Конечно, ругать легче. И хайпа больше. Но что делать, если очень хочется похвалить?
Это я о новом фильме «Годунов».
На мой взгляд, фильм вполне получился.
Это вытекает хотя бы из того факта, что во все дни показа огромное количество народа сидело перед телевизорами, а потом писало в фейсбуке о своих впечатлениях.
И ругали, и хвалили, и обвиняли в исторической неточности. Но смотрели.
По поводу исторической неточности у меня такое соображение. Когда Сергей Эйзенштейн выпустил Своего «Ивана Грозного» и «Александра Невского», никому и в голову не пришло обвинять его в незнании истории. Я уж не говорю о «Броненосце Потемкине». Потому что это - художественное произведение, подчиненное замыслу своего создателя.
Сумел автор донести до зрителя свою идею, услышали его зрители- значит, молодец. Не сумел - не молодец. Вот и весь счёт.
А готовиться к экзамену по истории, основываясь на экранизациях - не нужно. Для этого есть учебник.
То, что снимаются фильмы, посвящённые нашей истории, по-моему, замечательно. Для Алексея Андрианова - это уже вторая масштабная работа на канале «Россия». Первый его сериал «София» прошёл два года назад. Помню его. Очень достойная работа.
Я благодарна создателям фильма уже за то, что не выключала в эти вечера привычно телевизор, едва там начинался очередной безликий и безвкусный, как мякина, сериал, а приникала к экрану, стараясь не упустить ни одной детали. За то, что увидела великолепных актёров в новых, порой неожиданных амплуа. Хотя, возможно, было слишком много слишком хороших актёров, даже в эпизодах. Иногда казалось, что им тесно в фильме. Они исчезали слишком быстро, не успев развернуться.
Мне было жаль, что так быстро мы расстались с Иваном Грозным и Малютой. Хотелось, чтобы Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков поиграли подольше, а мы могли бы, как гурманы, насладиться этим пиром. Та же история с прекрасным Евгением Цыгановым, игравшим сына грозного царя, как-то без особого шума сгинувшего от папашиного посоха. Было жаль, что так коротка роль Ирины Пеговой (Мария Нагая).
При этом все, даже малые роли, были сыграны точно. Режиссёр сумел для каждого найти свою краску, свой точный штрих.
В фильме есть масса ярких, интересно выстроенных сцен. И в то же время ему удалось не поддаться соблазну поиграть со столь модным нынче натурализмом. Ведь какой эффект могли бы произвести сцены пыток, например! Но не стал он этого делать. За что ему отдельное спасибо.
А как прекрасно сделана сцена гибели царевича Димитрия! Меж белых простыней, развевающихся на ветру, дети играют в ножички. И простыни эти не дают нам увидеть, что же там произошло. Мы не видели, и никто не видел. И вот - мертвый отрок. И никто ничего не понял. Лишь кровавый отпечаток на белой простыне. Тайна так и осталась тайной.
И История пошла другим путём, громко печатая свой железный шаг. Практически каждое событие в фильме судьбоносно. От первого эпизода появления Бориса при дворе до финала, донесённого до нас как сухая историческая справка о начале Смутного времени. Режиссёр вместе со сценаристом, умело расставляя акценты, ведут нас по закоулкам истории, выводя на главную дорогу.
И, конечно, нельзя не сказать о Сергее Безрукове, блестяще исполнившем заглавную роль.
Моё отношению к Безрукову несколько раз кардинально менялось на протяжении лет. От восхищения и уважения к раздражению и обратно. Здесь, мне кажется, он сыграл лучшую свою роль.
Он показывает нам маленького человека, волею судеб оказавшегося на самом острие истории, и не побоявшегося взвалить на себя тяжелейший груз ответственности. Судьба влечёт его, тащит, тянет, и заставляет принимать решения. Он подчиняется, хотя и знает, что ему, безродному, не избежать трагедии в финале. И на благодарность ему рассчитывать не надо. Её не будет. Но и не делать того, что предназначено, он не может.
Тяжелая поступь Рока ясно слышна здесь. Он предстаёт здесь фигурой истинно трагической. Маленький человек, вынужденный стать большим, потому что этого требует долг.
Не идёт из памяти сцена, где Борис, уже осознавший, что быть ему царем, лежит на громадной кровати, не кровати даже, а на царском ложе. Лежит, прямо в роскошных боярских своих одеяниях, свернувшись клубочком, в спасительной позе эмбриона. Ничтожно маленький на громадном ложе. Ему страшно. Но не за что и не за кого ему спрятаться.
Великолепен их дуэт со Светланой Ходченковой. Рыжая, красивая, своенравная дочь Малюты, вышедшая замуж за нелюбимого и всю жизнь мстившая ему за это, ближе к концу жизни, почти перед развязкой трагедии вдруг понимает, что любит именно этого человека, а не того, с кем её в юности разлучили. И готова вместе с ним погибнуть. Потому что без него жить незачем.
Вот так поворачивалась наша история. Тяжело, кроваво. Но было и в ней место и любви, и слабости, и слезам, и радости. Потому что люди всегда были людьми. Были, есть и будут.
Ну давайте отдельно скажем о декорациях, костюмах, реквизите. Они сложны, прекрасны и, как можно догадаться, являются результатом огромного труда большого количества людей. Всё сделано всерьёз, добросовестно и со вкусом. Не оценить это нельзя. Собор Василия Блаженного, Кремль, бесконечные лестницы и путаные переходы, сводчатые палаты. Всё- чуть стилизованное, словно увиденное сегодняшним взглядом. Сказочно-страшное и прекрасное одновременно. А роскошные костюмы, узорчатые ткани, меха, расшитые татарские сапожки с поднятыми носами, платки и шали! Огромная, красивая работа.
В общем, как говорил один знакомый режиссёр после премьеры: «А теперь поздравляйте меня!». Поздравляю наше телевидение с выпуском качественного продукта.
О том времени написаны тонны исторических исследований. Существует множество разных, порой противоположных, версий. Думаю, что правды, единой и никем не оспариваемой, мы не узнаем никогда.
Авторы фильма предложили свою версию. Я приняла её. Она мне кажется вполне логичной и убедительной.
По-моему, замечательно, что сделана ещё одна попытка исследования одной из важнейших и трагических страниц нашей истории. Хотя, кажется, в нашей истории не было не трагических страниц.
Такие уж мы уродились.
Комментарии (0)