракета может оказаться заметно легче американской – 360 тонн против 550 тонн, что выводит российскую ракету в класс средних, а не тяжелых ракет.

Конкурс на разработку возвращаемой многоразовой ракеты, способной работать на всем диапазоне нагрузок легких и средних ракет, выиграл ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс», опередив частную компанию «КосмоКурс» и ГКНПЦ имени Хруничева. Опыта в создании прорывных технологий самарцам не занимать, поэтому нет сомнений в том, что задачу они выполнят. Первый полет российской ракеты «Амур-СПГ» на топливной паре метан – кислород состоится примерно в 2025–2026 году. По крайней мере, так заявляется на сегодня.

Однако у Илона Маска и компании SpaceX есть фора в 15 лет. С 2006 года, первого пуска ракеты Falcon, американцы постоянно совершенствуют свои космические технологии. Некоторые их решения, например импульсные включения двигателя на этапе посадки, признаются как не имеющие аналогов в мире. Все эти результаты российской науке и промышленности придется активно догонять, и сколько времени займет эта гонка, пока непонятно.

Надежда на летающее «Крыло»

Что же делает Россия с точки зрения создания многоразовых элементов ракет-носителей? Когда макет многоразового ракетного ускорителя МРУ «Байкал» был представлен на 44-м авиакосмическом салоне в Ле-Бурже еще в 2001 году, зарубежные специалисты воодушевились и завалили ГКНПЦ им. Хруничева и создателей «Бурана» НПО «Молния» запросами о цене изделия. 

Однако про ускоритель с возможностью возврата на аэродром «по-самолетному» забыли на 20 лет. Скорее всего, пока у российской космонавтики были «Союзы», а «Шаттлы» летали без происшествий, более технологичные и дешевые ракеты были просто не нужны. Лишь в конце сентября 2020 года гендиректор Фонда перспективных исследований ( ФПИАндрей Григорьев заявил, что первый прототип возвращаемого разгонного блока «Крыло-СВ» (с таким названием над блоком будут работать и дальше) совершит первый испытательный полет в конце 2021 года.

 

 

Многоразовый космический корабль «Орел» (фото: roscosmos.ru)

 

На этот прототип (да и проект в целом) у Роскосмоса большие планы. Модульная конструкция дает возможность конфигурировать первую ступень в зависимости от массы полезной нагрузки. Чем она больше – тем больше блоков «Крыло» в цеху «цепляют» к первой ступени ракеты. Такой подход более гибкий и дешевый, чем решения Илона Маска.

По данным источников газеты ВЗГЛЯД в космической отрасли, именно «Крыло-СВ» должно лечь в основу российской многоразовой транспортной системы для освоения космоса в ближайшем будущем. Источники отмечают, что многоразовая первая ступень ракеты-носителя должна совершать посадку на наземные площадки и аэродромы, расположенные в непосредственной близости от космических трасс. Это упрощает и удешевляет использование разгонных блоков, удешевляя в конечном счете и сами пуски.

«Орел» и возвращение к «Бурану»

Теперь стоит сказать о том, что должны выводить ракеты-носители на орбиту – космических кораблях. Сейчас в России создают сразу два многоразовых космических корабля – «Орел» (он же «Федерация») за авторством РКК «Энергия» и частный космический грузовик «Арго», созданный в недрах корпорации МТКС под руководством Сергея Сопова и выходца из РКК «Энергия» Николая Брюханова.

Помимо этих проектов, глава корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин поручил разработать новые варианты многоразового пилотируемого космического «челнока», аналогичного по своему назначению советскому кораблю «Буран». Будет ли это сугубо гражданская или военная машина, или Роскосмос планирует возить на новом челноке как людей в форме, так и в штатском, пока не уточняется.

Возможные перспективы

После определения всех направлений развития в Федеральной космической программе может оказаться два ключевых вектора.

Первый – выполнение государственных и оборонных задач. Для этого сейчас создаются ракеты «Ангара» и ее модификации, достраивается космодром Восточный. Эти технологии понадобятся военным для запусков спутников оптической и радиоэлектронной разведки и других аппаратов. Для этих же задач на «Ангару» могут затащить и реанимированный «Буран» (однако эта перспектива специалистам пока кажется нереалистичной).

Второй вектор развития – возвращение России на рынок пусковых услуг и оттеснение Илона Маска, ведь над успехами в российской космической отрасли долгое время откровенно издевались. Собрать и мобилизовать лучшие умы российской космической промышленности все-таки удалось, и шанс еще не упущен.

На решение ключевых проблем у Роскосмоса остается не больше пяти лет. Если все идеи, озвученные представителями госкорпорации, будут реализованы в срок и с хорошим качеством, у России есть шанс вернуть свой кусок пирога на космическом рынке. Если же космическая программа начнет буксовать, как было уже не раз, то о «русской орбите», похоже, можно будет забыть навсегда.


Источник: Какие новые разработки вернут России лидерство в космосе
Опубликовал:
Теги: фото модель доллар Россия космос

Комментарии (102)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Игорь Никифоров
При этом режиме - никакого развития не будет. Масштабы хищений колоссальны. Но - по ТВ Вождь грозит пальчиком, а на деле - журналист Рогозин продолжает банкет за счет государства. И ничего не происходит кроме развала отрасли.
николай сосновский 
Сделай так, чтобы завтра этого не было? Можешь?
Василий Фокин 
А этого в стране-колонии не может НИКТО. Так нечего и пускать пузыри о каком-то "лидерстве", если просто НОРМАЛЬНЫЙ гражданский самолёт и современный грузовик построить не в состоянии. Все эти разговоры о том, что возможно в освоении космоса В ПРИНЦИПЕ. Но причём здесь наша страна, все ресурсы которой с одобрения ВВП, думы и моря "контрольных" и силовых органов уходят в олигархическую забугорную трубу? На что будем "осваивать"? У Маска в долг попросим? Или Аркаша Ротенберг сбросит от своих наваров? Маск не идиот спускать деньги в унитаз, а Аркаша - жлоб. Так что - приехали. Дай бог, научиться хотя бы лекарства самим делать, скоро, кроме импортного аспирина, лечиться будет нечем.
Игорь Никифоров
у власти не я. каким образом?
воровство прекратить можно в неделю. законы есть. честных исполнителей очень мало, но найти можно. Не так много нужно. Но. Воли к этому нет у них., повязли по уши.
николай сосновский 
Приди к власти и всё поменяй. Я за тебя проголосую.
Юрий Юманков
Самолёты строить умеем, они давно есть. Только вот министр Мантуров, пока он в этом кресле, ни один отечественный самолет в небо не пустит. Работает на Запад в открытую.
Сергей Баянкин 
А при каком режиме будет? СССР? Нынешняя Франция? Или еще какой вариант?
Тариель Байрамов 
Смогут все, в том числе и я. "Я бы в столяры пошёл, пусть меня научат", В.В. Маяковский. "Любая кухарка сможет управлять государством, если её этому обучить.", В.И. Ленин. 1973 год учебник "Экспериментальная ядерная физика", Мухин : "По утверждению академика Арцимовича (?), в СССР возможен запуск УТС к 2000 году, если поступит заказ от Правительства СССР." Рассматривался проект как лазерный, академики Прохоров и Басов, так и Сахарова "Токамак". Жалко что нет книги под рукой. Мы делали не только калоши.
Тариель Байрамов 
Вам очень кушать хочется. Да?.
Тариель Байрамов 
Я вас уверяю, что все наши законы от лукавых Макарова и его компании.
Тариель Байрамов 
На пеньке? Персонального пенька захотелось?
Тариель Байрамов 
СССР никто не отменял. Не знаю я таких Международных договоров. Доколь нам жить в бесправовом государстве. Завтра будем возлагать венки и цветы деятелям Великого Октября, которые способны были сделать всё, вплоть до падения в бессознательном состоянии от недоедания, только как Эйнштейн по словам его жены, не могли делать деньги.
владимир пономарёв 
Ещё мультик про величие и не сокрушимость.а на деле Турция показывает место.
Валиев Марат
"Самолёты строить умеем, они давно есть" - прошу уточнить о каких самолетах идет речь.
Виктор Волгов 
В ближнем космосе Россия не отстаёт. Маск - рекламщик. Но обойти США в ракетостроении а КНР в приборостроении надо!Для этого нужно вернуть лидерство во всех сферах жизнедеятельности. А для этого надо многое из переданного в частное владение олигархам, вернуть государству, и национализировать в первую очередь недра.
Владимир Болдинов
Верно. ОПК, Роскосмос и его дочерние предприятия, Росатом и дочерние предприятия должны принадлежать государству.В 50-е, 60-е мы обошли америкосов в космосе именно поэтому. И руководить этими отраслями должны не "эффективные манагеры", а инженеры-разработчмки.
Юрий Юманков
А для этого надо многое из переданного в частное владение олигархам, вернуть государству, и национализировать в первую очередь недра.
------------------------------------------------------------------------
В первую очередь надо режим менять, без этого все потуги бесполезны.
Юрий Грибенко
Полностью согласен, т.к. "эффективные менеджеры" в принципе из-за своего гуманитарного образного мышления без понятий в инженерии и способны только на лозунговую болтовню. К сожалению "эффективные менеджеры", будучи гуманитариями, для устранения конкурентов постарались уничтожить в РФ высшую школу подготовки инженеров. Гуманитарное руководство Роскосмосом - издевательство над инженерами-разработчиками и в принципе не может дать необходимых положительных результатов в технологиях.
sergei вечный
У нас в национализированном, в государственном, олигархи и плодятся, как тараканы, с легкой руки раба на галерах!При этой власти несусветных хапуг, форма и принадлежность предприятий и отраслей, роли не играет! Нет у них желания развивать страну! У них приказ все тормозить и разрушать на пользу их хозяев! Неужели за все эти десятилетия вы не поняли, что происходит и продолжаете, на полном серьезе рассуждать о прорывах и рывках? Неужели у нас в головах так все стало хреново? Очнитесь!
Сергей
Какие вы все наивные.
Ведь государство - и есть главный паразит. Из 100 рублей налогов на общественные нужды максимум идут 2-3 рубля , остальные 97 рублей- в глотки ненасытной чиновной своры и её подельников.
Нужна другая система организации общества, когда все вопросы решают референдумами ,а исполнительная власть имеет коллективный характер , к примеру,как в Швейцарии.
Там весь народ - парламент,полиция и армия,а в роли президента - 7 членов Госсовета, где главы его меняются каждый год,и сам совет обновляется ежегодно. Там даже столицы нет. И в результате - самая богатая страна мира в расчете дохода на население. Без всяких природных ресурсов.
Валиев Марат
Это кружок революционеров-подпольщиков?
Александр Клюянов 
Было бы интересно узнать некоторые моменты "жёсткого" разговора президента РФ Путина с деятелями космической отрасли. Насколько остро, включая кадровый аспект, рассматривался вопрос о пробуксовывании/тупиковости/позорном отставании стратегического, перспективного развития отрасли и о её эффективном прикладном использовании для экономики? Кто и как создал условия, при которых в этой отрасли безбоязненно разворовываются миллиарды рублей и мало кто отвечает за провалы планов? Может показаться странным, но отставание РФ от некогда имевшихся темпов космического развития в СССР обусловлено и метафизическим фактором. Общество лишено великих целей. Нет эффекта синергетики. Народ опустили до уровня биологического выживания. Человека умышленно запрограммировали на уровень элементарного потребительства и поглощения примитивных удовлетворений, получения дешёвых удовольствий. При капитализме исчез культ высокого ума и дух безсребренного творчества. Откуда взяться гениям и космическим фанатикам при отсутствии острой государственной потребности, ясно осознанной и приветствуемой народом?
николай сосновский 
Пока в Конституции не будет введена статья о том, что в России есть идеология - ничего не изменится в лучшую сторону.
Владимир Болдинов
Верно. В 60-е, 70-е выпускники школ мечтали стать космонавтами, учёными, инженерами. В 80-е, 90-е - рэкетирами, бандюганами, валютными проститутками. За это "наши западные партнёры" говорят спасибо Горбачёву и Ельцыну.
Игорь Никифоров
Владимир Болдинов...
"... шел 2078 год. Россия вставала с колен, но влачила жалкое существование, нефть и газ перестали котироваться в мире и использовались только в РФ и еще нескольких наиболее отсталых государствах. В то время, когда "космические корабли бороздят просторы вселенной", россияне, под руководством Путина В.В.(внука Вождя всех россиян Путина В.В.) одеваются в армяки и онучи, используют лошадь и живут в основной массе без электричества, ибо инфраструктура полуразрушена. Но виноваты в этой ситуации были однозначно Горбачев и Ельцин. Тяжелое наследие 90х прошлого века..."
Игорь Никифоров
в конституции РФ много "хороших" статей. В ней нет никакого смысла - если их не исполнять или исполнять "наоборот".
николай сосновский 
Тогда, какие предложения?
Юрий Юманков
Режиму по барабану конституция. Сколько раз уже её нагло нарушали.
Тариель Байрамов 
У большинства комментаторов на данную тему, идеология есть. Она вместе с ними родилась.
николай сосновский 
Идеология родиться вместе с человеком не может. Идеология у человека появляется вместе с воспитанием.
Валиев Марат
Опаньки!Вот оно - решение всех проблем!
николай сосновский 
Только это и будет решением проблем, потому что люди сейчас живут без идеологии. У всех 30 лет в головах программа: "День прошёл и ладно".
Валиев Марат
Осталось придумать идеологию и в массы еЁ ...
николай сосновский 
Вот в этом и проблема, что идеологию придумать не могут. В царские времена было "За Веру, Царя и Отечество", в советские времена "За победу социализма и светлое коммунистическое будущее!", а сейчас - "Хапнуть, пожрать, бухнуть, потрахаться и уснуть".
Валиев Марат
пожрать, бухнуть, потрахаться и уснуть - это основной выбор по большому счету 95% людей.
Валиев Марат
А есть другие предложения? Есть чем заменить "пожрать, бухнуть, потрахаться и уснуть"? Мечтами о полетах в космос, сладкой жизни потом в раю или при коммунизме? Как всегда - бла-бла-бла? Предложи!
николай сосновский 
Можно ещё поссать и посрать. Космос и коммунизм нам как своих ушей не видать, а наличие рая наука ещё не доказала. Всё разворовано и разграблено. Ничего не работает.
Валиев Марат
"Можно ещё поссать и посрать" - и это все идеи? Только критиковать.
николай сосновский 
А тут конструктивно мыслящих людей нет.
Владимир Феоктистов
Россия в технологиях просто стоит на месте, чинуши просто воруют и отчитываться перед президентом, отрасль потере на, надо просто ворюг расстрелять, а другим поставить задачу и последствия в случае невыполнения, только смертная казнь может как то остановить процесс разграбления государства, что толку писать всё равно эта сволота не читает
николай сосновский 
От смертной казни можно откупиться.
Владимир Болдинов
" всё равно эта сволота не читает". Вы неправы, читает Здесь работает басня И.А. Крылова: "А Васька слушает да ест".
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Автор нас за идиотов держит или реально верит во весь этот бред?
Не для того космическую отрасль уничтожали чтобы её возрождать.Не для того из нас пиндосов делают чтобы мы в лидеры выбивались.
О каких технодлогиях и прорывах можно говорить если мы ,сами даже систему глонасс развернуть не смогли,а таперь и вообще перестали выпускать спутники ,а потому что своих компонентов нет,а импорт очень дорог.
Чтобы что то сделать в космической отрасли ,надо начинать со школы и далее вся цепочка образование+наука+производство материалов+производство комплектующих ну и сборка.
Какой уомпонент из этой цепочки ни взять,везде разруха.
СЛАВА ПУТЕНУ и его хозяевам жидам.
Валерий Светорус 
"нужно" в этом случае - от слова "нужник". Никакого "лидерства" РФ не видать пока у власти нынешние антисоветчики-русофобы.
Андрей Парижский 
Пока у власти чекисты наследники СССР, перспективы России нулевые.
николай сосновский 
Поэтому, надо во власть эффективных менеджеров.
RZ3DY
"Эффективные менеджеры" у нас в газовой и нефтяной отрасли--получают миллионы а все проекты ПРОВАЛЕНЫ..Миллиарды вложены--а результат--НУЛЬ..и даже минус
Владимир Болдинов
Да, то ли дело либералы и дерьмократы. Будет сплошная свобода, как в "святые 90-е"
николай сосновский 
Тогда во власть надо силовиков.
Юрий Юманков
Глава алмазной промышленности заявил что в отрасли не осталось ни одного профессионала. НИ ОДНОГО!
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Чекисты наследники СССР?
Вы это серьёзно?
владимир шипулин 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
А путин энд Ко это кто?не либерасты и дерьмократы что ли?
Не они ли нам 90е устроили?
николай сосновский 
Если не нравятся эффективные менеджеры, то во власти должны быть силовики.
Валиев Марат
А где их взять, эффективных менеджеров во власти?
николай сосновский 
Заграница нам поможет. Тах ещё Остап Бендер говорил. Вот, Березовский или Чубайс - золотые эффективные менеджеры были: не о себе думали - о народе!
Василий Крылов 
Сейчас начнем ракеты под гжель расписывать и сразу обойдем Маска. Хотя бы в стиле )))
Валера Подкаленко
Вот именно, слова!А о достойной жизни Россиян даже слов нет! Благости!
Александр Шилов
Ни чего нового бизнес и ни чего личного. Если бы не Маск который Илон то так и летали бы на устаревших моделях. А так глядишь и зад от кресел отрвут, начнут шевелиться.
Денис
"На решение ключевых проблем у Роскосмоса остается не больше пяти лет. Если все идеи, озвученные представителями госкорпорации, будут реализованы в срок и с хорошим качеством, у России есть шанс вернуть свой кусок пирога на космическом рынке." - при нынешней ситуации в стране реализация всех этих планов в срок и с хорошим качеством является невыполнимой задачей.
Валерий Богданов
К большому сожалению сегодня во властных структурах России нет людей разбирающихся в реальной (практической)экономике и на всех ключевых позициях преобладают менеджеры .Космическая отрасль не может существовать и развиваться без развития многих других отраслей, ликвидированных после буржуазной революции 1992 года ( электроника,станкостроение , приборостроение , материаловедение, химическое производство и т.д. и т.п.).Утверждение , что Россия всё что ей нужно купит за "нефтедоллары"не просто ошибочно , оно для России губительно в условиях укрепления глобального рынка, где России, кроме как роль сырьевого придатка, хозяева рынка ничего другого предложить не собирались и не собираются.
Анатолий Комогоров
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Правильно пишешь, Валерий Богданов, в одном ты не прав на всех ключевых позициях преобладают не менеджеры, а хуемеджеры.
Валиев Марат
... преобладают "менеджеры" - кавычки кажется уместны в Вашем предложении.
владимир ваганов 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
что спорить нашему космосу капец
Сергей Бройдо 
Cейчас придет поколение ЕГЭ и весь этот космос медным тазом накроется, о чем вы тут спорите придурки?
Юра Праздник 
Россия первая в космосе! Пусть мы не производим микросхем. Мы можем их купить у того же Китая. Они же наши братья. А Маск просто рекламный проект. Я уверен, наш Рогозин задавит Маска
Просто Дурак
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Расслабься. Чё так возбудился? Это просто стеб. Космоса у раисе не будет ващее... Будут маски, шоу и распилос.
николай сосновский 
Забористые таблетки у тебя.
Просто Дурак
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Бензозаправки космосом не занимаются.
Просто Дурак
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Ты это себе вопрос задаешь? Отвечаю тебе за тебя от твоего имени: Да, мне бы говнеца бы кухнуть - космос это точно не для свиней.
Алекс АПО 
Этот пиндос только валит Роскосмос. Нужен кто то другой...
Костя Семенюк 
С момента "первого колышка" на Байконуре до запуска в космос спутника прошло два с небольшим года. "Восточный" сколько уже, извините за выражение, строится? А толку?
У социализма, стало быть, желания и возможностей было больше. Вот и делайте выводы.
Алексей Смирнов 
Разработки без развитого производства это лишь амбиции.
Талгат Гарафутдинов
Уберите Рогозина с этой кормушки и поставьте какого нибудь грамотного Академика.
Тариель Байрамов 
Это ваш призыв к Путину? Поддерживаю!
Алекс АПО 
Не могу понять: кто отнял лидерство России в космосе? Кукольный театр Илона Маска? На МКС амеры на чем летают?) Может быть на пакетах "покоривших" Луну?
Юрий Шальнов 
Можно если оживить Королёва и его знаменитых соратников, а Путина и его жуликов отправить на Колыму...
Алексей Борисов 
Летела ракета
Упала в болото
Какая зарплата
Такая работа.....
Сергей Баянкин 
Альтернативы Путину я пока не вижу. Кто видит - назовите.
Если менять президента просто, чтобы сменить, получим Украину. Меняют, меняют, а становится только хуже.
Может ли госкорпорация в России быть успешной? Может. Пример Росатом. Впереди планеты всей. Что мешает Роскосмосу? У Росатома с 1950 г все свое. А Роскосмосу приходится опираться во многом на отечественную промышленность и приборостроение, которые сейчас на очень низком уровне.
Как повысить их уровень? Как дать им толчок развития? Надо убрать либералов из власти. В первую очередь заменить Центробанк, поставив руководителем, например, Глазьева. Заменить Минфин и Минэк.
Тогда отечественная промышленность расцветет и планы Роскосмоса станут реальностью.
Тариель Байрамов 
Ваше лукавство не стоит и гроша. В Коране сказано: "Не надо хитрить с Богом, Бог хитрее всех вас, Бог самый хитрый", почти дословно.
Тариель Байрамов 
У Росатома вчерашний день, на готовеньком. Сегодня уже запущено время Управляемых Термоядерных Станций. В этой области опережающих нас нет.
Дмитрий
Это вы так оскорбили народ России? С чего вы взяли, что из 140 млн. граждан, нет ни одного, кто мог бы заменить Путина?!!
Сергей Баянкин 
Так назовите. Ваша логика была продемонстрирована на Украине. Там тоже было 40 млн граждан. Люди то в России есть, только такого надо найти и выдвинуть в лидеры. Тогда и можно говорить о смене президента. А пока не нашли - не дергайтесь. Будет только хуже.
Сергей Баянкин 
Число сторонников у Вас растет. И это печально. Детский сад какой-то. Я такой же вопрос задал однокласснику: "Ты видишь того, кем можно заменить президента?" Он ответил: "Там найдут".
Не сомневаюсь, ТАМ найдут. Только понравится ли вам ИХ выбор. Придет на его место какой-нибудь Чубайс - будет вам счастье. Пора вырастать из детских штанишек и ответственно подходить к своим словам и действиям.
Дмитрий
Искать не надо, надо только устранить препятствия с регистрацией кандидатов на выборах и он сам найдётся. Выбор будет и я думаю не маленький.
Сергей Баянкин 
Но пока Вы не видите претендента. Я правильно понимаю?
Дмитрий
Достойных людей в достатке, но каждый сам должен делать свой выбор.
Сергей Шубин 
"Надежды на новейшую ракету «Ангара» тоже пока не оправдались. И дело не в том, что ракета неудачная. Просто она слетала в космос всего один раз, и разовая акция никак не может считаться успешной космической программой, да еще и с коммерческой точки зрения."
Те же самые слова можно сказать и о проектах Маска. Как можно говорить о стоимости использования многоразового носителя, если он использовался только 1-2 раза?
Так что, не нужно паниковать. В космической отрасли сейчас дело не в стоимости запуска, а в эффективности его использования. Главный вопрос: что и для чего нужно выводить на орбиту?
А туристов пусть SpaceX катает. На здоровье.
Валерий Юрьев
Возможно, тут могли бы помочь хорошие, добротные разработки Следственного Комитета...
Анатолий Комогоров
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Вернули лучше бы нам первенство в пенсии и медицинском обслуживании. А космос пусть американцы покоряют...
Тариель Байрамов 
Не надо нас принижать. Нас, русских в мире героизируют, только этим благородным невдомёк, как это Панфиловой, на челе которой прописано, кто она есть, удаётся протаскивать во власть ЕР и Путина?
Георгий Тепляков 
Если название статьи закончить вопросительным знаком - отвечу НИ-КА-КИ-Е!!!
Потенциал сознанный в СССР про--ан!!!
Научная база в состоянии обнуления.
Новые разработки не финансируются
вадим ашаев
"Перестройка" а затем уничтожение СССР нанесло большой удар по космическим программам. Россия, как былинный великан, претерпев все все предательства и угрозы, выходит на передовую Космоса.
Юрий Юманков
выходит на передовую Космоса
---------------------------------------
По вранью и воровству - да.
вадим ашаев
Возвращение Крыма и восстановление обороноспособности страны как серп по яй""" подпиндосникам.
Тариель Байрамов 
О чём гутаришь, Ашаев? Ни Крым, ни Украина никуда от нас, а мы от неё, не уходили. Но если вы и Путин и дальше будете над нами, Эрдоган, через год освободит братьев Крымского ханства. Дебаты в их Милли Меджлисе по требованию народа Турции на данную тему, уже полгода как ведутся. Сигареты мы им уже бесплатно дали. Остаётся только открыть пусковой вентиль. Видимо, это они сделают сами, наперегонки с китайцами по "Сила Сибири". Больших идиотов я не видел.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
«Забытый» в космосе после развала СССР
«Забытый» в космосе после развала СССР
3
Все о работе руками 17:49 13 июл 2023
У президента поинтересовались, "когда в России вернут крепостное право"
У президента поинтересовались, "когда в России вернут крепостное право"
5
Ваши новости 02:01 21 июн 2019
«Загадочный русский объект» в космосе: Россия готова к космической войне
«Загадочный русский объект» в космосе: Россия готова к космической войне
13
Ваши новости 10:31 27 сен 2020
США преграждают России дорогу в дальний космос
США преграждают России дорогу в дальний космос
39
Ваши новости 00:31 04 дек 2020
Когда нам вернут советские вклады?
Когда нам вернут советские вклады?
22
Ваши новости 18:01 03 окт 2020
Какие силы хотят сделать из России «Московию»
Какие силы хотят сделать из России «Московию»
65
Ваши новости 10:01 14 дек 2021
Какие дешевые новые кроссоверы можно найти в российских автосалонах
Какие дешевые новые кроссоверы можно найти в российских автосалонах
0
Авто-Тема 10:36 22 апр 2024
Либералы недовольны космическими успехами России
Либералы недовольны космическими успехами России
206
Ваши новости 09:01 12 окт 2021
США выдумали космическую провокацию против России
США выдумали космическую провокацию против России
10
Ваши новости 10:01 18 ноя 2021
3 новейшие разработки «Калашникова», которые заменят советские образцы оружия
3 новейшие разработки «Калашникова», которые заменят советские образцы оружия
15
Авто-Тема 12:50 19 ноя 2019
Пятидневная война: как Россия вернула лидерство
Пятидневная война: как Россия вернула лидерство
2
Ваши новости 03:02 25 авг 2018
Почему в Советском Союзе массово высаживали тополя, а сейчас от них хотят избавиться
Почему в Советском Союзе массово высаживали тополя, а сейчас от них хотят избавиться
0
Читайте самую соль! 11:21 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства