Примерно раз в месяц некий режиссёр или продюсер (много их) просит меня подписать "письмо поддержки" для Минкульта. Это такая обязательная бумажка без которой нельзя претендовать на государственное финансирование. Чиновники должны знать: мы дадим студии Х миллион рублей, а студия изготовит Интересный Документальный Фильм, который хоть один телеканал, да покажет. Самое смешное, что письмо меня ни к чему не обязывает: то есть, когда кино таки будет готово, я могу его и не показывать. Более того: продюсер, получивший грант, может в тот же момент забыть моё имя и внести мой номер (на всякий случай) в черный список.
9 из 10 таких писем я выкидываю. Мне жалко государство, которое накормит очередного дармоеда, у которого будет правильно собранный пакет документов на производство херни: в лучшем случае - скучной, бездарной, но безобидной. В худшем же - криэйтеры сляпают нечто вроде "мемориальной доски на дом Маннергейма", которую потом кто-то и где-то обязательно покажет.
Проблема государственной поддержки культуры в России (и в Петербурге, в частности) заключается в том, что система надёжно заминирована ещё в процессе создания, а смельчаков, готовых её разминировать (т.е., пересмотреть полностью) пока не нашлось.
Государство не формирует и не размещает на культурной бирже чёткое ТЗ. Государство само точно не знает, что именно ему нужно от деятелей культуры. И поэтому получается вот так:
- Давайте немного покачаем ЛГБТ-повесточку, - говорит продюсер (он, скорее всего, консервативный натурал, просто любит деньги).
- Но это же какое-то фу! - отвечает государство.
- Согласен. Но когда вас начнут обвинять в диктатуре и ущемлении, вы достанете и покажете: вот, типа, смотрите, какое кино - артист Серебряков в роли чеченского гея-дальнобойщика, который пытается всеми силами выплатить валютную ипотеку!
- А! - отвечает государство. - Крутяк! Вот тебе денюшку.
Следите за руками: участникам процесса вообще пофиг на смыслы и посылы. Просто один должен денег дать, а другой - взять. Злобный Сорос смотрит со стороны и восхищается: "Больные ублюдки!" - кричит он в восторге и ужасе.
Производителям же реально крутого контента, организаторам реально хороших и полезных фестивалей пробиться к бюджету почти невозможно: там очередь из тех, кто постиг технологию обналичивания.
И выход только один: государство ОБЯЗАНО формулировать свои запросы. Оно должно делать это предельно чётко и понятно. Нельзя сказать "пусть будет кино о ВОВ", надо говорить "фильм о героической борьбе советских людей - простых советских людей - с фашистами, в фильме не может быть положительных героев-содомитов, не должно быть альтернативной истории, хоругвей над танками, а в револьвере не может быть 27 пуль. Да, и возьмите консультантом генерал-полковника Сидорова из архива Минобороны".
В учебнике истории не должно быть миллионов изнасилованных немок.
На образовательных сайтах для подростков не надо размещать гей-контент.
Праймовые ток-шоу на федеральном тв не должны форсить писателей, которые выдают фэнтезийный контент за историю России.
Государственный (и около) бизнес, составляющий основу экономики, не должен использовать в качестве амбассадоров молодежных кумиров неопределенной ориентации.
Государству надо бы понять, что культура - часть национальной безопасности, такая же важная, как новый двигатель для космической ракеты или новый танк. И, для начала, научиться писать для рынка культуры ТЗ. Хотя бы уровня "вот это точно нельзя".
Проблема в том, что я не знаю, кто мог бы такое ТЗ сформулировать. Может, вы знаете?
Комментарии (5)