Как символы «патриотизма» превращаются в комплексы неполноценности
Сложно найти еще один элемент украинской национальной культуры, который был бы настолько мифологизирован, как вышиванка. Почему-то именно ее националисты сделали едва ли не главным символом «украинства». Возвели в культ. Ее ношение после провозглашения «независимости» объявили признаком «патриотизма». В честь нее «оранжевый» президент Виктор Ющенковвел праздник «Всемирный день вышиванки». Ее же хотят обязать носить все общество (такую инициативу выдвинуло Министерство информационной политики).
Возникший вокруг вышеванки нездоровый психоз уже привел к многочисленным курьезам.
В ходе Всемирного экономического форума в Давосе
Еще более курьезное событие произошло в Днепропетровске, переименованном в Днепр. Местный дизайнер-«патриот» представил широкой публике разработанный им гроб в форме… вышиванки. Изделие позиционировалось как крайне «экологичное», а хоронить предлагалось… участников так называемой «АТО» — карательной операции на Донбассе.
Это лишь некоторые из курьезов, которых в действительности достаточно много. Тем не менее, вопреки здравому смыслу власть с завидным упорством продолжает внедрять культ вышиванки в общество.
Самое же абсурдное заключается в том, что вопреки утверждениям о традиционно-украинском происхождении этого элемента одежды, никакого отношения к Украине он не имел.
Первоначально вышитая орнаментом рубаха была повседневной одеждой у скифов. Об этом писал еще Геродот. Сегодня украинская историография пытается доказать, что скифские племена были прародителями современных украинцев. Но сам Геродот называл «скифами» тех кочевников, которые говорили на иранском языке и создали свое государство (Ишкуза) на территории Азербайджана и Северного Ирана. Произошло это в VII-VI веках до н.э. Правда, позднее скифы расширили ареал своего проживания на Северный Кавказ и Северное Причерноморье. Но все же это не позволяет ни называть скифов «прародителями украинцев», ни говорить об «украинском происхождении» вышиванок.
Однако вопреки всякому здравому смыслу вышитые рубахи в 1991 году были объявлены в Украине «этническим» элементом одежды. Тогда же ее стали культивировать, объявив одной из «традиционных украинских ценностей».
Какое отношение могут иметь рубашки к понятию ценности — абсолютно непонятно. Еще более непонятно — почему никто не обратил внимание на причины распространения вышитой рубашки в Восточной Европе. Первые сведения о ней в современной истории относятся к средневековому Венгерскому королевству. Здесь, на территории нынешних Словакии и Закарпатья была такая нищета, что для изготовления самодельного полотна использовались самые дешевые материалы. Чтобы хоть как-то скрыть эту убогость, при изготовлении рубах их украшали вышивкой.
Позднее эта традиция перекинулась на территорию Речи Посполитой, где местное население (особенно в восточных регионах) жило под гнетом магнатов не менее бедно, чем в Венгерском королевстве. В новое время вышитая рубаха получила особенно большое распространение в одном из самых бедных регионов Австро-Венгрии — в Галиции.
Конечно, все это отнюдь не значит, что в современном мире вышитая рубаха недостойна того, чтобы ее носили. Но, по крайней мере, смешно говорить об ее «этническом» характере. Сегодня в Белоруссии она считается не менее традиционной одеждой, чем в Украине.
Главное же состоит в том, что в политике все происходит согласно определенной, пусть и нередко извращенной политической логике. Если политики объявляют ношение элемента какой-либо одежды едва ли не национальной идеей и навязывают это всему обществу — это предполагает, что данные шаги, как минимум, находятся в соответствии с их стратегическими целями.
Цель нынешних хозяев Украины — сохранить общество в подчинении. Для этого надо превратить граждан страны в инертную, пассивную массу. Добиться этого можно путем понижения самооценки жителей республики, что рано или поздно приводит к формированию у них комплекса неполноценности и создает огромное поле для манипуляций ими. Создание мнимых символов «патриотизма» и превращение всех, кто их не принимает в изгоев — это и есть один из инструментов формирования у части общества сначала заниженной самооценки, а затем и комплекса неполноценности. Но в сочетании с культом бедности (традиционно вышиванка изготовлялась, чтобы прикрыть убогость) он еще и формирует в обществе комплекс иждивенчества. Население свыкается с мыслью, что его удел — нищенское состояние и это еще больше усиливает в нем инертность и пассивность.
Конечно, на первый взгляд и это может показаться выгодным для хозяев Украины. Проблема только в одном: психология иждивенчества фактически превращает индивидуумов в рабов, а рабы всегда таят глубокую ненависть в отношении своих хозяев. Рано или поздно эта ненависть обязательно выплеснется наружу.
Комментарии (0)