Мобилизационная повестка может надолго заменить реальную
Незадолго до переизбрания на пост президента Владимир Путин в интервью американскому телеканалу NBC заявил: «Я думаю, что те, кто говорят, что началась новая холодная война, в действительности не аналитики, они занимаются пропагандой». Между тем сложно подобрать какую-то другую характеристику сложившейся ситуации. Россия уже несколько лет находится под санкциями, а США и другие страны лишь расширяют списки лиц и компаний, на которые распространяются ограничения. Из Москвы и западных столиц высылают дипломатов, развивается «дело Скрипаля», а Россия и Соединенные Штаты оказались на грани прямого военного столкновения в Сирии.
Состояние, близкое к холодной войне, распространяется не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику. Последнее Послание Владимира Путина Федеральному собранию было разделено на две смысловые части: социально-экономическую и военно-геополитическую. Вторую часть можно было считать мобилизационной. Нужно было добиться максимально широкой общественной поддержки перед выборами, сплотить избирателей вокруг многолетнего лидера, разыграв карты несправедливости и унижения России внешними недругами.
Предполагалось, что мандат, полученный от сплоченного электората, власть сможет использовать для решения проблем, обозначенных в первой части Послания, среди которых – снижение доходов населения и производительности труда, инфраструктурные проблемы и т.д. Однако истории со Скрипалем, новыми санкциями и Сирией означают, что мобилизационный период может затянуться.
Для России это будет означать частичный или основательный возврат к советской модели общественно-государственных отношений. При такой модели противоречия внутри социума полностью не отрицаются. У граждан и общественных групп могут быть конфликтующие интересы. Все хотят получать достойные зарплаты и пенсии, хорошее образование и лечение, иметь стабильный доход. Граждане могут быть так или иначе недовольны властью, которая не решает проблемы. Однако все это отходит на второй план и отодвигается на потом, поскольку главной считается защита суверенных государства и общества от нарастающего внешнего давления. Это значит, что действующей власти необходимо делегировать все важнейшие полномочия, а критика в ее адрес и тем более пересмотр самой системы формирования и функционирования государства несвоевременны.
Для политики времен холодной войны характерна замена внутриполитической повестки внешнеполитической. Это находит отражение, например, в ленте телевизионных новостей. Граждан могут беспокоить, например, низкие доходы, но еще больше их должны волновать события в Сирии или Украине, сжимающееся кольцо НАТО, козни Форин офиса, советники Трампа. Способность российского государства решать проблемы российских граждан якобы зависит от того, удастся ли ему утвердиться на мировой шахматной доске. Внутренние социальные или экономические проблемы, в свою очередь, могут быть результатом предвзятого, враждебного отношения к стране.
В условиях конфронтации с Западом сплотиться вокруг власти означает не только быть готовым терпеть экономические невзгоды. Это означает еще и одобрение любых ограничительных мер внутри страны. Блокировка мессенджеров, дополнительные военные расходы, расширение полномочий спецслужб и даже потенциальные ограничения во владении иностранной валютой – все это должно приниматься гражданами как необходимая мера.
Любая война, даже холодная, рано или поздно заканчивается. Стороны либо добиваются своих целей, либо признают поражение. Социально-экономические проблемы при этом не просто сохраняются, а обостряются. Соответственно, обостряется и недовольство, и мобилизованное большинство уже не помнит о том, что считало важным сплотиться и отложить противоречия на потом.
Комментарии (0)