1 января 2020 года «Газпром» может остановить поставки топлива в Европу
Фото: Виталий Невар/ТАСС
Материал комментируют:
Киев отверг предложение «Газпрома» — продлить действующий или заключить новый контракт на транзит газа через Украину. Эту позицию озвучил 18 ноября глава Минэнерго Украины Алексей Оржель.
«Предложение, которое сейчас получено — неприемлемо для Украины, учитывая, что надо отказаться от арбитражей и подписать договор только на один год пользования нашей ГТС», — заявил Оржель в эфире программы «Свобода слова» на канале ICTV.
В то же время, по его мнению, стороны могут найти взаимопонимание, если договорятся о долгосрочном контракте.
Украинский министр также предупредил: если Москва продолжит транзит газа с 1 января 2020 года без контракта, то Киев расценит это как контрабанду. «Тогда уже будут другие юридические процессы», — заключил чиновник.
Напомним, 18 ноября «Газпром»
Заметим, общая сумма компенсаций и штрафов, которые Украина рассчитывает взыскать с «Газпрома», на сегодня превышает $ 22 млрд. Около $ 3 млрд. (с учетом накопившихся пеней за просрочку) «Нафтогазу» в качестве компенсации присудил в 2018 году Стокгольмский арбитраж. «Газпром» отказывается исполнять и оспаривает это решение. Еще около $ 7 млрд. — штраф и пени за неоплату с 2016 года — с российской компании рассчитывает взыскать Антимонопольный комитет Украины.
Кроме того, в начале ноября исполнительный директор украинской компании Юрий Витренко сообщил, что в Стокгольмский арбитраж передан новый иск к «Газпрому» еще на $ 12,2 млрд.
Предложение «нулевого» варианта было сделано украинским коллегам еще в начале 2019 года, сообщал председатель правления «Газпрома»
30 октября жесткость Москвы по этому вопросу подчеркнул президент РФ
14 ноября Путин вновь вернулся к газовой теме —
По мнению аналитиков, Путин рассуждает так: если Западу нужен российский газ — пусть надавит на Киев, чтобы он отозвал иски. И тогда получится, что украинская сторона с нас ничего не требует, а мы не прекращаем транзит через Украину.
Но пока Киев только наглеет — на глазах повышает ставки в транзитном вопросе, и сталкивает ситуацию к полноценной газовой войне.
Как теперь выглядят контуры компромисса, на кого — Киев или Москву — предпочтет давить Европа?
НОВОСТИ СМИ2
— Дата очередных переговоров «Газпром"-"Нафтогаз"-ЕК по украинскому транзиту не определена до сих пор — сторонам не с чем на нее выходить, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Встреча просто не имеет смысла, поскольку полярность позиций заявлена заочно.
Но здесь важно понимать: проблемным для Европы — без украинского транзита — может быть только нынешний осенне-зимний период. И не факт, что у Европы нет страховок на этот случай.
«СП»: — То есть, Европа не замерзнет?
— Судите сами. Сейчас показатели заполненности подземных газовых хранилищ в Европе — на максимуме. Есть, кроме того, основания рассчитывать на теплую зиму. Наконец, у европейцев колоссальный запас инфраструктурных мощностей по приему СПГ и его регазификации.
Сжиженный газ в Европу может приходить в достаточно объеме по простой причине. Сейчас полным ходом идет переориентация СПГ-поставщиков с азиатских рынков, где СПГ традиционно стоил дороже. Замедление экономики Китая и торговые войны США привели к тому, что в Азии высвобождаются приличные объемы СПГ, и предложение сниженного газа на данный момент превышает спрос. Это значит, теперь СПГ все интереснее поставлять в Европу.
Этот фактор может стать очень важным в январе-феврале 2020 года, если украинский транзит будет остановлен.
«СП»: — То есть, СПГ вытеснит в Европе российский трубопроводный газ?
— Вовсе нет. «Северный поток-2» в январе еще не будет запущен в эксплуатацию, так как требует проведения пуско-наладочных работ. Но «Турецкий поток» в январе заработает, и в дальнейшем пропускные мощности этих обходов будут только усиливаться.
Думаю, что запуск этих обходных систем изменит — идеологически и ментально — взгляды Европы на ценность украинского транзита. Напомню также, что Германия де-факто дала разрешение использовать «Северный проток-2» на полную мощность.
Да, мы еще не видели текста законопроекта, за который проголосовал Бундестаг — его текст не обнародован. Но есть понимание, что пока не стоит дразнить лагерь европейских русофобов — ФРГ здесь действует очень аккуратно. Мол, для начала давайте построим трубу, а дальше будет спокойно подходить к ее нормальной эксплуатации.
Кстати, компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток-2») тоже не дремлет. В конце сентября оператор подал иск против ЕС в соответствии с Договором об Энергетической хартии, гарантирующим защиту инвестиций странам, подписавшим этот договор. В частности, договор подписала Швейцария, в которой зарегистрирована Nord Stream 2 AG.
Теперь уже европейцам придется отбиваться в суде — претензии в иске Nord Stream 2 AG далеко не надуманные.
«СП»: — Получается, Украина транзит все-таки не получит?
— Я не вижу оснований, чтобы транзит работал на условиях Киева. Я, напротив, вижу, что «Газпром» действует довольно жестко и здраво. Он диктует на правах сильного — а Украина остается неким дополнением, в перспективе, к обходным газопроводам. Да и то, если Киев будет действовать в ключе обнуления претензий.
Замечу, что Украина могла бы извлекать долгосрочные бонусы при прямых закупках российского газа. Об этом на саммите БРИКС заявил Владимир Путин — предложил украинской стороне скидки в 20−25%. Это очень солидное предложенные. Если Киев обнулит претензии и согласится на долгосрочные прямые поставки газа с дисконтом, он постепенно «вытащит» за счет бонусов те $ 2,6 млрд., которые «Нафтогазу» присудил Стокгольм. Тем более, мы не ставим украинцам горизонт, на котором действует скидка — закупайте, и никаких проблем.
«СП»: — Украина может сделать «ход конем» — согласиться на эксплуатацию своей ГТС по правилам Третьего энергопакета, по европейскому законодательству?
— Для этого нужно это законодательство имплементировать, но такая работа на Украине не ведется. По сути, Киев эту возможность проигнорировал.
Дальше я вижу только тупик в отношениях «Газпрома» и «Нафтогаза». Это значит, украинский транзит в 2020 году действительно может прекратиться.
Комментарии (0)