Новости, политика, экономика, общество

Конец «Союза»: американцы не оставили России шансов

Гордость без предубеждения

Сейчас космический корабль «Союз» являются единственным средством доставки экипажей на борт МКС. Это также единственный российский пилотируемый космический аппарат и один из двух существующих пилотируемых кораблей в мире. Как известно, китайцы довольно активно развивают свою программу «Шэньчжоу»: построенный в рамках нее корабль является, по сути, китайской версией «Союза». Американцы своих собственных пилотируемых космических аппаратов пока не имеют: «Спейс Шаттл» совершил последний запуск в 2011 году. Сейчас астронавты США летают на российских кораблях. Европейцы и японцы мечтают создать полноценный корабль на базе своих космических «грузовиков», но удастся ли это сделать — неизвестно. О таких бюджетах как у NASA их космические ведомства могут только мечтать, а имеющегося опыта, кто бы что не говорил, намного меньше, чем у заокеанских партнеров.


Со стороны кажется, что у России все просто замечательно: из пилотируемого есть только «Союзы» (пусть даже и один из них китайский). Почему же тогда все чаще приходится слышать панические настроения в среде людей, приближенных к космической индустрии? В действительности все намного сложней, чем может показаться на первый взгляд. И то, чем Советский Союз мог по праву гордиться в свое время, сейчас вызывает смущенный взгляд в сторону. Упомянутый выше космический корабль «Союз» совершил первый полет в очень далеком 1967 году. Сказать, что с тех пор в проектировании космических аппаратов поменялось многое — не сказать ничего. «Союз» тоже менялся, но в меру средств, которые Россия выделяла на модернизацию и, что еще более важно, в меру заложенного в конструкции потенциала.

Так, корабль в принципе нельзя сделать намного более просторными (аппараты серии «Союз» довольно тесные). Последняя на сегодня модификация корабля это «Союз МС»: обновление затронуло практически каждую систему пилотируемого космического корабля и, прежде всего, электронику. Но даже одного взгляда на аппарат достаточно, чтобы понять, что перед нами корабль полувековой давности. Даже китайский брат-близнец «Шэньчжоу» выглядит куда более современным, хотя оба они принадлежат ко второму поколению пилотируемых космических кораблей.


Не сказать, что в Роскосмосе чего-то не понимают. И не сказать, что Россия не пыталась создать что-то на смену «Союзу». Самое неприятное, что такие попытки были, но они закончились, мягко говоря, ничем. Самый показательный пример — многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль «Клипер». Его показали иностранцам, построили полноразмерный макет, но в 2006 году работы были просто свернуты. В свою очередь, первый пилотируемый полет многострадальной «Федерации» недавно перенесли на середину 2020-х: даже сложно вообразить, где к тому времени будут аналоги. Возможно, их самих уже сменит какая-то принципиально новая многоразовая система, например, Big Falcon Rocket от SpaceX.

Вызов принят

Кстати, об аналогах. Их несколько, все они из США.

Реальные:

Dragon V2. Разработчик — SpaceX. Первый полет намечен на 2018 год.
Orion. Разработчик — Lockheed Martin. Первый полет состоялся в 2014 году.
CST-100. Разработчик — Boeing. Первый полет намечен на 2018-2019 годы.

Гипотетические:

Dream Chaser. Разработчик — SpaceDev. Полет с грузом для МКС намечен на 2020 год.
Big Falcon Rocket (BFR). Точная дата первого полета неизвестна.


Мини-шаттл Dream Chaser и мега-шаттл BFR — немного из другой оперы. Это полностью многоразовые корабли (с довольно неясной судьбой). Они чисто концептуально сильно отличаются от новых частично-многоразовых аппаратов, таких как Dragon V2 или «Федерация».


В целом, у конкурентов России дела идут тоже совсем не так хорошо, как можно было подумать. Буквально недавно стало известно, что компания SpaceX перенесла дату первого запуска пилотируемого корабля Dragon V2, а также первые испытания аппарата с астронавтами на борту. Ранее даты первых тестов своего CTS-100 перенесла Boeing. Компания Маска хочет осуществить первый полет пилотируемого космического корабля Dragon V2 в ноябре текущего года, а не в августе, как ранее планировали. Первый же испытательный полет с людьми на борту хотят произвести в апреле 2019-го. Для CTS-100 первый беспилотный запуск теперь хотят провести в конце 2018-начале 2019 годов. Первый пилотируемый старт космического аппарата наметили на середину 2019 года.

Пока сложно судить о реальных преимуществах новых космических аппаратов. Но даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы понять, насколько сильно в плане космических технологии США опередили весь мир. Можно почни не сомневаться, что новый «Дракон» или CTS-100 будут, как минимум, значительно комфортней своих более ранних аналогов. На борту Dragon V2 можно при необходимости разместить до семи человек экипажа. Для сравнения, в «Союзе» помещаются три человека. Внутри «Спейс Шаттла», наверное, еще просторней, но эта программа навсегда канула в Лету.


Вопрос безопасности более щепетильный. Если «Союз» может похвастаться 130-ю удачными запусками, то новым кораблям только предстоит доказать свою надежность. И здесь никак не получится ускориться. В целом, можно почти не сомневаться, что в первой половине 2020-х США откажутся от полетов на российских «Союзах» полностью. А если политическая ситуация и дальше будет такой же напряженной, то это может произойти даже раньше.

Будущее «Союза»

Перенос испытаний «Федерации» и успехи американцев толкают Роскосмос на откровенно странные действия и поступки. В июне Дмитрий Рогозин заявил, что лететь на Луну можно на модернизированном корабле «Союз». «Пилотируемые полеты к Луне могут быть осуществлены на кораблях «Союз» еще до завершения разработки «Федерации». Изначально корабль «Союз» создавался под лунную программу, а значит, его модернизация вполне возможна, пока мы не получили новый космический корабль», — заявил государственный деятель. Пожалуй, есть смысл посадить в «Союз» трех не обремененных хорошей физической формой чиновников и спросить: готовы ли они лететь на Луну? Совершенно очевидно, что корабль по современных меркам уже не отвечает требованиям долговременных экспедиций. Им в теории отвечает «Федерация». Во сяком случае, если исходить сугубо из ее концепции.


Несколько более реальными кажутся планы создать на базе корабля «Союз» беспилотную грузовую версию. Такой аппарат даже название получил — «Союз ГВК»: предполагают, что он сможет находиться в космосе до 370 суток. Впрочем, сам проект напоминает переливание из пустого в порожнее. У России уже есть «Прогресс»: этот космический «грузовик», как известно, тоже построен на базе «Союза». И уже много десятилетий он успешно выполняет свои задачи.

Космический корабль «Союз» войдет в историю как очень удачная разработка времен Холодной войны. Однако прогнозировать «блестящее» будущее для него было бы неразумно: корабль морально устарел и нуждается в замене. В противном случае российским космонавтам придется летать на американских кораблях.

Автор: Илья Легат

Использованы фотографии: www.depositphotos.com


Источник: Конец «Союза»: американцы не оставили России шансов
Опубликовал:
Теги: история форма лето война Россия

Комментарии (10)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Cтас Поликарп 
Пилить бюджет при капитализме умеют. А вот сумеют ли построить приличный космический корабль? Для замены "Союза" не просто всё есть- всё есть давно! http://www.arms-expo.ru/articles/124/86921/ ТКС давно и много летал. Потому, если есть "реформаторский зуд" и нужно нечто, что "лучше Союза" - есть с чем сравнивать. А статья похабная, писал её "менагер" - сравнивает давно и хорошо летающий аппарат с красивыми картинками. Дерьмо!
Георгий Ситнянский
Американцы расслабились за четверть века мирной жизни, не только в космосе. Вот и летали на наших аппаратах - дешевле выходило. Сейчас энергично исправляют. Вот данные по запускам в космос: 2011 – Россия – 32, США – 18 (в том числе компания Space-X – 0), КНР – 19.
2018 – Россия – 17, США – 31 (в том числе компания Space-X – 19), КНР – 39.
Не впервой. В 1950-х пропустили СССР первым в ксмос, т.к. недооценили советские успехи в ракетостроении. Но, поняв ошибку, быстро исправили и к концу 1960-х обошли нас по всем статьям (см. об этом "Секретный космос" Н.П. Каманина).
Павел Ковалёв 
"Можно почни не сомневаться, что новый «Дракон» или CTS-100 будут, как минимум, значительно комфортней своих более ранних аналогов."
Ну-ну. Из приложенной к статье графики видно, что "Союз" имеет объём 10,5 м3, для 3-х космонавтов. Старлайнер и Драгон имеют по 11 и 10 м3 соответственно, для 7 человек. Автор, на чем комфортнее на Луну лететь будет???
Что за пропиндосское:"...насколько сильно в плане космических технологии США опередили весь мир." Пишу в декабре 2019. "Сильно опередившее весь мир" НАСА запросило у Роскосмоса места на Союзы, аж по весну 2021 https://www.rosbalt.ru/russia/2019/12/20/1819548.html
"Впрочем, сам проект напоминает переливание из пустого в порожнее. У России уже есть «Прогресс»: этот космический «грузовик», как известно, тоже построен на базе «Союза»."
Автор даже не потрудился выяснить, что "Прогресс" может только доставить, но не снять груз с орбиты. Само название "Союз-ГВК" говорит, что это ГрузоВозвращающий Корабль.
Автор, вы хоть почитывайте о том, что копипастите к себе в статьи.
Владимир Шаболин
ПИНДОСЫ КОНЕЧНО ПОСТРОЯТ КОРАБЛЬ, НО ОН ОПЯТЬ ВЗОВЕТСЯ, НЕ В ПЕВЫЙ ТАК ВО ВТООЙ РАЗ...
Иван Козлов 
Ага, если вообще в ближайшие 100 лет кто-то полетит на Луну.
Олег Максимов
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Ничего нового американцы не придумали все их разработки крутятся возле старого модуля который разрабатывался для луны, всего то электроники новой натыкали и всё, тоже самое и с союзом, ну и где здесь что то новое?
Александр Абдульманов 
Или в него попадёт шаровая молния...
Владимир Ванюхин 
Не стоит надеяться на ФЕДЕРАЦИЮ. Дохлый номер. РАСПИЛ
Оскорбительный комментарий был удалён.
Юрий Владимирович
Засранец Тав, ты опять выглянул из под плинтуса с "полетами" на Лунуамериканских мюнхаузенов? А ну брысь под лавку!!!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Пророк о возрождении Советского Союза
Пророк о возрождении Советского Союза
84
Мужской журнал 06:00 02 мар 2021
Почему американцы так внезапно выступили против России
Почему американцы так внезапно выступили против России
35
Ваши новости 09:01 27 авг 2021
На Украине больше нет ветеранов Героев Советского Союза
На Украине больше нет ветеранов Героев Советского Союза
27
Ваши новости 07:29 09 июн 2021
Мегапроекты Советского Союза: Сахалинский тоннель
Мегапроекты Советского Союза: Сахалинский тоннель
14
Мужской журнал 07:01 10 мар 2022
Американцы гадали зачем по России разбросано 300 кругов с крестом внутри: когда русские объяснили, им стало страшно
Американцы гадали зачем по России разбросано 300 кругов с крестом внутри: когда русские объяснили, им стало страшно
61
Мужской журнал 11:00 20 июл 2021
Экипаж «Союза» достали из спускаемого аппарата
Экипаж «Союза» достали из спускаемого аппарата
0
Ваши новости 13:57 11 окт 2018
Моя жизнь в Штатах. Как и чем обедают рядовые американцы. Или к чему я долго не мог привыкнуть в США
Моя жизнь в Штатах. Как и чем обедают рядовые американцы. Или к чему я долго не мог привыкнуть в США
35
Мужской журнал 11:01 11 мар 2021
Жириновский предсказал конец правления Владимира Путина
Жириновский предсказал конец правления Владимира Путина
54
Ваши новости 10:00 26 сен 2017
Конец адмирала Колчака
Конец адмирала Колчака
33
Мужской журнал 09:00 22 дек 2020
Пришёл конец эпохи дронов! Так и не начавшись...
Пришёл конец эпохи дронов! Так и не начавшись...
16
Ваши новости 20:11 11 фев 2021
Простое доказательство того, что американцы не были на Луне
Простое доказательство того, что американцы не были на Луне
53
Мужской журнал 11:01 12 окт 2021
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
1
Авто-Тема 09:53 25 апр 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства