Как в разных странах борются с дорожными проблемами и какие рецепты подойдут нам
Юлия ХОЖАТЕЛЕВА
Ситуация с заторами на российских дорогах становится тяжелее буквально с каждым днем.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
БУКВАЛЬНО ВСЁ ЗАПОЛОНИЛИ
Автомобиль - это не роскошь, а средство, помогающее в комфорте пересидеть пробку. И ситуация с заторами на российских дорогах становится тяжелее буквально с каждым днем. Сегодня в стране зарегистрировано 60 млн машин, 45 млн из них - легковые. Всего 10 лет назад легковушек было на четверть меньше. В одной только Москве миллионы легковушек, каждый будний день они стоят в девятибалльных пробках. И если бы это творилось только в столице - «маятниковый режим», когда люди живут на окраинах и ездят работать в центр, портит жизнь обитателям практически каждого российского города.
Да если бы только российского – весь мир от пробок страдает. Власти многих мегаполисов с разным успехом пытаются бороться с этой бедой. Например, в Сингапуре людей «пересаживают» в общественный транспорт драконовскими сборами: при покупке авто нужно заплатить налог, примерно равный цене машины. В Лондоне, Милане, Стокгольме и других городах берется плата за въезд в центр города. В Нидерландах и Дании власти действуют мягче: развивают велосипедную культуру, строят бесчисленные велодорожки, и вот уже 25-30 процентов всех поездок у них совершается на двухколесном транспорте.
Могут ли подобные меры разгрузить и российские дороги? Или у нас, как обычно, свой, особый путь борьбы с заторами?
НЕЗНАЙКА ВСЁ ЗНАЛ
Каршеринг - вот спасение от дорожных пробок! В этом уверен автоюрист и автоэксперт Дмитрий Славнов.
- Николай Носов в «Незнайке на Луне» в далекие 60-е описал ситуацию, которая у нас будет через 10 лет. У коротышек были общие машины, на которых они могли доехать до любой точки, бросить и пойти по своим делам. Эта эра каршеринга наступает сейчас, - считает Дмитрий Славнов.
По словам эксперта, в обозримом будущем каршеринговые машины станут ездить на электричестве, а зарядные станции появятся буквально на каждом шагу – по крайней мере, в центральной части крупных городов. Это сделает арендный транспорт настолько доступным и удобным, что ездить на собственном авто будет просто невыгодно.
- Зачем мне брать свою машину, непонятно где ее оставлять, платить сумасшедшие деньги за парковку или въезд в центр, когда проще взять каршеринг? - задается риторическим вопросом Дмитрий Славнов.
Каршеринг станет доступным, и люди откажутся от личных автоомобилей.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
КАМАЗ ПЕДАЛЬНЫЙ
Верные соратники каршеринга в борьбе с пробками - это велосипеды. А заодно и электросамокаты, хоть они многих и раздражают.
Критично настроенный читатель усмехнется: какие велосипеды и самокаты, когда у нас снег по полгода лежит? А шведы с финнами вам ответят: и кто мешает этот снег чистить, как делают у нас?
- Сегодня в Москве 0,5% от общего количества поездок совершается на велосипеде. Три-пять лет назад было вдвое меньше. А если строить велодорожки, цифра будет постоянно расти. Например, в Альметьевске (Татарстан), где мэр сделал велодорожки по всему городу, в 10% случаев выбирают велосипед, - говорит президент Велотранспортного союза Игорь Налимов.
Велокультура медленно, но верно продвигается по стране. Игорь Налимов напоминает, что сейчас вовсю идет строительство велотрассы Москва - Санкт-Петербург. Там будет, где поесть, отдохнуть, переночевать. По равнине любой начинающий велосипедист спокойно едет со скоростью 15 км/ч. За день можно без труда проехать десятки километров, то есть из одной столицы в другую реально добраться за пару недель - в рамках стандартного отпуска.
Сегодня в Москве 0,5% от общего количества поездок совершается на велосипеде.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
- А вы заметили, сколько велокурьеров по улицам гоняет? Постепенно таких перевозок будет все больше, - пророчит Игорь Налимов. - Уже существуют грузовые электровелосипеды с большим ящиком или сеткой сзади, которые запросто могут перевозить до 180 кг. Они будут двигаться по автодорогам со скоростью до 25 км/ч. Это покроет практически все нужды городских перевозок и больше половины грузовых авто станут ненужными. А мелкий груз продолжат перевозить на механических велосипедах по велосипедным дорожкам.
Светлое велосипедное будущее нашим городам пророчат и ученые.
- Я проводил опрос среди своего окружения - многие готовы ездить на работу на велосипедах, как и я сам. Но у нас нет инфраструктуры для велосипедистов, - сетует Николай Лушников, заведующий кафедрой «Автомобильные дороги» Российского университета транспорта. - Да, в городе архитрудно создать сеть велодорожек. Но варианты есть. Например, можно сделать велодорожки «эстакадного типа» вторым ярусом над основными дорогами. Люди бы с удовольствием пользовались. А для зимы можно сделать подобие надземных пешеходных переходов с пластиковыми крышами. Если строить их массово, это позволит серьезно снизить расходы.
Только цифры.
Фото: Алексей СТЕФАНОВ
МЕТРО НЕ РЕЗИНОВОЕ
Велосипеды - это прекрасно и экологично, но все-таки медленно. За общественным транспортом им не угнаться (ну, когда он не стоит в пробке). Однако заставить водителей пересесть из личных машин в метро и трамваи не так просто. Николай Лушников вспоминает результаты экспресс-исследования, проведенного 10 лет назад. У водителей, стоящих в пробках на въезде в город, спросили: при каких условиях вы смогли бы отказаться от личного транспорта? «Ни при каких!» - сквозь пелену выхлопных газов ответило около 90%. Значит, черепашья скорость их вполне устраивает.
- Не надо принуждать людей отказываться от личного авто, делая платным въезд в город или сужая дороги. Надо действовать убеждением, - считает Николай Лушников. - Если обеспечить работу общественного транспорта так, чтобы добираться из дома на работу было комфортно и быстро, люди сами его выберут.
Метро в Москве перегружено
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
При этом эксперт признает: метро у нас уже перегружено. Если туда спустятся еще и автомобилисты, оно не справится. И если мы всерьез хотим разгрузить дороги, нужен более комплексный подход к планированию городских территорий. Как бы банально это ни звучало.
- Вся деловая жизнь сконцентрирована в центре города. Нужно его разгружать: выводить за город офисные центры, создавать больше рабочих мест в том же Ясенево, чтобы не приходилось ездить через всю Москву на Красную Пресню, - говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
И еще один пример «комплексного подхода», о котором нам пока остается только мечтать - отказ от массовой застройки окраин.
- Нужно снижать плотность населения крупных городов. К примеру, в подмосковном Реутове она уже выше, чем в Токио - крупнейшем мегаполисе мира. Поэтому в той же Новой Москве нужно строить не огромные «человейники», а малоэтажное жилье, - говорит Антон Шапарин.
И тогда толпы народа, которые каждый день ломятся в центр с окраин, хотя бы не будут так быстро увеличиваться. Если же еще и офисы из центра вынести, то заторы начнут рассасываться, а дышать в маршрутках и вагонах метро станет легче. А когда часть горожан пересядет на велосипеды, самокаты и каршеринговые машины, пробок станет еще меньше.
Только вот 90% водителей, которые «ни при каких обстоятельствах» не встанут из-за баранки, все-таки смущают...
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
60 млн транспортных средств зарегистрировано в России
45 млн легковых автомобилей ездят по дорогам страны
96% легковушек - частные
313 легковых автомобилей приходится на 1000 россиян
569 легковушек приходится на 1000 человек в Евросоюзе
По данным агентства «Автостат» на 1 января 2021 года.
КСТАТИ
Фото: Наиль ВАЛИУЛИН
Читайте на
Комментарии (1)