Громкая история со схимонахом Сергием (Романовым) из Среднеуральского монастыря, который недавно был лишен сана за канонические преступления, проиллюстрировала новую реальность в жизни Русской православной церкви. В которой наличие у монаха спичрайтера или пресс-секретаря – дело не самое обычное, но уже не редкое. Беда в том, что именно спичрайтеры «делают» из некоторых священников медиастарцев.
Сама проблема для новейшей церковной истории не новая. Еще в декабре 1998 года Священный Синод принял так называемое постановление о младостарчестве, 13 пунктов которого вводят меры по профилактике гуруизма в российском православии. В частности, введен запрет на разные виды принуждения: к монашеству, отказу от брака и медицинской помощи, к смене места жительства и работы, по неисполнению гражданского долга и так далее. А также запрещено создание общин, противопоставляющих себя иерархии, другим приходам и собратьям-священникам, что само по себе разрушает единство Церкви.
Удар молотком
О священнике Сергии (Романове) из-под Екатеринбурга лично я узнал из сарафанного радио, из которого доносились мрачные вести о сжигании в обители паспортов, избиении воспитанников в монастырском приюте, отчитках бесноватых детей. Наверное, уже тогда, лет десять назад, нужно было что-то предпринимать, но, к сожалению, не предприняли. Как и во многих других случаях. Вспоминаю подобную историю десятилетней давности и в нашей Благовещенской епархии, где священник Владимир Коротков на своем приходе также начал читать с амвона политические проповеди, потом и вовсе начались «чудеса».
Вовремя не отреагировали, дошло до того, что этот настоятель перестал признавать своего патриарха. Епархиальное управление начало решать проблему. Адепты священника стали бомбардировать амурские форумы и СМИ сообщениями, что их притесняют, а потом забаррикадировались в храме и пригрозили самосожжением. В результате один из священнослужителей, пришедший увещевать мятежников, получил удар молотком по голове. Потом ситуация вроде успокоилась, но весь приходской актив ушел в раскол за своим «батюшкой». И от подобных сценариев не застрахован никто.
Построение медиаимперии
С одной стороны, развитие информационных технологий сделало духовенство намного ближе и понятнее людям. С другой – появился инструмент, который в руках конъюнктурщиков может наделать много бед. Вспоминается экс-священник Владимир Головин из Болгара, по благословению которого в интернете была создана целая медийная империя с сайтами, аккаунтами в соцсетях и видеоканалами. Все это не на шутку вскружило ему голову. И когда его проповеди и деятельность стали вызывать вопросы у сектоведов и Синодальной богословской комиссии, идейные админы его пабликов запустили информационную кампанию, подключив лидеров общественного мнения. Другими словами, Головин пошел на поводу у своих последователей, поддался их оппозиционному настроению в тот момент, когда от него требовалось немного смирения.
В этом отношении монах Сергий (Романов) очень похож на своего коллегу по лишению сана. Он тоже богословски малообразован, и сам в технологиях мало что смыслит. А потому доверился своему молодому последователю, имеющему нужный опыт и специализацию. Подобное доверие и сыграло с обоими медиастарцами злую шутку. Ведь из песни Виктора Цоя слов не выкинешь, потому что «война – дело молодых». И, видимо, когда помощники показывали своим патронам результаты кампаний в виде многотысячных просмотров роликов и лайков, у тех могла сложиться иллюзия, что правда и «народ Божий» – на их стороне. Короче говоря, «короля делает свита», как говаривал старина Макиавелли.
Политическая всеядность
В этом отношении отдельного внимания требует пиарщик мятежного схимника из Среднеуральского женского монастыря. 32-летний Всеволод Могучев начинал свою общественно-политическую карьеру в националистических объединениях Екатеринбурга, затем метнулся в патриотику – сотрудничал с региональными отделениями «Наших», «Молодой гвардии», «России молодой». С 2009 года он партийный функционер ЛДПР. В разные годы пытался баллотироваться в местные депутаты, но безуспешно. В 2017-м предлагал свои услуги в екатеринбургском штабе Навального и в фонде «Город без наркотиков».
|
И только весной 2019 года засветился как православный активист в истории со строительством Екатерининского храма в Екатеринбурге. Так он познакомился с ребятами из «Сорока сороков». А уже осенью прошлого года становится корреспондентом и телеведущим екатеринбургского оппозиционного телеканала «Крик ТВ». Очевидно, что Всеволод Могучев обладает изрядной политической всеядностью. Именно в его передачах на канале появляются первые сюжеты про Среднеуральский монастырь и отца Сергия, которые собирают множество просмотров.
Пресс-секретарь монаха
И вот весной 2020 года он уходит из телевизионной журналистики в «другие интересные проекты», как он сам выразился в разговоре с коллегой – журналистом Евгением Анисимовым. Он становится пресс-секретарем духовника Среднеуральского монастыря. Похоже, что Могучев выполняет и роль личного спичрайтера необразованного монаха Сергия, который на камеру читает только по бумажке, и то с запинками, будто видит малознакомый текст. Кстати, все записанные видео обращений опального духовника Всеволод Могучев почему-то выкладывает на собственном УouТube-канале, количество подписчиков которого за короткое время увеличилось как минимум на 10 тысяч пользователей.
Удивительно, но у обители до сих пор нет официальных ресурсов в интернете, если не считать неофициальных страничек в соцсетях, открытых почитателями медиастарца. Похоже, что молодой пиар-менеджер пока не торопится таковые открывать. Из воспоминаний бывшего руководителя штаба Навального в Екатеринбурге Юрия Кузьминых, которыми он делился со СМИ Екатеринбурга, можно понять, что Могучев стремился к сотрудничеству лишь на одном условии – продвижение личного бренда, раскрутка самого себя. В этой связи можно предположить, что пиарщик, имеющий, кстати,
Мечты пиарщика
Тот же Кузьминых признавался, что Всеволод в истории с противостоянием по Екатерининскому храму винил во всем епархиального пресс-секретаря, против которого предлагал организовать информационную кампанию, но навальнисты его не поддержали. А затем он пытался зайти в Екатеринбургскую епархию с другой стороны – через протоиерея Максима Миняйло, руководителя епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Видимо, мечтал о кресле пиарщика епархии, но здесь дело не выгорело. Зато повезло с доверчивым схиигуменом, которому как раз требовался толковый парень, чтобы отбиваться от назойливых журналистов, давно «копающих» под монастырь.
|
Надо отдать должное Могучеву, который со своей стороны ревностно взялся за работу: создает драматургию с обращениями схимника, делает видеоотзывы и опросы, взаимодействует с лидерами общественных мнений, устраивает пресс-туры и так далее. Все по канонам PR-продвижения. Не удивлюсь, если окажется, что именно активный пиарщик, пишущий сценарии для видео из обители, надоумил неграмотного старца выбрать путь противостояния с церковным начальством. В принципе, он добился того, чего искал. Теперь он популярен. Через него журналисты контактируют с осажденным монастырем.
Какой вывод можно сделать из этой истории? Церкви пора готовить своих талантливых пиарщиков, которые могли бы в режиме реального времени реагировать на любые вызовы, в том числе защищаться от проходимцев и гуру всех мастей. Потому что количество таких историй будет только увеличиваться – информационный мир не стоит на месте.
Комментарии (0)