Новости, политика, экономика, общество

Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения

Прощай, авиапром

SOS — помогите! На прошлой неделе так начинался каждый разговор, когда раздавался телефонный звонок от моих давних знакомых из авиационных фирм. Всех волновало одно: совещание пяти начальников от авиапрома, состоявшееся 2 февраля в Москве. Известно о нем стало недавно, после того как кто-то из умельцев выудил протокол этой встречи в Интернете и разослал друзьям.

Из документа следует, что уже в этом году все авиационные фирмы — «Сухой», «МиГ», «Иркут», «Туполев» — будут выселены из Москвы. Процесс стартует 1 марта. По мнению специалистов, делается это для того, чтобы продать земли и всю столичную собственность авиапредприятий под застройку и таким образом рассчитаться с многомиллиардными долгами «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК). Приведет это к тому, что авиапром, который на протяжении всех постсоветских лет, как ни старались, не смогли задушить реформами, теперь наконец-то отмучается. Окончательно и навсегда.

Кто и что стоит за этим убийственным разгромом некогда легендарных авиационных фирм, выяснял «МК».

САМОЛЕТ СУХОЙ СУПЕРДЖЕТ 100ФОТО: МИХАИЛ КОВАЛЕВ

Если сразу сказать, что исполнителем этой реформы авиапрома выступает нынешний председатель совета директоров ОАК, а в недавнем прошлом министр обороны Анатолий Сердюков, то, пожалуй, дальше можно ничего и не писать.

С деятельностью этого крупного российского реформатора граждане страны знакомы хорошо. Реформу армии по Сердюкову помнят все. Результат — тоже: пришлось вызывать спасателя Шойгу, команда которого до сих разгребает последствия той «оптимизации».

Фирменный стиль реформ Сердюкова — подход к проблемам отрасли (причем любой) с точки зрения коммерсанта: выгодно — не выгодно. Это главное. Решения проводятся без лишнего шума и обсуждений. Что именно резать — боевые части или авиационные КБ, — не суть важно. При этом люди, идеи, традиции, государственная необходимость — ненужные химеры, мешающие быстрому продвижению вперед к получению финансового эффекта.

К примеру, при Сердюкове вдруг выяснилось, что армии слишком дорого содержать военные аэродромы, особенно на Крайнем Севере. Их приказали сократить в десятки раз, а все самолеты уместить на оставшихся — крыло к крылу. Напрасно военные пытались доказать, что в случае атаки по такому скоплению техники противник сможет уничтожить ее одной ракетой. Самолеты даже не успеют взлететь и рассредоточиться — просто негде. Аргументы профессионалов не работали. Они противоречили главной коммерческой формуле: выгодно — не выгодно.

Возвращать все на позиции здравого смысла с учетом оборонных задач пришлось уже Шойгу и новому Генштабу.

И вот теперь под ту же коммерческую формулу попал российский авиапром. Кому все это после предстоит разгребать — сказать пока трудно. Но то, что делать это придется, специалисты отрасли понимают уже сейчас. Только их мнения никто не спрашивает. И не спросит. Анатолий Эдуардович рядом с собой профессионалов не видит. Ни в чьих советах не нуждается. В армии при Сердюкове в военных специалистах видели только «зеленых человечков».

А я все же попробую аргументы озвучить. Говорить буду не от себя. От тех людей, которые всю свою жизнь строили самолеты, а теперь просят о помощи, по простоте душевной все еще надеясь, что пресса — четвертая власть в стране. Не могу называть их имен, иначе во время грядущей отраслевой реформы — а она в любом случае состоится — они станут первыми, кто пойдет под сокращение.

ФОТО: СОЦСЕТИ

В промышленных масштабах

Понятно, что ни одна реформа не проходит под лозунгом: «Сделаем хуже, чем было до нас!». Так что обоснование кардинальных перемен в российском авиапроме окутано самыми прекрасными смыслами: «исключение дублирующих функций», «развитие конструкторских школ», «создание общекорпоративных центров компетенций», «централизация управления предприятиями»…

Короче, за все новое против всего старого.

Судя по вышеупомянутому протоколу, реализовано это «новое» будет за счет «корпоративной трансформации» группы ПАО «ОАК». Честно говоря, сложно припомнить пример, когда бы частный случай «корпоративной трансформации» мог вывести целую отрасль в лидеры мирового рынка. А ведь именно такие цели ставят реформаторы. Но не будем придираться. Рассмотрим «трансформацию» поближе.

Выглядит она примерно так: от всех фирм отделяются их КБ и передаются «под крышу» ОАК. При этом «осуществляется изменение юридических адресов» существующих КБ «на промышленные площадки (заводы)».

Затем КБ отправляются на некую единую для всех площадку, пока не ясно какую, но в отрасли ее уже успели окрестить «братской могилой». Другая часть персонала фирм может продолжить трудиться по месту своих серийных заводов: «миги» — в Нижнем Новгороде или Луховицах, «туполя» — в Казани, «ильюшинцы» — в Ульяновске, «суховцы» — в Новосибирске или Комсомольске-на-Амуре.

Обратите внимание, как тонко подано: не выселение, не эвакуация, как во времена войны, а «изменение юридических адресов». То есть здания, корпуса, территории, более не обремененные юридическими адресами уничтоженных фирм, остаются в полном распоряжении ОАК. Придумано изящно, с размахом, а главное — законно. Ничего не попишешь — реформаторский опыт. Экс-министр обороны Сердюков уже проделывал такие штуки.

К примеру, когда 65 высших военных учебных заведений страны ужал до трех учебно-научных центров, 11 академий и трех университетов с филиалами. Им тоже меняли юридические адреса. Самая памятная история — слияние легендарных военных академий Жуковского и Гагарина.

Военно-инженерная академия имени Жуковского с несколькими уникальными научными школами и золотой профессурой располагалась в центре Москвы, у станции метро «Динамо». Не менее известная Академия имени Гагарина, где учился высший летный комсостав, — в подмосковном Монине. В результате рокировки ценные территории освободили. Гибрид вузов так потом и называли — академия ЖуГарина. Ее загнали в Воронеж, чтобы скрестить с остатками вузов из Иркутска, Ставрополя и Тамбова. В Воронеж никто из преподавателей столичных академий не поехал. Они были уволены. Знаменитые научные школы остались в прошлом.

Из разговора со специалистом фирмы «Ильюшин»:

— В 41-м, когда была угроза захвата Москвы и предприятия эвакуировали, «Ил» должен был уехать в Самару. Но Ильюшин сам пошел к вождю и сказал, что в этом случае придет конец его КБ. «Ил» не тронули. С тех пор он оставался на старом месте, в районе Ходынского Поля. Теперь вот и войны нет, а «Ил» «эвакуируют». Отстоять его больше некому... За 81 год жизни предприятия было три генеральных конструктора. А с 2014 года, с тех пор как ушел из жизни Виктор Ливанов, за шесть лет — уже седьмой! И так везде. На «Иркуте», офис которого находился на месте КБ Яковлева, в районе Сокола, убрали Олега Демченко. Мешал менеджерам. Им нужны площади в столице под застройку. При чем тут российская авиация? Будем летать на «Боингах».

Из разговора с высокопоставленным специалистом авиаотрасли:

— А куда при этом денется дорогостоящая экспериментальная база КБ для отработки боевых и гражданских авиационных комплексов? Ну ладно, большинство стендов, что на территории «Ильюшина» и «Туполей», и так уже уничтожены. А у «Сухого» с комплексом зданий на Полежаевке есть серьезные стенды для отработки боевых систем. Нам, конечно, расскажут, что их отвезут на новое место. Так не отвезут! Их нельзя перевезти. Можно только сломать и построить заново. Но представляете, какие это деньги? Не один миллиард. И не рублей, а долларов!

Из разговора со специалистом фирмы «Сухой»:

— Реформа готовится келейно. Нет ее проработки в профильных экспертных структурах, военных авиаинститутах. Шойгу был против объединения «Сухого» с «Мигом». Тогда Слюсарь придумал убрать все управляющие структуры авиакомпаний, чтобы сохранить ОАК. Разбил на три части — военную, транспортную и гражданскую, и назвал это центрами компетенций. Хотя никакими «компетенциями» в ОАК и не пахнет. Структура раздута за счет блатных и родственников. От нас они все время хотят только отчеты, а от них самих реальной помощи не видно.

…Сегодня сообщили: до сих пор не ясно, что будет с сотрудниками корпоративного центра «Сухого». Такое впечатление, что в планах Сердюкова сначала провести перерегистрацию головной компании — ПАО «Компания Сухой» в Новосибирске, а потом предложить всем туда переехать. Никто, конечно, не поедет, только что вопрос сокращений сам собой решится: все просто будут вынуждены сами уволиться. Реформы в вертолетной отрасли уже привели к резкому снижению выпуска и продаж вертолетов. Переезд наших головных компаний приведет к массовому уходу профессионалов.

Из разговора со специалистом фирмы «МиГ»:

— Вы мне прислали этот протокол, я на следующий день кому его ни покажу на работе, у всех глаза круглые делаются. Даже в руководстве ничего не знают. Хотя мы уже давно входим в ОАК. Я узнавал: сотрудники всех компаний ОАК не знают планов реорганизации. Все возмущены таким отношением к авиационной промышленности. Понимают, что идет целенаправленное ее уничтожение, но никто ничего сделать не может. Настроение у всех угнетенное. Для чего менять юридический адрес? Чтобы наши здания отнять, продать и площади застроить? Все же это прекрасно понимают — дураков нет. Посмотрите на жилой микрорайон на месте прежних площадей фирмы Туполева. Там, кстати, до сих пор расследуют махинации с недвижимостью. То же будет и с нами.

Ну, а как же производство? Где людям работать? Выходит, в столице только торговые центры и спальные районы нужны? Куда инженерам деваться? Всех в Комсомольск-на-Амуре? Такие решения только убивают нашу промышленность. В вашей же газете недавно прочитал анекдот: как это у нас нет промышленности? У нас воруют в промышленных масштабах.

«СУХОЙ СУПЕРДЖЕТ-100». УСЛОВНО РОССИЙСКИЙ.ФОТО: RU.WIKIPEDIA.ORG

Время «Ч»

Затея с этой реформой подается под соусом «улучшения финансовой устойчивости» ОАК». В октябре 2018 года президент подписал указ о передаче госкорпорации «Ростех» 92,31% акций ОАК, находящихся в федеральной собственности. На тот момент долг ОАК банкам составлял порядка 500 млрд рублей. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов тогда сообщил, что часть долгов придется погасить за счет средств госбюджета, проведя докапитализацию ОАК, а оставшиеся — реструктуризировать. Этот процесс на сумму примерно в 400 млрд рублей должен быть проведен в первом квартале 2021 года.

Время «Ч» наступило. Долги пора закрывать. Обещанные 400 млрд от государства ОАК, конечно, получит. Но где взять еще 100 млрд? Здесь, видимо, помочь могут только жесткие реформы. И они, как считают эксперты, давным-давно назрели. Но не такие.

Из разговора со специалистом фирмы «Иркут»:

— Откуда у ОАК долг в 500 млрд? Все — молчок. Если компании государственные, значит, само государство их плохо финансировало? А каким был долг ОАК в 2015 году, до того как его президентом стал Слюсарь? Может, это его руководство привело к такому результату? Или его предшественника Погосяна? Опять — молчок. Теперь вот Сердюков рулит. Требует больших сокращений персонала, ликвидации 2–3 заводов. Сейчас авиапром расположен в 20–30 субъектах Федерации, в нем работают более 100 тысяч человек. Непродуманная реформа обострит социальное напряжение и в столице, и в регионах.

Из разговора со специалистом фирмы «МиГ»:

— Понятно, что ОАК хочет покрыть свои долги за счет продажи всех наших зданий и сокращения персонала. Нашего персонала. Себя сокращать они не будут. Ну, может, уберут пустые клеточки в штатах. А по КБ, похоже, резанут основательно. У нас говорят, для начала уже приказали сократить 100 человек. Потом якобы в планах ОАК сокращать по 600 человек в год. Если так пойдет, то через 3 года вообще конструкторов и инженеров не останется. Доказывать что-то этим менеджерам бесполезно. Да и кто будет доказывать? Вы же знаете, у нас теперь нет генерального директора. Есть управляющий директор. А теперь еще придумали технического директора. Кем он будет управлять? Техничками?

Никто же ничего не знает. А деньги продолжают тратить. Вот нам сказали: в ваше здание КБ на Войковской переедет руководство фирмы. Попросили его освободить. Мы переехали в другое, поменьше, с которого все начиналось, когда в 1942 году «МиГ» вернули из Куйбышева. Но бывшее здание КБ до сих пор пустует. Там второй год идет ремонт — окна поменяли, полы и стены покрасили, кондиционеры повесили… И никто туда не переезжает. А теперь если нас уничтожать собираются, то непонятно для кого это все делалось? Вот потому у нас такие долги огромные, что все деньги спускаются неизвестно куда. Уж точно не на новые самолеты.

Из разговора с высокопоставленным специалистом авиаотрасли:

— Московское авиационное производственное объединение «МиГ» — всю его территорию довели до полуразрушенного состояния, разбазарили, производство вывели в Луховицы. Но там только сборочный цех. А где все остальное делать? Теперь тихой сапой там начинается застройка, скандалы коррупционные при этом... Предприятие, которое делало самолеты «МиГ», развалили. Сейчас то же самое делают с «Сухими».

О том, что структура отрасли перенасыщена менеджерами, говорили многократно. Но их-то сокращать никто не собирается. В ОАК вон уже придумали создать «общекорпоративные центры компетенций, чтобы обеспечивать административно-хозяйственное и финансовое сопровождение всех предприятий в контуре ОАК». Это еще куча бездельников! А КБ опять разрушают. Их нужно укреплять. Вернуть генеральных конструкторов, поставить во главе КБ вместо «эффективных менеджеров». Мы сейчас теряем конкуренцию между различными школами конструирования. Еще не до конца, но во многом уже потеряли. Перемены, конечно, нужны, но не такие, как сейчас.

И еще: какой смысл устраивать эту реорганизацию, если в руководстве ОАК остаются те же люди, которые наделали миллиардные долги? Если все затевается ради того, чтобы их вернуть, то как можно рассчитывать, что деньги, вырученные при этих людях за продажу территорий КБ в Москве, пойдут на покрытие убытков? Может, как говорится, в этом заведении надо не кровати двигать, а девочек поменять?

Любители в авиации

По поводу квалификации тех, кто руководит у нас авиапромом, — тема настолько истоптанная, что не хочется повторяться. Ну да, нет среди них авиастроителей. Есть психологи, юристы, даже музыкальный продюсер. С недавних пор вот еще и выпускник Ленинградского института советской торговли с ярким мебельным прошлым.

Но давайте по-честному: их ведь не самолеты конструировать ставили, а организовать производство. Рассчитывать на то, что с этим они справятся, можно было вполне. У каждого за спиной большой опыт в бизнесе. С коммерческой жилкой все нормально, если судить по личным доходам. Однако между личным коммерческим успехом и государственным все-таки есть какой-то диссонанс.

К примеру, глава Минпромторга Денис Мантуров. Среди членов правительства он — лидер по личным доходам. Сумма, которую он официально задекларировал за 2018 год составила 443,38 миллиона рублей. А по итогам 2019 года возросла до 586 млн 22 тыс. 58 рублей и 14 копеек. И, как говорит сам Денис Валентинович, упрекнуть его в обогащении за счет государства, нельзя. Скрывать ему нечего: до прихода на госслужбу он 20 лет работал в реальном секторе, где и у него «была возможность заработать».

Жаль, конечно, что такой возможности у него не оказалось в тот период, пока до мая 2019 года он возглавлял совет директоров ОАК. Тогда, возможно, его преемнику не пришлось бы сейчас выгонять из Москвы авиационные фирмы, чтоб рассчитаться с государством за долги ОАК.

Зато Денис Валентинович может похвастаться другими своими заслугами в авиастроении. Например, активным продвижением проекта Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Хотя теперь ему все чаще за SSJ-100 приходится оправдываться. Его производство давно запущено, а проблемы с поставкой комплектующих и их надежностью так и не решены. Ежегодно 61% всех SSJ-100 требует ремонта. Из-за чего среднесуточный налет самолета — 3,5 часа, а у конкурентов на аналогичных машинах — 8 часов.

Но для любителей в авиации это все не главное. Денис Валентинович настаивает на том, что SSJ-100, в котором 70–80% иностранных комплектующих, стал колоссальным прорывом для российского авиастроения. А его чисто российский конкурент Ту-334 — это, мол, тупиковый путь развития. Он считает, если бы мы стали делать Ту-334 (а на момент начала проекта SSJ-100 он уже летал), то никогда бы не получили той международной кооперации и компетенций, которые дала совместная работа с Западом над SSJ-100. Хотя он признает, что теперь из-за этого возникла небольшая проблемка: мы не можем без согласования с западными партнерами продавать SSJ-100 странам, которые хотели бы его у нас купить.

Но Денис Валентинович говорит, что для него количество собираемых самолетов SSJ-100 никакого значения не имеет(!). Куда важнее западные компетенции, которые позволили российскому авиапрому двигаться дальше к созданию следующего самолета, МС-21 (он, кстати, тоже наполовину импортный), и широкофюзеляжного лайнера, который разрабатывается теперь уже совместно с Китаем.

Из разговора с высокопоставленным специалистом авиаотрасли:

— Пока рулить авиацией и ее реформами будут такие менеджеры, которые рассказывают сказки, никуда мы не двинемся. На самом деле никаких компетенций ни Boeing, ни Airbus при строительстве SSJ-100 нам не передали. Передавали изделия. А это — далеко не компетенции. Тот же двигатель SaM146. Французы его делают вместе с нашим НПО «Сатурн». Так его французская горячая часть, которую вставляют в двигатель, поступает в Рыбинск опломбированной, чтоб ни одна зараза туда нос не сунула. И если он ломается или с ним что-то случается, то чинить его отправляют во Францию. Или французы сюда приезжают. А поскольку они не торопятся, то это стало одной из больших проблем самолета — вечный простой.

Ну и что мы получили? Какую выгоду? Санкции грянули, и продавать этот самолет мы уже не можем. Вот Иран его у нас хотел купить. Но в нем американские комплектующие. Штаты нам запретили продавать. Вот вам и компетенции, которые мы получили. Куда их девать, теперь не знаем.

«До основанья, а затем…»

Слушая специалистов, все время ловила себя на мысли: в каком времени я нахожусь? Впечатление, что опять в лихих 90-х. Тогда крепкие мальчики в малиновых пиджаках рулили промышленными предприятиями как хотели: захватывали, продавали, меняли юридические адреса на собственные… Пощады не было никому. Защиты тоже.

Чем отличаются от них те, кто сейчас собрался реформировать еле живой российский авиапром? Разве что малиновые пиджаки сняли, стволы убрали да улыбаться научились. А методы остались те же: «до основанья, а затем…» Хотя, что будет «затем», им тоже неинтересно. Рассуждения о каком-то там будущем российского авиастроения — химеры, мешающие получению прибыли здесь и сейчас.

AIRBUS А-321. «БОИНГИ» И «ЭЙРБАСЫ» ЗАВОЕВАЛИ РОССИЙСКИЙ АВИАРЫНОК. ФОТО: AEROFLOT.RU

Из разговора с высокопоставленным специалистом авиаотрасли:

— Сейчас стоит вопрос жизни или смерти авиационной промышленности России. Этот вопрос должен решаться не четырьмя-пятью коммерсантами или чиновниками, а рассматриваться как минимум на авиационной коллегии Военно-промышленной комиссии. Вы посмотрите: на совещании, которое решает судьбу всей авиационной промышленности страны, нет ни одного авиационного специалиста!

Из разговора со специалистом фирмы «Сухой»:

— Почему бы Счетной палате не провести проверку всего, что происходило в последние годы в ОАК? Всякую муру постоянно проверяют, а здесь сотни бюджетных миллиардов потеряны, а где эти деньги, никого не интересует. Вообще-то вопросы такого масштаба следует выносить на рассмотрение Госдумы, а лучше Совета безопасности. Там все-таки разные люди есть. Наверняка имеются и те, кто не станет поддерживать эту компанию.

Из разговора со специалистом фирмы «МиГ»:

— А в Совете безопасности кто? Медведев, что ли? Толку-то... Мне вот сейчас сообщили, что 25-го к нам приедут от «реформаторов» и уже расскажут, как нас будут уничтожать…


Источник: Очередная реформа Сердюкова грозит похоронить надежды отечественного авиастроения
Опубликовал:
Теги: фото ремонт история Воронеж доллар

Комментарии (61)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Петр Сосин 
Удивительно, я то думал, по своей наивности, что Сердюков разваливший армию и при этом обворовав государство на миллиарды получил по жизненный срок и вместе с Васильевой сидит где то на Колыме. Друзья , оказывается , нужно воровать миллиарды тогда откупишься. А попробуйте украсть в супермаркете пару палок дорогой колбасы и посмотрите сколько вы получите. Ну если Ефремову дали восемь лет то Сердюкову за содеянное должны были начислить минимум 1000 лет.Кто-то может объяснить этот парадокс? Думаю нет! А сейчас Сердюков взялся за старое, решил повторить этот фокус более умно и на большую сумму, зная, что и это у него пройде Ну а если опять, что-то не получится то его опять пожурят как нашкодившего школьника и в назидание другим поднимут его на более высокую должность. Непонятно, куда смотрят Путин, Мишустин, Шойгу? Здесь могут быть три варианта. Или они не понимают что делают Сердюков и Мантуров, или им все по барабану, или может быть они все за одно, ведь это большие деньги. А почему у ОАК долг 500миллиардов? Они, что получили эти деньги но ничего не сделали. Так это получается как у Менньшикова который пишет Петру первому,( выдавшему ему 100 рублей) что 93 рубли пропили и прое...ли, осталося 7 рублей, сколько строить кораблей? Не пора ли навести порядок в этой большой многострадальной стране где многомиллиардные воры в почете, где скоморохи ( не производящие ничего кроме развлечения народа дешевыми фильмами и спектаклями) получают до трех миллионов долларов в год, а работяги, пенсионеры и основная масса ученых еле сводит концы с концами. Где справедливость Владимир Владимирович?. Ведь добром это не кончится рано или поздно.
Виктор МАКОВЕЕВ 
У "батюшки-царя" спрашивать зря!
Владимир Егельницкий 
Так он и руководит всеми этими ворюгами. Одна коМанда. Пока не будет скинута ЕРастия во власти, так и будет уничтожаться Русь. А народ-стадо баранов, так и голосит за ЕРастов.
Андрей Сергеевич
Нашёл у кого спрашивать! Он всем этим и руководит. Вспомни об уголовном деле против Путина в 1999. Он, что изменился? Изменился только масштаб разворовывания.
Александр Краснопивцев 
Бывший зять Виктора Зубкова...
Игорь Хмелев 
Вы думаете, что Владимир Владимирович читает то, что вы здесь написали? Ошибаетесь. Или Сердюков, продавший недвижимость Минобороны, или Шойгу, проглотивший это предательство интересов страны, или Мишустин, санкционирующий вывод авиапрома в другие регионы для освобождения земли для продажи (кому? наверное себе или аффилированным компаниям) под торговые центры и постройку очередных жилищных комплексов из аварийных стройматериалов (примеры уже озвучены на ТВ), побегут посыпать голову пеплом... Вряд ли... Н.Н.Платошкин предлагает замечательную программу развития страны. Без бунтов и майданов. Путем замены действующей власти демократическим путем. Через открытое голосование. Посмотрите https://new-socialism.org/o-dvizhenii/programma/.
Павел Зайцев 
Навальный давно уже объяснил этот парадокс, да его никто слушать не хочет, а надо бы!
Геннадий Тищенко 
Вопрос к правоохранительным органам. Когда же все таки посадят этого нашкодившего переростка?
Владимир Макатаев 
Навальный такой-же "малолетний дебил" рвущийся к власти.
А за такие "реформы" нужно судить по законам военного времени!
Алексей Сибиряк
Как верно подметил Генералиссимус А. В. Суворов: «Для Отчизны наибольшая опасность не во внешнем вороге таится, а в собственных ея идиотах».
Элита, засевшая в Думе наплевала на путинские поправки о запрете депутатам и чиновникам владений за рубежом.
«Элита» России насаждает моду наворовать и свалить за бугор для всех дельцов.
Козыревы, прохоровы, абрамовичи, березовские, юмашевы, грефы, набиулины, силуановы. Да еще медийная шалупонь эрнсты, познеры, урганты, невзоровы, шандеровичи.
Целое стадо юродивых от «культуры», имя им Легион. И подрастающее элитное отребье на старте.
Надо ленинский пароход комплектовать.
Кому Лондон мил, того сажать в пароход с билетом в один конец.
Россия не решит ни одной проблемы пока не избавится от этого баласта.
Алексей Сибиряк
Катасонов Вот как происходит ограбление России
Валерий Юрьев
Такие деяния без одобрения на самом верху невозможны.
Игорь Матвеев
Без одобрения?
Да они заказаны САМИМ верхом.
Кого выбрали през... то и имеем в россии
Игорь Хмелев 
И что. Написал три строчки и уже поучаствовал в общем мироустройстве? Доказательства того, что САМ ВЕРХ все заказывает у тебя лично есть? Нет. Кашлять из-за угла каждый может. Ответить за свои слова - нет. Н.Н.Платошкин предлагает замечательную программу развития страны. Без бунтов и майданов. Путем замены действующей власти демократическим путем. Через открытое голосование. Посмотри https://new-socialism.org/o-dvizhenii/programma/. Посмотри внимательно и подумай.
Бузыкин Александр 
Вопрос о непрофессионализме и несоответствии занимаемой должности поставлен правильно. Но не до конца. Сердюков только исполнитель, а ведь кто то поставил его на этот пост. Да ещё и после громкого скандала с расхищением средств минобороны.
юра попов 
да ни кто то , а Путин
Юрий Юманков
После расхищения средств минобороны Сердюкова посадили рулить Вертолётами России. Там он тоже помодернизировал, запустив маховик уничтожения. Теперь авиастроение добьёт.
Идет целенаправленное уничтожение авиапрома, идет уже давно.
Игорь Никифоров
Все идет по плану! ©
Для особо умалишенных любителей соловьиного помета.
Сердюков министром обороны и руководителем ОАК был назначен не президентом США. И не премьер-министром Великобритании. Это к вопросу - кто его крышует и кто стоит за его действиями.
Андрей Сергеевич
Складывается впечатление, что его нам ЦРУ заслало.
Виктор Устюжанин 
Для спасения отечественной авиации нужен авианалет на врагов народа. Они просто не оставляют другого выхода. И так уже в стране ничего самоходного толком не производится: самолеты не летают ни гражданские, ни военные (где этот СУ-57? почему президент не летает на новейшем Сухом-Суперджете?), танки остались советские ("Армата", ау-у!), подлодки тоже как-то не задались, поезда без помощи "Сименс" не ездят, весь отечественный автопром - это теперь УАЗ-буханка образца 1965 года, но со стремянкой, и УАЗ-Патриот, который сгнивает еще у дилера. Речной транспорт изредка можно увидеть, но советского производства, и даже на Волге одно судно встречается раз в пару часов (в Кёльне собьешься со счета, сколько судов плывут по Рейну). Мотоциклы у нас есть, но, выбирая между "Уралом" с коляской и Тойота РАВ-4, лучше выбрать последнее. Скутеры дешевле китайские, лодочные моторы надежнее импортные, велосипеды - это не самоходный транспорт. Сельхозтехнику крестьяне тоже почему-то предпочитают импортную. Даже в президентском "Аурусе" движок и КПП импортные! Ну, можно говорить об успехах и технической безопасности страны? Можно утверждать, что руководят важнейшими отраслями патриоты России? А уж сердюкова после ограбления армии в любой стране бы расстреляли, а у нас его поставили на уничтожение авиации. Так кого нужно причислять к иноагентам? Кто должен отвечать по закону? В общем, авианалет нужен.
Андрей Гаврилов
"Страна непойманных воров и вечно будущего счастья..."
Виктор Зозуля 
За державу обидно, когда такие как Сердюков рулят важными отраслями. Лично наблюдал как резали танки и самолеты на аэродроме в Хороле, где должен был взлетать Буран, как разворовывали этот, на 99% готовый аэродром, как продавали флот Российский в Индию на иголки по цене металлолома - и это все при Сердюкове! Вражина он без стыда и совести! Мы уже в отставке и то, до сих пор ждем, когда же он сядет со своей белокурой бестией. А он, оказывается, и сидит, вот только в очередном уютном креслице. Знать покровители мощнее власти.
Андрей Сергеевич
Пока не сменится вся власть вы ничего не дождётесь.
Владимир Новиков
А раньше за такую "деятельность" и предприимчивость расстреливали как врагов народа, а сейчас кругом зелёный свет.......
Владимир Болдинов
"Фирменный стиль реформ Сердюкова — подход к проблемам отрасли (причем любой) с точки зрения коммерсанта: выгодно — не выгодно"
Это стиль работы любого "эффективного менеджера", а не только мебелиссимуса.
Владимир Болдинов
"По поводу квалификации тех, кто руководит у нас авиапромом, — тема настолько истоптанная, что не хочется повторяться. Ну да, нет среди них авиастроителей. Есть психологи, юристы, даже музыкальный продюсер"
Правильно. Не самолёты же они выпускать собрались.
Геннадий Белоусов 
Пусть москвичи не ревут и мне вслед не плюют, но решение, в принципе, верное! КБ должны находиться там, где существует основная производственная база, а не там, где приятно чиновникам просиживать штаны! Другое дело - каким образом это всё будет осуществляться, как у нас это делается: прокукарекают, деньги выделят, чиновники их по карманам рассуют, и на этом всё заглохнет!..
Андрей Сергеевич
Сам понимаешь, что бред написал? Тогда надо, для начала, Газпром перевести на Ямал.
Валера Апёнышев
Я НЕ ИМЕЮ ОТНОШЕНИЯ К АВИАПРОМУ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВООБЩЕ. ПУСТЬ ОСТАЮТСЯ АВИАЦИОНННЫЕ КБ В МОСКВЕ. В МОСКВЕ АВИАЦИОННЫЕ И ДРУГИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ. ТАМ КУЕТСЯ БУДУЩЕЕ СТРАНЫ. МАССА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ.ЧТО ВУЗЫ И УЧЕНЫХ ТОЖЕ НАДО ПЕРЕСЕЛЯТЬ НА ПРОИЗВОДСТВО? ВО СКОЛЬКО ЭТО ОБОЙДЕТСЯ? ГЛУПЫЕ ВЕЩИ ВЫ ГОВОРИТЕ.
Ильич Мотиенко
а не во время Сердюкова сократился ввод новой техники и вооружения в полтора два раза? а не при нем ли подготовлено производство и начало поставляется в войска больше ста новых видов вооружения, не при нем ли пущено в работу более полторы сотни заводов-новых? созданные на не найденные миллионы Путина-ненайденные ни экономическими разведками ни либерастами... которые не нашли.. а найденные миллиарды- опять потерялись.. Не они ли, те и другие.. были заплачены за созданные заводы и вооружение , ставшие неприятным сюрпризом а пришедший за ним Шойгу уже принимает все это в работу и реконструирует и переворужает армию. Что и стало очевидным при возврате Крыма. И очень неприятным сюрпризом для всех типа друзей и либерастов. И что на этом фундаменте и армия переориентирована из толпы в реально действующую , и большое развитие получили малые оперативные группы спец назначения. Реально современной стала. Опять же на основе фундамента подготовленого ПРОИЗВОДСТВЕННИКОМ Сердюковым.НЕ военным. А куча частей воинских..которые хоть и обладали историей замечательной-бесполезным грузов висящие на бюджете и не умеющие ни стрелять даже ни владеть техникой даже той что было.. законсервированы или расформированы. Где справлялась рота с успехом справляется отделение. Отличная подготовка и отличное обеспечение и позволило говорить о современной армии. это в один день не делается. И то , что его труд оценен был наградой .. это видимо и есть оценка.Думаю время покажет. В любом случае западные специалисты оценивающие действия Сердюкова .. уже не думают что он развалил.. а вот наоборот.. это да.. это и было сюрпризом для них. Время покажет.
Виктор Плотников 
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
УЖАС !!! До каких пор этот табуреточник будет кем-то и чем-то "РУКОВОДИТЬ "? Гнать его в колхоз, пусть там коровам хвосты вертит. Ставленник Медведева и враг народа. Ведь совершенно понятно что такое массовое переселение влетит не в одну копеечку.
А какие последствия ? Продавать построенные самолеты с разрешения западных партнёров ? И где наконец до конца отработанный, приянтый и расхваленный "СуперДжет" ?
Бузыкин Александр 
При чём тут какой то Медведев?
анатолий лесотин 
Ну как причём. Родной же человечек, как Грибоедов писал.
GENNADII ALIMOV
Всему виной безнаказанность за принятие решений.
Владимир Клопов 
Изменники Родины - к расстрелу!
Валерий Чуро 
За все "заслуги" Сердикова в армии он был высоко оценен правительством страны и ему было присвоено звание "Герой России". А далее повышение и доступ к бюджетной кормушке. Вот так президент Вован высоко оценил " достоинства" казнократа и своего дружбана.
Владимир Король 
По сути этих "реформ" авиапрома почти ничего сказать не могу, не специалист, но согласен - классные инженеры из Москвы в Комсомольск-на-Амуре не поедут. Новые "...комсомольцы, добровольцы..." конечно найдутся, но опыт, опыт... Хрен с ним, с SSJ-100, но ведь и боевая авиация пострадает.
А вот сама статья... Протокол, на который ссылается автор, подписал Чемезов. Там же присутствует Слюсарь, остальных, кроме Сердюкова, не знаю. Но виноват во всем Сердюков? Ненавижу этого ублюдка, но все же... Это он главный злодей? Как-то эта статья попахивает личными разборками, а не "обидой за державу".
Анвар Карачурин
сердюкоа убрать со всех постов кем бы он небыл
вадим ященко 
Прокатило раз,попрубуем и дальше ( это про Сердюкова).Как могут решать такие вопросы несколько человек,один из которых проходил по делу.
Можно сказать набралась команда КВН.Только людям уже далеко не смешно.
Виталий Кирпиченко 
Что тут долго думать! Пора трясти! Чем раньше, тем лучше. Феликса Эдмундовича на постамент-престол. ВЧК в шлеамах, и за воротник всех от Сердюков и выше к стенке. Плакаться некогда!
Александр 1 
Сволочь Сталин, недострелял вредителей и саботажников.
Валерий Богданов
Надо было раньше бить в набат , когда другие отрасли убирали (гробили) из Москвы.В начале 90-х в Москве была зарегистрирована партия, в Программе которой значился пункт"Перенос столицы из москвы в другое место".Партию эту, организовали инженеры , т.е. технари , которые поняли, что из Москвы будут делать образцовый культурный, туристический и финансовый центры, а для общества потребления творцы и созидатели со своими НИИ,КБ и заводами будут лишними. При переносе столицы подальше от Москвы , правительство по другому бы смотрело на большие города и не факт, что развала нашей экономики не последовало бы, но физическое разделение бизнеса и верховной власти многократно снизило бы коррупцию и уменьшило бы отрицательное влияние менеджеров-оптимизатор на важнейшие отрасли промышленности . Тогда эту партию не поддержали ни коммунисты, ни авиаторы , ни машиностроители , ни сельхозпроизводители, ни приборостроители и т.д. и т.п., а дальше больше - решили Москву расширить , опять же для "удобства населения", так что не до авиаторов с их уникальными стендами и дорогостоящей материальной базой, деньги на восстановление которой вряд ли появятся при продаже существующих площадок и объектов. Аналогичная ситуация происходит и Санкт-Петербурге.
Nikolai Budylski 
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Агент жидовский Путин
Пустил Россию под откос
И стал теперь блохой по сути -
Вертлявый подлый кровосос.
*******

А русским всё по-барабану,
Который вместо головы.
Им, как и всякому барану,
На всех хватает трын-травы.
Андрей Касилов 
О чём статья? Ну перенесут контору ОАК из Москвы в Россию (вместе с расчётными счетами), и что? Решение принято руководителями 5 крупнейших концернов... Ноют тут, нытики... Другое дело - всяких бездельников оторвать от кормушки.
Валерий Я 
Ключевая фраза: "...из Москвы в Россию..."
Владимир Болдинов
Верно, Москва нужна бизнесменам и дерьмокртам-правозащитнмкам, а тут какие-то авиаторы. Путь в сибирской тайге живут.
Игорь Герасименко 
А президент наш то видимо не знает что творится у него за спиной. Узнает, сразу наведёт порядок
Александр Морозов 
Глупенький, президент сам управляет этим беспределом. Пора наконец-то это понять.
Николай Потылицын 
Эээ,о чём "статейка"?Бла-бла,а информации 000.Очередной вброс,для ЖАМЯЧКАФ.
анатолий лесотин 
"Непонятно, куда смотрят Путин, Мишустин, Шойгу? Здесь могут быть три варианта."Как раз. всё понятно. такие вещи не делаются без ведома руководства. Убедили, согласовали, заинтересовали и вперёд. А понимающих людей кто будет спрашивать. Наделают резиновых самолётов побольше и дело в шляпе. Опыт есть. А противника устрашим при помощи прессы типа: выражаем глубокую озабоченность в связи с вашими неправомерными действиями и т д.
Игорь Хмелев 
Вы думаете, что Владимир Владимирович читает то, что вы здесь написали? Ошибаетесь. Или Сердюков, продавший недвижимость Минобороны, или Шойгу, проглотивший это предательство интересов страны, или Мишустин, санкционирующий вывод авиапрома в другие регионы для освобождения земли для продажи (кому? наверное себе или аффилированным компаниям) под торговые центры и постройку очередных жилищных комплексов из аварийных стройматериалов (примеры уже озвучены на ТВ), побегут посыпать голову пеплом... Вряд ли... Н.Н.Платошкин предлагает замечательную программу развития страны. Без бунтов и майданов. Путем замены действующей власти демократическим путем. Через открытое голосование. Посмотрите https://new-socialism.org/o-dvizhenii/programma/.
Евгений Измайлов 
Маразм крепчал, сколько еще нужно страдать РОССИИ ОТ БЕЗУМНЫХ РЕФОРМ??? СТЫДНО , ГОСПОДА, ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО, А И ЕЁ ВЛАСТИ НЕ ВЫДЕРЖИВУЮТ КРИТИКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА....ИНТЕРЕСНО, А ЧТО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ СКАЖЕТ ТОВАРИЩ ЖУКОВ????
Сергей Шубин 
И понесло по кочкам... Хотелось бы разобраться, о чём статья? О развале авиапрома? Так его лет 25 назад развалили. О дальнейшем развале? Да нет же! Наоборот, о попытке реанимации. И даже документ приложен в виде фото протокола. Надо почитать: и что видим?
Видим вполне здравые решения. Протокол "свежий", пока совершенно не понятно, во что выльются эти решения. Что же нам сообщает автор? Да примерно, как в известном фильме:
– Шеф! Усё пропало! Гипс снимают! Клиент уезжает!
Смысл статьи таков: кто-то хочет разворовать имущество авиапрома. И тут же нам сообщают, что на самом-то деле авиапром уже лет 30 разворовывают, и всё давно разворовали, но вот именно сейчас пришли самые страшные жулики!
А кто пришёл? Да это же Сердюков! Ну, давайте посмотрим, чем знаменита эта легендарная личность? Ну, поначалу навёл порядочек в налоговой, теперь там нормальные адекватные кадры. Даже нынешний Премьер оттуда родом.
Потом Сердюков зарулил в Минобороны. Что мы поимели после его громкого ухода? Мы увидели армию: накормленную, одетую, обутую, чисто вымытую и без задержек денежного довольствия. А, самое главное, в мире долго не могли понять, откуда взялись эти бравые "зелёные вежливые человечки" в Крыму, хорошо организованные и отлично экипированные. Ведь в Российской армии должны быть голодные оборвыши с берданками. Разве это плохой результат деятельности Сердюкова?
Существует версия, что вся шумиха вокруг дела Сердюков-Васильева – это путинская кгб-шная "двухходовочка" для усыпления западной бдительности. Эту версия никто не подтверждает, но никто и не опровергает.
Вернусь к исходному материалу. Всё бы ничего, но не вполне понятно, что хочет автор? Напрашивается только один ответ: автор желает, чтоб всё оставалось по-прежнему. Чтоб уж доворовать всё то, что ещё не разворовано. Интересно, а почему он этого хочет? Ведь от этого наш авиапром здоровее не станет.
Вывод. Статья тупая, скорее всего, заказная. Поживём – увидим. С авиапромом хуже не станет – хуже уже некуда.
Щербина Владислав 
Пора убирать из Москвы лишние функции управления. Правильно Сердюков делает.
Владимир Болдинов
Цитата:
"зачем нам промышленность. Нефти и газа у нас много, продадим и купим что надо"
Паша Мерседес
PS. За точность не ручаюсь, но смысл именно такой.
Юрий Юманков
Это Гайдар выдал на гора.
Александр 1 
А затеял всё Горбачёв и Ельцин.
алексей, да, да алексей
АНАТОЛИЙ СЕРДЮКОВ АНАТОЛИЙ СЕРДЮКОВ АНАТОЛИЙ СЕРДЮКОВ АНАТОЛИЙ СЕРДЮКОВ…
Никита Михалков часто говорит, что он любит Россию, как Россия для него дорога, но, сколько же лет и сил потратил Михалков на бешеную критику Чубайса, который ни под каким видом не должен быть в высших эшелонах власти - "Чубайс вреден России", а в передаче на следующей неделе он на чистом глазу, не поперхнувшись, заявляет, что Владимир Путин - его лучший друг, патриот и государственник, который, вместе с тем, занимая высший пост в государстве, не может последние 19 лет прожить без Чубайса, который "вреден России", которую так любит Михалков – друг Путина, который не видит жизни своей без Чубайса, которого не любит Михалков, потому что Чубайс вреден России, которую так любит Михалков… коловращение, парализующее психику или психика, парализующая здравый смысл... квадратура круга, и все так естественно для околокремлевского брожения: Сколковская собака, убиенная попом за злосчастный кусок мяса… или повинно мясо, съеденное собакой, и, после убиения, преданной земле в Александровском саду, но тут же эксгумированной для продолжения зловещего действа? Что-нибудь одно, все же, что-нибудь одно...
И Германа Грефа Никита Михалков ожесточенно критикует, «почему-то» забывая, что его друг Владимир Путин не может жить без Грефа ни минуты!
Доставалось сильно от Михалкова и Анатолию Сердюкову, которого Путин из продавцов мебели пересадил в кресло министра оброны России. Сердюков (папу которого Альбертом зовут?!) очень постарался, и оборона России пришла в негодность…
И после этого нельзя назвать Михалкова круглым... мыслителем… мыслящим кругло... реинкарнация ума... все по кругу… гм, гм. Он родился таким! Этот не инфекционно, это не заразно, но не менее опасно. Он настолько умственно Нестандартен, что не понимает, как он умственно Нестандартен, что и добавляет девственной свежести его Нестандартному Уму!
Анатолий Юдин
... сплошная козлятина...
Олег Архипов
Сердюков не иначе на второго Героя нацелился...
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Вассерман: пенсионная реформа была ошибкой
Вассерман: пенсионная реформа была ошибкой
85
Ваши новости 14:16 26 апр 2021
Очередная развесистая антисоветская клюква, сериал"Катран"
Очередная развесистая антисоветская клюква, сериал"Катран"
55
Ваши новости 04:01 26 окт 2020
Золото и олово: новое многомиллиардное производство России грозит Западу..
Золото и олово: новое многомиллиардное производство России грозит Западу..
14
Ваши новости 19:01 30 июл 2018
«Советская плесень» взбунтовалась против реформы Сердюкова, грозящей авиапрому России
«Советская плесень» взбунтовалась против реформы Сердюкова, грозящей авиапрому России
2
Ваши новости 16:16 04 мар 2021
Очередная гаражная находка в Мурманске
Очередная гаражная находка в Мурманске
34
Авто-Тема 21:16 06 июл 2018
Принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»
Принудительная вакцинация – это вторая «пенсионная реформа»
170
Ваши новости 19:28 22 июн 2021
Убить российскую промышленность: очередная инициатива Чубайса
Убить российскую промышленность: очередная инициатива Чубайса
69
Ваши новости 02:31 09 мар 2021
Штраф до 15 тысяч рублей. Кому он грозит?
Штраф до 15 тысяч рублей. Кому он грозит?
1
Авто-Тема 10:22 16 ноя 2023
России грозит потеря Германии и «СП-2»
России грозит потеря Германии и «СП-2»
32
Ваши новости 02:31 27 мар 2021
Очередная подборка автоприколов
Очередная подборка автоприколов
0
Авто-Тема 23:29 26 фев 2018
Очередная порция приколов с машинами
Очередная порция приколов с машинами
1
Авто-Тема 15:18 12 авг 2019
Как пользоваться штангенциркулем: полезные инструкции, правила измерения и хранения инструмента
Как пользоваться штангенциркулем: полезные инструкции, правила измерения и хранения инструмента
6
Все о работе руками 10:01 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства