ФОТО: ANDREY PRONIN/GLOBALLOOKPRESS
Петербуржцы и жители Ленинградской области стали объявлять бойкот сервису такси "Ситимобил" после того, как водители этой компании устроили избиение троих жителей Всеволжского района. Таксисты, спровоцировавшие драку, были "восточными гостями", а инцидент случился из-за того, что один из мигрантов бесцеремонно подрезал чужую машину у станции метро "Девяткино". В последнее время таксисты-мигранты слишком часто становятся "героями" криминальной хроники. Единичные ли это случаи или можно говорить о вполне закономерной ситуации, на которую надо обратить внимание? Об этом в студии "Первого русского" ведущая Елена Афонина беседовала с экспертами.
Видеозапись этого инцидента, произошедшего в Мурине под Петербургом, появилась в соцсетях несколько дней назад. На кадрах видно, как группа смуглых гостей из Средней Азии с битами нападает на двух парней и мужчину средних лет. Позднее стали известны и причины этого избиения. Как оказалось, конфликт начался с того, что водитель такси "Ситилинк", нарушив правила движения, подрезал машину "Шкода" местного жителя Александра Самары. Завязалась словесная перепалка, быстро переросшая в драку.
Вдесятером против троих – бои без правил?
Поначалу разнять дерущихся смог сын владельца подрезанной машины Юрий Самара, подъехавший к месту конфликта вместе с другом и предложивший продолжить выяснение отношений в отделении полиции. Однако туда участники конфликта не доехали. Вскоре драка продолжилась, а к гостям Северной столицы подоспела "группа поддержки" ещё из нескольких мигрантов.
Таксисты орудовали битами, у одного из нападавших был нож. В результате Юрий и его приятель оказались в больнице с многочисленными ушибами, переломами. У Самары-младшего диагностировали сотрясение мозга. Есть пострадавшие и среди водителей такси.
Ранее поножовщина случилась в Петербурге рядом с метро "Гостиный двор", где таксист нанёс несколько ударов молодому пассажиру "за неудобный вопрос".
Что это – из ряда выходящие случаи или вот такая теперь реальность, спросила Елена Афонина председателя Общественного Совета по развитию такси Ирину Зарипову.
Наверное, эти случаи и можно считать из ряда вон выходящими, но случаи хамства на дорогах, нападения, проявления агрессии стали достаточно частыми. И речь идёт не только о такси. Инцидент в Мурине выделяется тем, что нападавших было много – водитель позвал своих друзей-мигрантов и история получила огласку.
"По статистике, – продолжила Ирина Зарипова, – разборок на дорогах не становится меньше. И проблема тут не только в мигрантах, но и в местных жителях. Что касается конкретного случая в Мурине, то он выделяется именно тем, что водитель позвал своих друзей-мигрантов.
Вот с этим, конечно, надо разбираться. Мы знаем, что многие водители-мигранты живут диаспорами. И если сегодня на подмогу приехали десять человек, то завтра их может оказаться пятьдесят, а послезавтра – и все сто".
Действительно, срабатывает массовое оповещение, согласилась Елена Афонина, но к этому вопросу она предложила вернуться чуть позже. А пока ведущая обратилась к отцу пострадавшего в драке Юрия Самары – Александру, попросив рассказать о том, как чувствует себя сын.
Юрия прооперировали в НИИ, сделали сложную операцию, обещал позвонить, когда всё будет хорошо.
На русских налетают толпой, а полиции не видно
Продолжая беседу, Елена Афонина напомнила, что до полиции участники инцидента всё-таки добрались, но никакого результата это посещение не дало, не было заведено даже административного дела, не говоря уже об уголовном. Интересно, что во время самой драки сотрудники полиции даже не появились. Как говорит Александр Самара, "в Мурине их днём с огнём не сыщешь", рядом с местом инцидента не появилось вообще ни одной машины ДПС.
Возле метро "Девяткино" – можете любого местного спросить – стоят порядка 30–40 такси в три ряда. И каждый раз, когда им русский человек делает замечание, они сразу налетают толпой.
Ведущая уточнила у собеседника: действительно ли у него в полиции не приняли заявление и ситуация вообще никак не контролируется?
8 апреля, как только всё случилось, после того как Юру и его друга увезли в больницу, я приехал в отдел полиции. Мне пришлось с ними объясняться более двух часов. Мне пообещали, что всё будет хорошо, когда сын с другом вернутся из больницы, всё можно будет оформить.
При этом, уточнил Самара, через два часа после инцидента задержанных ранее таксистов уже успели отпустить, хотя Александр подробно рассказал о том, как их эти люди избивали, что у таксистов были биты, а его рассказ полностью подтверждали кадры видеозаписи.
В полиции Александру пообещали, что обязательно через день-другой позвонят, чтобы он приехал и написал заявление. Однако звонка он так и не дождался, поэтому приехал сам. Заявление у него приняли и зарегистрировали.
Что надо делать: Совет юриста
Что необходимо делать в таких ситуациях, спросила Елена Афонина у известного адвоката Тимура Маршани.
Система МВД сегодня не может выстроить кадровую политику в части проведения профилактических мероприятий в связи с преступлениями, совершаемыми мигрантами, которые сегодня находятся на первом месте по числу противоправных действий латентной преступности. Более того, правоохранители никак не могут грамотно сформировать в мигрантской среде своё сильное агентурное лобби, которое могло бы своевременно отслеживать и пресекать любые действия среди мигрантов, направленные на совершение преступлений.
Отвечая на вопрос, почему полиция так быстро отпустила зачинщиков конфликта, у которых, как подтверждает видео, были и биты, и ножи, юрист отметил, что административное задержание не может превышать трёх часов, поэтому виновники и были отпущены из полиции. А в вопросе, почему им не были предъявлены обвинения, придётся теперь разбираться прокуратуре – налицо факт нарушения со стороны правоохранителей. Ведь было вполне очевидно, что задержанные совершили не административное правонарушение, а преступление.
На текущий момент можно констатировать, продолжил Маршани, что виновные в инциденте установлены и по ним будет проводиться проверка. Скрыться на родине у них не получится – с Таджикистаном, Узбекистаном, Киргизией, Туркменией и Казахстаном у России заключено межгосударственное соглашение о выдаче. Поэтому никуда они не убегут и не денутся.
Более того, они не смогут попытаться выехать за пределы России, потому что на них уже установлены "сторожевики". Сейчас будет установлена ответственность лиц и будет решаться вопрос о возбуждении уже уголовного дела с последующим привлечением их к уголовной ответственности и избрания в их отношении меры пресечения. Учитывая, что речь идёт о трудовых мигрантах, скорее всего, мерой пресечения изберут содержание под стражей, так как они не имеют постоянного места жительства на территории России.
Сейчас, продолжил юрист, необходимо определиться с кругом потерпевших. Чтобы контроль за ситуацией был систематическим и постоянным, нужно обратиться с жалобой в межтерриториальную прокуратуру, которая будет проводить проверку и, что самое главное, в порядке общего надзора примет меры прокурорского реагирования на необоснованные действия сотрудников полиции, не задержавших виновников.
По словам Маршани, с потерпевшими будут плотно работать соответствующие посольства и консульские отделы, предлагая компенсацию морального ущерба. У них на поводу идти нельзя, надо требовать возбуждения уголовного дела. В данной ситуации потерпевшие имеют право на компенсацию гражданского иска, на возмещение причиненного ущерба.
Что мы знаем о тех, кто сидит за рулём такси?
Ситуация приобретает не очень приятные для нас масштабы, продолжила беседу Елена Афонина. Многие из нас пользуются такси, но уверены ли мы в том, что нас довезут, знаем ли мы, кто сидит за рулём?
Страшно представить, что могло бы случиться с пассажирами такси, согласилась Ирина Зарипова. Инцидент, о котором идёт речь, показал, что некоторые мигранты в определённой степени неуправляемы.
Эту проблему надо решать на уровне государства. Ведь у нас есть закон и все мы знаем, что граждане Таджикистана не могут работать в России в такси по своим национальным водительским удостоверениям, у них обязательно должны быть права, выданные в России. Поэтому в данной ситуации необходимо выяснить, какое у них удостоверение. И если оно выдано в Таджикистане, дальше надо говорить с их работодателями.
Вступая в беседу в студии, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов сказал, что ему не совсем понятно, что сейчас обсуждается. Да и при чём тут мигранты?
Проблема заключается в другом: в России в такси должны работать наши граждане с водительскими правами, полученными в России. Этот законопроект два раза – в 2012 и в 2019 годах – обсуждался в Госдуме. Но так и не был принят. Так что дело здесь не в мигрантах, а в нашем парламенте. Дальше – у нас не работает полиция, а тут мигранты при чём? Кто не открыл сразу уголовное дело? Конкретно – отдел, имя, фамилия, должность… Ролик этот сколько дней висит в интернете? А что делает Следственный комитет?
Адвокат предлагает писать жалобу. Может, с жалобами до президента дойти? И ещё вопрос – кто этих мигрантов вообще до такси допустил? Где государство-то? Понятно, что за устроивших драку вступится диаспора. А кто вступится за русского человека, возмутился Юрий Крупнов. Почему до сих пор нет пресс-релиза губернатора Ленинградской области? Почему он никак не отреагировал? Что глава МВД заявил по этому поводу? Получается, что на территории Ленинградской области русского человека защитить некому, констатировал он.
В КОМПАНИИ "СИТИМОБИЛ" ПОСЛЕ СКАНДАЛЬНОГО ИНЦИДЕНТА В МУРИНЕ СООБЩИЛИ, ЧТО ОБА ВОДИТЕЛЯ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В ДРАКЕ, БЫЛИ ОТКЛЮЧЕНЫ ОТ СЕРВИСА БЕЗ ВОЗМОЖНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ, ВСЯ ИНФОРМАЦИИ ПЕРЕДАНА ДРУГИМ ПАРТНЁРАМ, ЧТОБЫ БОЛЬШЕ НЕ ДОПУСКАТЬ ЭТИХ ВОДИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В ТАКСИ. ФОТО: DMITRY GOLUBOVICH/GLOBALLOOKPRESS
Что такое психология мигрантов, мы узнаём только в такси, считает Елена Афонина. Они, мигранты, могут ходить по улицам, но мы с ними не сталкиваемся. Но когда мы садимся в машину к человеку, то мы доверяем ему свою жизнь. Хотим ли мы доверить свою жизнь неадекватному человеку? Когда из формы заказа такси, где мы отмечаем, какую машину хотим, должен ли быть водитель некурящим и так далее, убрали выбор "русский водитель" и почему, спросила ведущая у Ирины Зариповой.
Убрали потому, что нельзя фиксировать человека по национальному признаку и таким образом его дискриминировать. Опцию выбора таксиста в Москве предлагали агрегаторы, потому что со стороны пассажиров был запрос на водителя-славянина. Но потом ввели законодательные нормы, которые агрегаторы не могут нарушать.
В который раз мы вынуждены говорить о том, что мигранты представляют физическую угрозу для жителей России, продолжила Елена Афонина. На эту тему неоднократно высказывался и учредитель телеканала Царьград Константин Малофеев, по мнению которого мигранты – это не только вопрос экономики, но и огромная социальная проблема.
Именно государство должно определиться, с кем ему лучше, с мигрантами или с собственным населением? Если собственные граждане работы не имеют или чувствуют свою неустроенность в завтрашнем дне – это проблема. К примеру, я был в Воронеже, разговаривал там с местными властями, там очень низкий коэффициент рождаемости, при этом студенческий город. Как такое может быть? Они говорят: неуверенность, неустроенность, непонимание, что будет с работой. Студенты есть, молодёжи много, только они рожать не хотят, потому что они не знают, что будет завтра. Так вот, обеспечить уверенность в завтрашнем дне – это задача государства.
Где в России "растворяются" мигранты?
Мигранты нередко утверждают, что якобы русские их сами обижают, отметила Елена Афонина. Но тогда почему они к нам едут? И если приезжают зарабатывать, то почему сами ведут себя по-хамски?
За два месяца текущего года при практически закрытых границах у нас на миграционный учёт было поставлено более миллиона человек. За весь 2020 год – 2 миллиона 259 тысяч. Высококвалифицированных специалистов среди них – всего 3 тысячи 852 человека. Это официальные цифры, напомнила Елена Афонина.
Но количество патентов, оформленных иностранными гражданами и лицами без гражданства за два месяца 2021 года – только 112 тысяч. То есть приехал миллион человек, а патентов на работу оформлено только 112 тысяч. А чем занимаются на просторах России ещё 900 тысяч иностранцев? Кто эти люди, где они, что делают?
С этими цифрами не согласился Юрий Крупнов. По его мнению, МВД вообще перестало заниматься вопросам мигрантов серьёзно.
По международным данным, до 2015 года в России единовременно находилось от 10 до 14 миллионов мигрантов. С 2015 года из-за ухудшения экономической ситуации число иностранцев уменьшилось до 7-8 миллионов. И вот ещё один момент – я правильно понял, что в такси нужны мигранты?
Нет, в такси они не нужны, возразила Ирина Зарипова, но самой этой проблемой в их организации занимались:
Мы провели исследование и выяснили, что проблема мигрантов в такси существует в Москве, Петербурге и ещё в Сочи, куда из соседних стран приезжают мигранты на лето, работают сезон и возвращаются обратно к себе. Но в остальных 83 регионах страны такой острой проблемы с мигрантами в такси нет, это проблема столиц. При этом мы можем брать на работу в такси мигранта, если у него есть патент на работу и он хорошо знает русский язык.
Меня волнует другое, сказала Елена Афонина: для чего наше МВД разрабатывает проект, который позволит амнистировать мигрантов и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны. Для чего это делается?
Возвращаясь к теме водителей мигрантов, Ирина Зарипова сказала, что очень надеется на то, что эту передачу увидят руководители таксопарков и агрегаторов по вызову такси. Им надо задуматься над этой проблемой и более тщательно подходить к подбору водителей.
Необходимо сделать прозрачной процедуру проверки водительских удостоверений. Ведь тот же агрегатор не может проверить на фиктивность права не только мигранта, но и жителя нашей страны. Пока у нас не появится возможности обмена базами данных, пока мы не получим возможности легко установить, не лишён ли водитель прав, не просрочены ли они у него, такие ситуации будут повторяться. И не только с мигрантами, но и с нашими гражданами. Потому что проблемы хамства водителей, проблемы злоупотребления алкоголем за рулём действительно существуют. И их надо как-то решать.
Комментарии (17)