Проект бюджета РФ на 2021 год демонстрирует новые приоритеты российского руководства в восстановлении экономики. Проект финансового документа для ФБА "Экономика сегодня" оценил руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
Проект бюджета на 2021 год существенно меняет структуру госрасходов
duma.gov.ru / Государственная Дума РФ
Представленный правительством проект бюджета на следующую трехлетку подразумевает, что в 2021 году значительно сократятся расходы на оборону – траты по линии военного ведомства изначально планировалось урезать на 120 млрд рублей, но в нынешнем антикризисном варианте секвестирование составит 200 млрд. Таким образом впервые за семь лет объем вложений в оборону окажется ниже расходов по разделу "Национальная экономика".
Минобороны получит 3,11 трлн рублей в 2021 году на свои нужды. При этом траты на функциональный раздел "Национальная экономика" составят 3,37 трлн рублей, что эквивалентно 15,7% бюджета. Эти средства пойдут в том числе на дорожное хозяйство, космические информационные технологии, субсидии производителям сельхозтехники, лизинговым компаниям, авиаперевозчикам, расширение доступа малого бизнеса к льготному финансированию и другие цели. Расходы на нацэкономику в 2021 году увеличатся на 19%.
"Бюджетный маневр правительства вполне оправдан, более того – его ждали, - отмечает Колташов. – Ведь сокращение расходов на оборону было неминуемо из-за завершающейся программы перевооружения армии, что высвобождает довольно значимые ресурсы для эффективного перераспределения. С другой стороны, необходимы вложения государства в перезапуск экономики. То есть цели и возможности совпали как нельзя лучше.
В сложившейся ситуации, несмотря на признаки оживления экономики, ожидается, что в 2021 году потребуется ряд усилий со стороны правительства, чтобы стимулировать рост ВВП. Инвестиции запустят "шестеренки", которые заставят в конечном итоге слаженно работать всю структуру производства и потребления – этот механизм оказался разбалансирован в результате остановки экономики и глобальных проблем. Запустить его можно только системно".
Маневр подразумевает конверсию
В прошлый раз экономика оказывалась важнее обороны в 2014 году, семь лет назад. Расходы на национальную оборону начали расти с 2012 года из-за масштабной программы перевооружения армии и модернизации ОПК. После этого и вплоть до 2018 года они превышали 3% ВВП ежегодно, на пике достигнув 4,4% ВВП в 2016 году (в связи с досрочным погашением банковских кредитов ОПК по гарантии правительства).
РФ сокращает расходы на оборону
Однако в 2018-2019 годах оборонные расходы вновь опустились ниже 3 трлн рублей в год (3% ВВП) на фоне прохождения пика гособоронзаказа. На 2021-2023 годы правительство одобрило оптимизацию государственной программы вооружений через 5-процентное сокращение ее расходов. С другой стороны, оборонные предприятия страны довольно долго чувствовали себя комфортно на фоне масштабных гарантированных заказов государства. И сейчас им придется менять подходы.
"Расходы на оборону довольно долго были одним из локомотивов поддержки и развития экономических процессов, так как обеспечивали масштабные заказы предприятиям-гигантам и создавали сотни тысяч рабочих мест. Но изначально предполагалось, что субсидии будут временными – заводы получат гарантированные прибыли и работу в обмен на поиски пути самостоятельного развития. Каждое из предприятий должно было выйти на конверсию, у них получилось это в разной мере.
Одни заводы параллельно с боевым стрелковым оружием производят спортивные винтовки биатлонистов, другие выпускают мирные беспилотники, третьи – мотоциклы и багги. То есть каждое предприятие нашло себя в производстве продукции гражданского и двойного назначения. Это означает, что сокращение госзаказа ударом не станет и за военно-промышленный комплекс беспокоиться не приходится. Тем более, что не охвачены отечественным производством еще многие сегменты рынка", - подчеркивает Колташов.
Подъем обеспечат бизнес и ипотека
Правительство поставило целью к концу 2021 года вывести российскую экономику на докризисный уровень с последующим ростом в 2-3% ВВП. Создан целый план по восстановлению экономики, частично его реализация стартовала летом, другие мероприятия согласовываются на уровне кабмина и президента. Основу стратегии заложил гибрид антикризисных мероприятий с национальными проектами, реализацию который актуализировали под новые экономические реалии.
Кабмин меняет приоритеты в поддержке экономики
government.ru / пресс-служба правительства РФ
В кабмине заявили несколько приоритетных целей, среди которых поддержка самых слабозащищенных слоев населения, а также помощь малому и среднему бизнесу. Но и крупным предприятиям предложили льготы, а также места в списке системообразующих, что гарантирует поддержку государства в случае риска обанкротиться. В правительстве утверждают, что намерены придерживаться общего плана по восстановлению экономики, но с поправками на меняющиеся обстоятельства.
"Основная ставка российского правительства сейчас будет сделана на инфраструктурные проекты, поддержку малого и среднего бизнеса, а также на ипотеку. С первыми двумя направлениями все относительно ясно – это столпы экономического развития, которые всегда дают мощный экономический эффект, в том числе долгосрочный. Ипотека – приоритет относительно новый.
В последние годы правительство активно реализовывало различные программы субсидируемой ипотеки – для молодых семей, для покупки у застройщиков, для переезда на Дальний Восток. И каждая из этих программ в итоге давала мощный эффект, поддерживая темпы капитального строительства, банковский сектор и экономический рост. Так что работа в этом направлении явно будет продолжена, а кабмин сделает все, чтобы добиться снижения ставок по ипотеке в стране. Этот путь выведет экономику в "зеленую" зону роста и стабильности", - заключает Василий Колташов.
Автор: Максим Бут
Комментарии (0)