Еще до оглашения состава нового правительства премьер-министр Дмитрий Медведев начал проводить совещания по реализации президентского указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Среди прочего: уровень бедности в России должен за шесть лет снизиться в два раза, реальные доходы населения – вырасти, доля инновационных предприятий – составить больше 50% от общего числа, а сама РФ – оказаться в числе пяти крупнейших экономик мира.
В 2024 году закончится четвертый – и второй подряд – президентский срок Владимира Путина. Можно предположить, что заключительная часть этого срока, примерно год или два, пройдет под знаком новой операции «Преемник», как это было в 2007 году. Если ориентироваться на прошлый опыт, то преемником должна стать публичная фигура, которую граждане отождествляли бы с популярными и успешными социально-экономическими инициативами. Так, Дмитрия Медведева в 2007 году ассоциировали с нацпроектами.
Сложно сказать, действительно ли Путин рассчитывает на достижение заявленных целей к 2024 году. Однако он почти наверняка надеется на то, что мощные инвестиции в инфраструктуру и социальную сферу будут замечены населением. Рост цен на нефть и прогноз профицита бюджета по итогам 2018 года настраивает власти на оптимистический лад.
Если бы по закону Путин мог продолжать оставаться президентом и после 2024 года, он сам оказался бы политическим бенефициаром социально-экономических инвестиций, а правительство – исключительно инструментом. Примерно так получилось с майскими указами 2012 года. Путин озвучил идею роста социальных расходов во время президентской кампании и набрал на этом очки. Правительство, в свою очередь, не вполне справлялось с реализацией указов, подвергалось критике, его рейтинг был значительно ниже рейтинга президента.
Сейчас этот вариант не может устраивать правящую элиту. Во-первых, указ «О национальных целях» нужно выполнить. Во-вторых, позитивный публичный эффект этой работы не может быть отложенным, во всяком случае, он должен проявиться в пределах ближайшего электорального цикла. В-третьих, должен быть еще кто-то, помимо Владимира Путина, чей политический вес вырастет благодаря реализации новой социально-экономической политики. Это может быть кто-то из министров, вице-премьеров или же сам глава правительства.
Медведев, как вновь назначенный глава правительства, может получить политическую выгоду от удачно реализованных социально-экономических программ. Он уже был преемником президента и главой государства, для него это может оказаться повторением пройденного. Судя по всему, Медведев воспринимается Путиным как надежный вариант, как человек, не раз доказавший свою верность общему делу и ему лично. Проблема заключается в том, что последние годы система не работала на повышение рейтинга Медведева, скорее наоборот. И, если Кремль задумал обратную рокировку в 2024 году, политический проект под названием «Дмитрий Медведев» придется раскручивать заново.
Есть и другая проблема, пожалуй, еще более значимая. Даже если исходить из того, что социально-экономическая программа четвертого срока будет успешной, популярной и заметной, преемник Путина унаследует от него не только ее. Все проблемы, с которыми столкнется президент-2024, будут обусловлены решениями, принятыми в ближайшие шесть лет. Раньше Путину было проще совершать тактические, конъюнктурные ходы. Теперь президент оказался в ситуации, когда с последствиями своих шагов будет разбираться не он сам с рейтингом за 70%, а другой политик, доверие к которому еще предстоит нарастить. Причем касается это как внутренней и экономической, так и внешней политики.
Комментарии (2)