В правом Телеграме кипит важная дискуссия о том, кого считать русским человеком, инициированная спором талантливого русского оружейника Лобаева и анонимного белорусского нытика Бульбы Престолов.
Лобаев считает, что русский - это состояние души и разума. Бульба - что русский - это, прежде всего, кровь, гены и национальность.
Не правы оба. Спорить о том, что важнее для нации кровь или почва - все равно, что спорить о том, что было раньше курица и яйцо.
Важно то и другое. Вряд ли можно считать русским этнически русского бойца Азова, интернационального коммуниста или мультикультурного космополитичного либерала - они сами отказались от русской идентичности.
Но и таджик или француз, вчера получивший российский паспорт и решивший связать свою судьбу с Россией, русским по национальности от этого не становится.
Я бы разделил русскость на две плоскости - гражданскую и национальную.
Русским может считаться человек, рождённый в России, имеющий другие национальные корни, но говорящий на русском, думающий на русском и ставящий русские национальные интересы и интересы России выше интересов любого другого народа, включая свой родной. В идеале еще и крещёный в Православие или, как минимум, уважающий его и считающий важным столпом русской культуры.
Это русская гражданская нация, основанная на русской культуре и менталитете, типа американской нации, основанной на культуре и менталитете англосаксонских протестантов.
Но у русской гражданской нации есть ее этническое ядро - это великороссы.
Великоросс - это все то же самое в плане самоидентификации, только еще это и этнически русский. По крови и генам. Все-таки облик народа формируют поколения его предков и гены, которые они передают своим детям.
Великая русская имперская нация формировалась по двум важным принципам:
1. На периферии она ассимилировала малые народы или вбирала в себя их лучших представителей. Так появлялись русские субэтносы камчадалов, гуранов и балдыров. Которых можно считать частью русского мира, но скорее относить к русским метисам.
2. А великорусское ядро отличалось повышенной фертильностью, с рождаемостью по 10-20 детей на семью, и оно легко растворяло в себе новокрещёных ассимилянтов другой национальности.
Таким образом, мы и новые территории легко колонизировали, и обогащали свой народ талантливыми людьми другой нации, но их приток не влиял на генетику и антропологию русского народа в целом.
Если люди из нацдиаспор женились только на своих, то принявшие русскую идентичность иноземцы сами женились на русских, выдавали своих детей за русских и через пару поколений сами становились великороссами.
Так, Ганнибал - это русский эфиоп присягнувший России и ее императору, по нации. Русский по духу, но по крови и национальности - эфиоп.
А вот его правнук, Александр Сергеевич Пушкин - уже стопроцентный великоросс, и по духу и по крови.
Можно и нужно и сегодня ассимилировать лучших людей других народов. Но надо понимать, что без процветания и высокой фертильности великорусского ядра, русские канут в Лету.
Как римляне. Испанцы, итальянцы, румыны и молдаване - это осколки великого римского мира, говорящие на вульгарной латыни, носящие в себе небольшие частички римской крови, но после гибели латинского ядра Римской Империи, сегодня они к римлянам не имеют уже никакого отношения.
Короче, разобрались. Русские - это гражданская нация России, русским может быть идентифицирующий себя, как русский и готовый умереть за Россию, армянин, еврей или болгарин.
Но ядро русской нации - это великороссы, русские и по духу, и по крови. Дети русского грузина или курда могут стать через пару поколений великороссам через ассимиляцию и смешение с этническими русскими.
Как стал величайшим великорусским поэтом, правнук русского эфиопа, Пушкин.
Комментарии (5)