На выходных интернет взорвали агитационные ролики, призывающие избирателей прийти и проголосовать 18 марта. Комментарии в основном носили негативный характер. Авторов обвиняли и в пошлости, и в бездарности, и в том, что ролики не окажут должного эффекта на избирателей, так как не мотивируют проголосовать. Однако все критики, сами того не зная, помогают этим «неудачным роликам» выполнять свою главную функцию — заполнять информационную повестку темой выборов. Кроме того, реакции на этот ролик проявили болевые точки в общественной дискуссии.
Цели и средства
Пожалуй, самым громким оказался ролик, получивший условное название «Гей на передержке». Однозначно, что видео является вирусным, и с самого начала создавалось для того, чтобы максимально эпатировать аудиторию. Причем интернет-аудиторию, которая, как известно, является более оппозиционной, чем, например, телезрители.
Цель вирусных роликов не сводится к какой-то мотивации, они не должны убеждать зрителя. Они должны заполнить собой все информационное пространство. Справился ли этот продукт со своей задачей? Более чем. На видео отреагировали и СМИ, и лидеры мнений, и простые пользователи социальных сетей. Поэтому те, кто говорит о неэффективности ролика, просто не видят его истинную задачу.
Навязывание повестки
Помимо того, что эпатажные ролики заполняют информационное пространство темой выборов, они вынуждают и конкурентов следовать в информационной фарватере, выгодном авторам этой информационной кампании. А во время ответной реакции оппоненты могут допустить и ошибки.
На одно из предвыборных видео
Зачем кампании хайп?
Привлечением внимания к выборам должны заниматься в первую очередь сами кандидаты. Это в их интересах, чтобы избиратели пришли на участки и отдали свой голос именно за них. Но пока единицы справляются с этой задачей. Путин традиционно концентрируется на своей текущей работе, что помогает создавать положительный образ за счет действий, а не громких заявлений. Кандидаты же из «второй лиги» практически никак не ведут свои кампании. Активность проявляют только Собчак и Титов, которые посещают регионы, встречаются с избирателями, создают инфоповоды. Явлинский, Сурайкин, Бабурин, Жириновский и Грудинин слишком пассивны. Последнему для привлечения внимания и коммунистического электората даже пришлось
Так как кандидаты не ведут активной агитации, интерес к самой теме выборов приходится подогревать, в том числе за счет таких эпатажных роликов.
Больные темы
Примечательно, что ролики обнажили и общественные проблемы, которые больше всего волнуют общественность. В ролике «
Ролики точно ударили по больным темам, которые волнуют общество. И реакция на них столь активная, потому что они задевают за живое.
Повторение — мать учения
«Ну и зачем все эти ролики? Они что, убедили меня пойти на выборы?» — типичные вопросы, которые задают критики. Нет, ролики никого не могли убедить. Точно так же не могут убедить и призывы пойти на выборы во время рекламных перебивок на СТС, ТНТ и других телеканалах. Все эти мантры «выборы-выборы-выборы» направлены на то, что сомневающиеся, а именно за сомневающихся и идет битва, проснувшись 18 марта, вспомнят, что сегодня выборы, и пойдут на них.
Согласно последним данным ВЦИОМ, в выборах собираются принять участие 80,4% россиян. Конечно, не следует ждать, что все они придут на участки. Кроме того, 1,8% затруднились ответить на вопрос и 10,9% опрошенных не определились с тем, примут ли они участие в голосовании. Именно на эти три группы: отказники из числа тех, кто собирался пойти, затруднившиеся с ответом и неопределившиеся, направлена агитационная кампания с эпатажными роликами и постоянными повторениями «выборы-выборы-выборы». Такая тактика окажется эффективной, но и здесь важно не перегнуть с жесткостью, иначе можно добиться обратного эффекта.
Данные:
Инициативные всероссийские опросы «ВЦИОМ-Спутник» проведены в 2017-2018 гг. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров. Объем выборки — по 600 респондентов каждый день в 2017 г. и по 1000 человек каждый день в 2018 г.
Михаил Карягин, политолог
Комментарии (0)