В Пекине прошло открытие Зимних Олимпийских Игр 2022. Без сомнения историческое событие поистине мирового масштаба. В ближайшие несколько недель спортсмены из 92 стран разыграют между собой в общей сложности 109 комплектов наград. А следить за этими спортивными баталиями будут жители более чем 110 стран мира.
Но, пожалуй, одним из важнейших мероприятий начавшейся Олимпиады, произошедшим как бы «на полях», и прямого отношения к спорту не имеющим, стала встреча лидеров России и Китая, Владимира Путина и Си Цзиньпина.
О её характере и глобальных последствиях уже сейчас можно судить по двум документам: статье российского президента «Россия и Китай: стратегическое партнёрство, ориентированное в будущее», опубликованной китайским агентством «Синьхуа» накануне визита Путина в КНР, и по обнародованному в день открытия Игр «Совместному заявлению Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии». Хотелось бы подробнее остановиться на содержании этих двух текстов.
Говоря о статье Путина, стоит отметить, что в последнее время подобная форма обращения к зарубежным читателям стала для него особенно характерной. И несмотря на то, что в преамбуле своего послания российский лидер пишет, что он «рад возможности напрямую обратиться к многочисленной китайской аудитории», сложно отделаться от мысли, что на самом деле реальный адресат находится за океаном, то есть в США.
Буквально с первых же строк президент России пишет о том, что «российско-китайские отношения всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступая в новую эпоху, достигли беспрецедентного уровня, стали образцом эффективности, ответственности, устремлённости в будущее». Совершенно очевидно, что упоминание «новой эпохи» — это недвусмысленный сигнал западным партнёрам об окончании эры однополярного мира.
Чуть позже в тексте статьи Путин ещё раз вставляет пару шпилек коллективному Западу, подчёркивая, что в основе российско-китайского партнёрства лежит, прежде всего, «равноправие, учёт интересов друг друга, свобода от политической и идеологической конъюнктуры, от пережитков прошлого» (чего как раз совершенно не наблюдается в попытках США и Европы строить отношения с Россией). А затем напоминает, что последовательное расширение практики расчётов в национальных валютах формирует механизмы, «позволяющие нивелировать негативное влияние односторонних санкций».
Справедливо критикуя западный подход к международным отношениям, Путин, тем не менее, использует пример взаимодействия России и КНР, как бы намекая Западу, что всё то же самое мы могли бы делать и вместе с ними, если бы в тамошних политиках было меньше спеси и больше адекватности и прагматизма.
«Широкое поле возможностей видим в развитии партнёрства в информационно-коммуникационной отрасли, в медицине, в освоении космоса, в том числе в применении национальных навигационных систем и в реализации проекта Международной научной лунной станции...». «Одна из стратегических задач России — ускоренный социально-экономический подъём Сибири и Дальнего Востока...». Это всё как раз те области, сотрудничать с Россией в которых Запад очень бы хотел. Более того, Москва сама не раз выступала с инициативой такого сотрудничества, но увы.
«Нас никто не слушал — послушайте сейчас». А сейчас мы имеем свершившийся факт российско-китайского союза, готового совместно отстаивать свои интересы и противостоять любым попыткам США и их союзников этому помешать.
Несмотря на исключительно мирный настрой совместного российско-китайского заявления и на его ярко выраженный позитивный характер, я бы, тем не менее, не побоялся назвать его декларацией о начале «крестового похода» РФ и КНР против установившегося в последние десятилетия западного миропорядка.
«Сегодня мир переживает масштабные перемены, человечество вступает в новую эпоху стремительного развития и масштабных преобразований. Развиваются такие процессы и явления, как многополярность...», — отмечается в тексте. При этом особо подчёркивается, что «растёт запрос мирового сообщества на лидерство в интересах мирного и поступательного развития». Говоря об этом, Москва и Пекин открыто предлагают себя в качестве такого лидера. Лидера государств, уставших от самодурства и всевластия Запада.
«Некоторые силы, представляющие меньшинство на мировой арене, продолжают отстаивать односторонние подходы к решению международных проблем и прибегать к силовой политике, практикуют вмешательство во внутренние дела других государств, нанося ущерб их законным правам и интересам, провоцируют противоречия, разногласия и конфронтацию, препятствуют развитию и прогрессу человечества, что вызывает неприятие со стороны международного сообщества».
Отмечая, что «демократия не строится по трафаретам», а «право судить о том, является ли государство демократическим, есть только у его народа», две крупнейшие державы Евразийского континента недвусмысленно указывают на то, с чем (и с кем) планируют бороться.
«Попытки отдельных государств навязывать другим странам свои „демократические стандарты‟, присвоить себе монопольное право на оценку уровня соответствия критериям демократии... на самом деле представляют собой пример попрания демократии и отступления от её духа и истинных ценностей. Подобные попытки выступать в роли гегемона представляют серьёзную угрозу глобальному и региональному миру и стабильности, подрывают устойчивость миропорядка... Стороны готовы к совместной работе со всеми заинтересованными партнёрами в интересах продвижения подлинной демократии».
Несколькими строками ниже Россия и Китай раскрывают механизмы их совместной деятельности (ЕАЭС, инициатива «Один пояс, один путь»), а также определяют стратегические задачи нового союза: «формирование Большого Евразийского партнёрства и строительство „Пояса и пути‟ в интересах развития региональных объединений, двусторонних и многосторонних интеграционных процессов на благо народов Евразийского континента». Кстати, весьма актуальной и перспективной нынче теме сотрудничества в Арктическом регионе отведён пусть и весьма короткий, но зато подчёркнуто отдельный абзац:
«Стороны согласились последовательно углублять практическую кооперацию в области устойчивого развития Арктики».
Предлагая другим странам и народам «встать под свои знамёна», авторы совместного заявления называют конкретные цели, ради достижения которых они призывают объединиться: снижение уровня бедности, продовольственная безопасность, борьба с эпидемиями и вакцины, финансирование развития, изменение климата, устойчивое развитие, включая «зелёное» развитие, индустриализация, цифровая экономика, инфраструктурная взаимосвязанность.
«Стороны призывают международное сообщество обеспечить открытые, равные, справедливые и недискриминационные условия для научно-технического развития, ускорить практическое внедрение в производство научно-технических достижений для выявления новых импульсов экономического роста... активно развивать контакты и обмениваться знаниями в области строительства транспортных мощностей, включая умный транспорт, устойчивый транспорт, развития и эксплуатации арктических маршрутов, развивать другие направления в интересах глобального постэпидемического восстановления».
Отдельный раздел этого, по сути, программного документа посвящён готовности России и Китая совместно обеспечивать свои безопасность и государственный суверенитет и защищать их от вмешательства (в том числе и в форме «майдана») внешних сил в их внутренние дела. В этом контексте Москва ещё раз подтвердила свою прокитайскую позицию в дольно чувствительном для Пекина вопросе принадлежности острова Тайвань.
«Российская Сторона подтверждает приверженность принципу „одного Китая‟, подтверждает, что Тайвань является неотъемлемой частью Китая, выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме. Россия и Китай выступают против действий внешних сил по подрыву безопасности и стабильности в общих сопредельных регионах, намерены противостоять вмешательству внешних сил под каким бы то ни было предлогом во внутренние дела суверенных стран, выступают против „цветных революций‟ и будут наращивать взаимодействие в вышеупомянутых областях».
Резюмируя всё вышеизложенное, можно сделать однозначный вывод, что если со стороны США в их противостоянии с КНР и предпринимались попытки перетянуть Россию на свою сторону или, по крайней мере, заручиться её нейтралитетом, то все они провалились. Москва сделала выбор, и выбор этот не в пользу Вашингтона.
Более того, в тексте совместного заявления прямо указываются две вещи, которых США больше всего и опасались: во-первых, намерение Москвы и Пекина совместно продвигать многополярность и создавать международные отношения нового типа, а во-вторых, построение российско-китайских межгосударственных отношений на принципах дружбы между двумя государствами, которая не имеет границ, и сотрудничестве, у которого нет запретных зон. Очевидно, что упоминание последних относилось к военно-техническому сотрудничеству и созданию полноценного военного союза. Таким образом, в большой геополитической шахматной партии западному королю объявлен «шах». Следующий ход за американцами, посмотрим, чем они на это ответят.
Комментарии (0)