Москва ждет эскалации конфликта в Белоруссии
Священный Синод РПЦ сменил главу Белорусской православной церкви. Нынешнего патриаршего экзарха Павла сделали митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии. Новым главой белорусской церкви стал 51-летний Вениамин - епископ Борисовский и Марьиногорский. Он стал первым в истории уроженцем Белоруссии во главе Белорусской православной церкви. По словам экспертов «МК», так РПЦ отреагировала на развитие политического кризиса в Минске.
ФОТО: KREMLIN.RU
Помимо кадровой перестановки, Священный Синод сделал заявление, в котором выразил обеспокоенность политическим кризисом в Белоруссии, в результате которого уже погибли люди. Церковь призывает власти Белоруссии расследовать все случаи применения насилия, как со стороны силовиков, так и со стороны протестующих, и наказать виновных.
Решение Священного Синода поприветствовали как в оппозиции, так и в окружении Александра Лукашенко. Белорусские политологи, сохраняющие лояльность «последнему диктатору Европы», отмечают, что уход Павла принесет долгожданный покой и стабильность во взаимоотношения между Лукашенко и православной церковью. При этом кандидат в президенты Белоруссии Андрей Дмитриев заявил «МК» ровно противоположное: «Я считаю, что Москва готовится к тому, что через какое-то время придется жить без Лукашенко. В частности, она готовится к дальнейшему нарастанию протестов, так как понимает, что Лукашенко не ищет компромисса. В связи с этим на пост главы православной церкви назначают, с одной стороны, противника автокефалии, а с другой, – уважаемого внутри БПЦ человека. В этом смысле Павел не подходил, так как он не являлся белорусом»
Разобраться в церковной кадровой политике «МК» помог Роман Лункин, глава Гильдии экспертов по религии и праву:
- Замену главы Белорусской православной церкви можно рассматривать как уникальный эпизод в политике РПЦ. Для патриарха Кирилла это решение было сложным: до сих пор ни разу церкви не приходилось менять людей в разгар политического кризиса. Мы не знаем, правда или нет, что митрополит Павел сам попросил о своей замене, но в принципе это вполне возможно. Он не отличается какой-то яркой общественно-политической или культурной позицией. Например, Тихон Шевкунов явно не стал бы проситься в Москву, не разрешив ситуацию.
Вместе с тем, роль могло сыграть не только личное прошение Павла, но и недовольство его непоследовательной позицией, которую он занимал в борьбе Лукашенко с оппозицией. Он проявил себя как слабохарактерный человек. Сначала Павел чуть ли не отказывается поздравлять Лукашенко с шестым переизбранием, потом церковь говорит, что его неправильно поняли и так далее. А потом митрополия выпустила большое послание против епископа Витебского Артемия, заявившего, что с необольшевизмом в лице Лукашенко пора кончать. Церковь тогда заявила, что это позиция отдельного священника.
На его фоне Вениамин является относительно молодым наместником, и он не замечен в громких политических высказываниях. Его проповеди похожи на проповеди патриарха Кирилла, который призывает к всепрощению. В этом смысле не права как оппозиция, так и сторонники Лукашенко. Новый глава БПЦ будет занимать нейтральную позицию, церковь не будет выбирать сторону конфликта. При этом пришлось признать, что Павлом в Белоруссии вообще кашу не сваришь.
- Как Лукашенко относился к Павлу?
- Павел не был гражданином Белоруссии, и Лукашенко постоянно ему об этом напоминал. Президент Белоруссии даже публично критиковал главу БПЦ и намекал на то, что церковь в суверенном государстве должна быть суверенной – автокефальной. В этом смысле Павел не устраивал и тех, кто является сторонником большей независимости от Москвы. Здесь у Вениамина есть преимущество – он белорус. Патриархия предчувствует, что любая новая власть, оппозиция или Лукашенко, при новой Конституции будет просить больше независимости от Москвы.
- Насколько большую роль БПЦ играет в жизни белорусского общества, и может ли позиция церкви склонить чашу весов в одну из сторон конфликта?
- Влияние уже было оказано. Если Павел и глава информационного отдела БПЦ Сергей Лепин метались, то протоирей Федор Повный, один из самых влиятельных людей в церкви и сторонник Лукашенко, вообще ничего не заявил. Зато в пользу оппозиции сыграли многие рядовые священники. Они открыто поддержали протест, поехали в изоляторы и больницы, после чего начали заявлять о жестокости по отношению к протестующим… Это предопределило моральную победу протестующих. Такие понятия как добро и справедливость оказались на стороне оппозиции, а не Лукашенко.
- А есть священники, которые поддержали Лукашенко? Не призывали к миру и согласию, а именно встали на сторону «всенародного избранного президента, который ведет страну к счастью» и так далее?
- Таких нет, и я думаю, что для Лукашенко это стало серьезным ударом. Не случайно в одном из своих выступлений он заявил, что припомнит всем их решения, и что конфессии вообще не должны лезть в политику.
- Его можно понять, 26 лет правил, и, вроде бы, претензий со стороны православных не было…
- Надо сказать, что у католиков были обиды, так как Лукашенко не пускал в страну поляков. Протестанты обижались, так как он не давал им дома молитвы. С православными таких конфликтов не было, но все-таки есть нюансы. Лукашенко очень советских человек, и сам себя он называет православным атеистом. Он – пережиток советского прошлого, поэтому церковь не могла считать его своим. Кроме того, между Лукашенко и Павлом не было симфонии. Президент Белоруссии не очень любил и уважал главу БПЦ.
Здесь еще сыграло свою роль рождение нового поколения духовенства, которое выстраивает свою деятельность независимо ни от власти, ни от церковного начальства. Новое поколение белорусских священников является сторонниками национальной церкви. Это не как на Украине, где люди выступают против России, но своя белорусская национальная идентичность есть. У них совершенно демократическое мировоззрение, они ездят в Евросоюз и видят, как там живут люди, и хотят жить так же, а не в лукашенковском феодализме.
Комментарии (0)