Торговые сети компенсируют "заморозку" наценки на самые базовые товары
Крупные ритейлеры обещают на год ограничить наценку на социально значимые продукты в пределах 10%. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) заявили, что рассмотрят предложение сетей. Новость можно интерпретировать следующим образом: ритейл решил не дожидаться проверок антимонопольщиков и связал себя по рукам. Другими словами, торговые сети не будут взвинчивать стоимость базовых продовольственных товаров, в частности, хлеба, молока и картофеля, чтобы не пугать потребителей в течение 2022-го. Однако такое строгое регулирование рынка, которым ранее отличалось государство, никогда не приводило к положительному эффекту: если одни товары станут дешевле, стоимость других взлетит.
ФОТО: НАТАЛЬЯ МУЩИНКИНА
Торговые сети пообещали до конца этого года устанавливать наценки на базовые продукты на уровне не более чем 10%. Как сообщил один из ритейлеров, это коснется цен на вермишель, овощи из «борщевого набора», сливочное масло, гречневую крупу, хлеб и молоко. Примерно 200 товарных позиций из 25 категорий базовых продуктов.
Нельзя сказать, что сети сработали на опережение. В конце ноября ФАС предположил картельный сговор между крупнейшими ритейлерами и уже в середине декабря средняя наценка в торговых сетях в России снизилась на треть — с 22% до 14%. Тогда антимонопольная служба указала, что никаких дополнительных требований со своей стороны не выдвигала, это произошло по инициативе ритейла. Сейчас торговые сети предлагают закрепить наценку в 10% на ряд товаров, которые пользуются наибольшим спросом у покупателей и входят в стандартный набор продуктов любого россиянина — от хлеба и картофеля до молока и яиц.
Отметим, по оценке Росстата, годовая инфляция в России в 2021-м составила 8,39%. При этом в ЦБ РФ подчеркнули, что именно продовольствие внесло основной вклад в ускоренный рост розничных цен. «Большая часть отклонения годовой инфляции от 4% приходится на восемь крупных товарных групп: плодоовощную продукцию, яйца, молочную, мясную, рыбную продукцию, продукты переработки зерна (хлеб, макароны, крупы), мебель и стройматериалы, легковые автомобили», говорится в комментарии Банка России по инфляции за ноябрь прошлого года.
Можно только гадать, зачем ритейлеры пошли на такой шаг, говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. «Сети таким образом могли пойти навстречу пожеланиям властей. С другой стороны, ограничение наценки может быть направлено на обеспечение конкурентного преимущества. Крупные ритейлеры имеют возможности зарабатывать с наценкой всего в 10%. Особенно это касается тех магазинов, которые выпускают продукцию под собственными торговыми марками. Они просто перераспределят свою прибыль. Что касается независимых магазинов, если они не присоединятся к этой инициативе, внимания со стороны потребителей к ним будет существенно меньше», — отметил он.
Магазины формата «у дома» уже давно страдают от конкуренции со стороны сетевых торговцев. В отличие от крупного ритейла, они не могут закупать товары по минимальным ценам, а сети дополнительно требуют от поставщиков скидок. В результате в сетях обычно стоимость продуктов ниже, чем в других торговых точках, а маржа (прибыль) выше.
По словам Янина, магазины формата «у дома» вряд ли смогут выжить в новых реалиях. «Эта история попахивает ценовым регулированием. То, что государство прямо или косвенно вмешивается в ценообразование — это плохо для конкуренции. А что плохо для конкуренции — плохо для потребителей, — говорит собеседник «МК». — Есть уже апробированные способы, доказавшие свою эффективность в борьбе с продуктовой инфляцией: увеличение соцпомощи, снижение налога».
Сам же крупный ритейл из-за фиксирования наценки на социальные товары в размере 10% ничего не потеряет, считает старший аналитик компании Esperio Антон Быков. По его словам, крупные ритейлеры переложат недополученную наценку на другие товары (их ведь ФАС не ограничивает), но таким образом будет оказана поддержка наиболее уязвимым в финансовом отношении гражданам.
«Резкого повышения цен на социальную продуктовую корзину не произойдет в течение всего года, — полагает управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Иван Самойленко. — Но стоимость большинства товаров все равно будет расти — сетям нужно будет компенсировать потери за счет увеличения маржи по другим продуктам питания». Возможно, ритейлерам придется снова повышать стоимость иного востребованного продовольствия, тех же пельменей и сосисок, цены на которые показали наибольший рост в прошлом году. У производителей затраты тоже растут и будут увеличиваться, так что рассчитывать, что из-за торговой наценки цены стабилизируются, не приходится.
Комментарии (0)