Украина приняла закон, позволяющий расширить контроль над Черным морем вдвое
Фото: Михаил Палинчак/ТАСС
Материал комментируют:
Украина готовится обострить ситуацию не только в Азовском, но и в Черном море. 8 ноября Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект о правовом режиме морской прилежащей зоны, который фактически позволит стране увеличить контроль над территорией Черного моря вдвое.
«Прилежащая зона, согласно международным нормам, не является ни зоной юрисдикции, ни зоной суверенитета. Однако данная зона является тем участком морского пространства, где любое прибрежное государство может осуществлять ограниченный контроль по предупреждению или задержанию за нарушение определенных правил», —
Согласно законопроекту, прилежащей зоной Украины станет считаться морской район, который прилегает к ее территориальному морю и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль от исходных линий. Сейчас территориальные воды Украины составляют 12 миль.
Если закон будет принят, а в этом практически не приходится сомневаться, Украина сможет осуществлять на этой территории контроль и юрисдикцию, необходимые для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил, а также для наказания за нарушение указанных правил. Необходимо это якобы для того, чтобы эффективно бороться с контрабандой, торговлей оружием и наркотиками и другими правонарушениями. Как говорится в пояснительной записке к документу, после присоединения Крыма к России Украина потеряла возможность действенного контроля над судами потенциальных правонарушителей.
Зато после принятия законопроекта компетентные госорганы Украины будут иметь право останавливать, досматривать, задерживать и арестовывать суда и членов экипажей на прилегающей территории, если есть основания считать, что судно может нарушить украинское законодательство. Если же будут достаточные основания считать, что иностранное судно нарушило украинское законодательство и предприняло попытку бегства, соответствующие органы смогут преследовать его по «горячим следам» с целью задержания.
Поводом для такого преследования, а также для остановки и досмотра судна может стать также отключение автоматической идентификационной системы в прилежащей зоне всеми суднами, за исключением украинских военных и пограничных кораблей.
В преамбуле документа утверждается, что он соответствует положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Украинскую инициативу уже прокомментировали в Госдуме РФ. Депутат от Крыма Руслан Бальбек назвал закон неактуальным, так как Россия сама борется с контрабандой и экономическими нарушениями в Черном море.
«Российская экономическая зона остается в своих прежних границах, и любые незваные гости, будь то контрабандисты, рыбаки или нефтедобытчики, сразу же окажутся под арестом. Борьбу с контрабандой и экономическими преступлениями мы проведем сами, без украинских подсказок, поэтому на сегодняшний день предложение Украины как минимум не актуально», —
По его мнению, принятие закона никак не отразится на российском судоходстве, зато украинские моряки, «оболваненные новыми веяниями», могут «оказаться в российской тюрьме», если пойдут по новым картам. Бальбек посоветовал всем ориентироваться на морские международные навигационные карты.
Несмотря на слова депутата, не все эксперты уверены в том, что законопроект никак не повлияет на российское судоходство. Напомним, что российское судно «Норд» было задержано украинскими пограничниками в Азовском море в водах совместного пользования, в десяти километрах от условной границы территориальных вод Украины. Как
Понятие прилежащей зоны действительно зафиксировано в ООН по морскому праву 1982 года. Там сказано, что в этой зоне прибрежное государство обладает правом осуществлять контроль в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории или территориального моря или применять наказания за такие нарушения. Поэтому часто говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной и санитарной зонах.
Норма была принята потому, что быстроходность современных судов не дает возможности обеспечить за ними контроль в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право осуществлять специализированный контроль в определенном пространстве за пределами территориального моря. Как говорят юристы, это один из случаев, когда международное право расширяет юрисдикцию государства за пределы его территории во имя обеспечения его законных интересов.
В России, например, пределы и правовой режим прилежащей зоны определены еще федеральным законом РФ 1998 года «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и законом РФ 1993 года «О Государственной границе РФ». Так что, как говорят эксперты, это вполне общепринятая практика.
Проблема в том, что в случае Украины есть опасение, что это законное право она будет использовать вовсе не для борьбы с наркотраффиком, а для охоты на российские суда, которые могут повторить судьбу «Норда», если окажутся недостаточно бдительны. Не говоря уже о том, что случай в Азовском море показал, что украинские пограничники трактуют километраж территориальных вод весьма вольно, и где есть 24 морские мили в их случае могут оказаться все 30.
Это особенно актуально в случае с Крымом, который имеет границы с Украиной с двух сторон. Поэтому при расширении прилежащей зоны «незалежной» количество конфликтных ситуаций в водах возле полуострова может резко возрасти.
Профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин пояснил «СП», что по закону в случае пересечения территориальных или прилегающих вод стороны должны договариваться о режиме их использования или же идти в Трибунал по морскому праву. В то же время, эксперт признает, что Украина может трактовать такие нормы, как «нарушение санитарного режима» весьма вольно, и подвергать российские суда разного рода взысканиям.
— Конвенция морского права 1982 года устанавливает определенные режимы морских пространств и четко обозначает, что прибрежное государство вправе установить свой суверенитет на расстоянии до 12 морских миль от исходных линий. Конвенция также предусматривает возможность использования некоторых морских пространств за пределами этих 12 морских миль, но только в определенных обстоятельствах.
Нужно понимать, что суверенитет государства за пределами территориальных вод не распространяется, а прилежащая зона и особая экономическая зона (до 200 морских миль), используются на особых условиях. Например, в прилежащей зоне соответствующие службы могут преследовать судно-нарушителя по «горячим следам». Теоретически даже не обязательно принимать по этому поводу специальный закон. Но этот документ регламентирует права прибрежного государства, и это тоже нормальная практика.
«СП»: — А если прилежащая зона Украины будет пересекаться с прилежащей зоной или территориальными водами России, особенно в районе Крыма, как быть в таком случае?
— Если возникают вопросы с пересечением территориального моря или прилегающих зон, Конвенция предписывает странам мирно разрешать их на основе обоюдного соглашения. Если оно не будет достигнуто, предусмотрена процедура разрешения спора в судебном органе, который действует при Конвенции.
Поэтому с одной стороны, никто не может отрицать права Украины использовать прилегающие зоны в соответствии с Конвенцией по морскому праву. Но если обозначится пересечение с интересами соседнего государства, в данном случае, России, международное право предусматривает именно такой путь — сначала попытка достичь договоренности в двусторонних переговорах, а если это не удастся — обращение в Трибунал по морскому праву.
«СП»: — То есть суверенитетом в прилежащей зоне Украина обладать не будет? Она не может, к примеру, задерживать иностранные суда только за то, что они проходят в этой зоне без согласования?
— Еще раз подчеркну, что в Конвенции четко обозначено — за пределами 12 морских миль (а в некоторых случаях и меньше, если есть пересечение интересов с другими странами) должна обеспечиваться свобода судоходства. Да, там начинается исключительная экономическая зона, но она не распространяет суверенитет прибрежного государства на судоходство.
В то же время, заниматься экономической деятельностью без согласования с прибрежным государством там не разрешено. Если иностранное судно, например, ловит рыбу в чужой исключительной экономической зоне, это уже будет нарушением, и прибрежное государство вправе применять соответствующие меры в пределах 200 морских миль (или меньше, в зависимости от ее ограничений).
На этой территории распространяется исключительная юрисдикция государства на регулирование экономической, научно-исследовательской и природоохранной деятельности. Иностранные суда могут задерживаться на основании нарушений в одной из этих областей, если будут веские основания предполагать, что они были. Это ловля рыбы и исследования без разрешения прибрежного государства, нарушение экологических норм.
Хотя нужно признать, что у прибрежного государства есть достаточно широкий спектр возможностей в этом плане. Даже простой сброс отходов жизнедеятельности в море может рассматриваться, как нарушение экологических норм. Соответственно, судно может быть подвергнуто административным мерам со стороны Украины.
Комментарии (6)