Почему решения КС в России не исполняются
Конституционный суд в конце января внес изменения в регламент своей работы и отказался от т.н. института «друзей суда». На это обратила внимание СМИ специалист по конституционному праву Ольга Кряжкова: с 2012 года общественные организации, ученые-правоведы отправляли как минимум одно заключение в год по конкретным делам судье-докладчику, а тот имел право приобщить документы к делу и ссылаться на них, сказала она, а нынешние изменения в регламент не запрещают подачу таких заключений, но снижают шансы на то, что они будут рассмотрены. Все это «негативно скажется на доверии к КС», считает юрист.
ФОТО: АЛЕКСЕЙ МЕРИНОВ
Пресс-служба КС ответила так: авторитетные академические исследования с важной информацией по делу, если их представят стороны процесса, «не будут выброшены в корзину», а эти самые «друзья суда» иногда в подготовленных по своей инициативе заключениях приводили «ненаучную и порой переходящую в политическую плоскость аргументацию», что неприемлемо.
Как оно там будет на самом деле — время покажет. Но вот что касается доверия к решениям КС…
Снявши голову, по волосам не плачут. Есть ли что-то более убийственное для этого доверия, чем наплевательское отношение к решениям КС со стороны власти?
…В июле 2020 года Минюст опубликовал очередные результаты мониторинга исполнения тех решений КС, что требуют внесения изменений в действующие законы. Более свежих данных пока нет, но и эти, полугодовой давности, вполне показательны.
Исполненными на тот момент считались 239 решений КС, принятых начиная с 1992 года. Некоторые дожидались своей очереди много лет, но дождались. Например, одно из них, 1996 года, требующее уточнить в Уголовно-процессуальном кодексе основания возобновления уголовного дела, было исполнено лишь законом, принятым в… 2015 году.
Но нас сейчас больше интересуют те решения КС, что не были исполнены. Если посмотреть самые древние из них, то можно убедиться, что чаще всего наши власти не особенно рвутся вносить изменения в действующие законы либо в том случае, когда речь идет о дополнительных расходах бюджета, либо в том случае, когда на то есть какие-то политические причины.
Например, в 2010 году КС признал неконституционным запрещать россиянам, которые имеют вид на жительство другого государства, быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса. Законопроект, который должен был исполнить это решение КС, правительство внесло в Госдуму в конце 2010 года. С тех пор он тихо лежит, не добравшись даже до первого чтения. И трудно себе представить, что в разгар кампании по борьбе с «внешним вмешательством» во внутренние дела России, когда власти готовы объявить «иностранными агентами» неопределенно широкий круг россиян, такой закон примут.
Но наиболее показательным в этом смысле является судьба решения КС от февраля 2013 года, в котором частично неконституционными были признаны несколько положений закона «О собраниях, митингах…» — в его нарушении обвиняются сейчас многочисленные участники несогласованных акций протеста. В частности, до сих пор не переписано забракованное 8 лет назад судьями положение, которое возлагает на организаторов пикета, митинга или шествия гражданско-правовую ответственность «за вред, причиненный участниками публичного мероприятия». То есть разрешает подавать к организаторам иски о возмещении вреда и наказывать рублем за все, что учинили участники акции. КС счел неправильным делать это в тех случаях, если какой-то вред был причинен вне зависимости от усилий организатора по его предотвращению.
Еще одно неисполненное требование касается той статьи закона, которая возлагает на органы власти субъектов РФ обязанность выделить «специально отведенные» для проведения публичных мероприятий места (их обычно называют «гайд-парками»), где проводить акции вроде бы можно без всякого согласования. КС тогда предписал четко прописать на федеральном уровне критерии выделения таких участков.
Правительство еще в декабре 2013 года внесло в Госдуму законопроект во исполнение этого давнего решения КС, он был принят в первом чтении. А потом лежал без движения до 2018 года, когда в процессе «расчистки законодательных завалов» его отклонили как якобы неактуальный.
Никаких попыток исправить положение не делали и не делают ни правительство, ни Госдума, ни Совет Федерации, ни Кремль.
Хотя совсем недавно, в конце 2020 года, было принято сразу два закона, связанных с именем депутата Дмитрия Вяткина («ЕР»), которые еще больше усложнили проведение уличных акций и возложили на их организаторов еще больше обязанностей. Казалось бы, есть повод — поправьте заодно и те пункты, что КС назвал неконституционными! Но нет.
Из чего следует вывод: исполнять то решение КС 2013 года никто пока и не собирается, потому что общий тренд в отношении правил проведения уличных акций — на ужесточение.
Можно, конечно, сказать, что суды и органы власти вплоть до внесения изменений в законы, которые конституционные судьи потребовали переписать, все равно обязаны руководствоваться решениями КС. Но как вы думаете, что на практике будет учитывать в своей деятельности любой чиновник или правоохранитель? Эти решения какого-то лохматого года или ведомственный порядок, регламент, действующий закон?
Правила существования любого государства таковы: решения любого суда могут вам не нравиться, вы имеете право биться за их пересмотр, но при любом исходе исполнять их все равно придется. Заставят. Вопрос о том, кто может заставить исполнять решения Конституционного суда тех, кто заставляет простых смертных исполнять решения мировых и федеральных судов, можно считать риторическим.
Комментарии (1)