Новости, политика, экономика, общество

Одним словом "Мура"

Допустимо ли, в порядке реализации права на «художественный вымысел», превращать отечественную историю в сборник посредственных анекдотов?

О фильме режиссера Кима Дружинина «Танки» достаточно написать одно слово — мура. И в принципе это исчерпывает тему. Но в титрах значится – автор идеи Владимир Мединский. А он, между прочим, министр культуры Российской Федерации. Поэтому просто отмахнуться уже не получится. Коль скоро за этим фильмом стоят настолько серьезные государственные люди и, надо полагать, немалые казенные деньги.

Поэтому давайте попробуем копнуть тему «глубже и ширше». Главный вопрос, который возник лично у меня в этой связи, звучит примерно так – «Почему в таком фильме, авторы которого открыто заявляют свои права на полное игнорирование исторической правды и на замену её несусветными небылицами, товарищ Сталин, встречающий товарища Кошкина с его танками на Красной площади в Москве, одет в свою обычную военную шинель с форменной фуражкой, а не в парадное облачение вождя племени команчей с непременной боевой раскраской лица и головным убором из перьев орла?».

Данный вопрос только на первый взгляд может показаться странным и праздным. На самом деле он самый, что ни на есть, уместный. Потому, что касается самой сути проблемы. Где проходит та нерушимая «красная линия», которая должна отделять историческую правду от художественного вымысла? Где та грань, дальше которой приличные режиссер, сценарист и даже сам автор идеи не смеют искажать историю и её общеизвестные факты? И есть ли эти «линии» и «грани» вообще? И должны ли быть?

Потому что, если мы, здесь и сейчас, постановим, что таких незыблемых границ нет и быть не должно, то товарища Сталина можно смело переодевать в костюм племенного вождя и втыкать ему в нос наконечник копья. И тогда вопросов к авторам нет и в принципе быть не может. Лепи любую хрень, издевайся над историческим прошлым и над собственным народом как хочешь. Всё разрешено, все табу сняты и государство, как таковое, с её вроде бы обязательной воспитательной ролью, полностью вышло из игры и приказало долго жить.

Разумеется, такой подход — это явная патология и стопроцентная клиника, которая рано или поздно рухнет крышей сама на себя. Поэтому и анализировать тут в сущности нечего. Но поскольку государство здесь все-таки присутствует, в лице целого министра, то, следовательно, разговор о его руководящей и направляющей роли вполне уместен. Как и о тех рамках, которые, в данном случае, определены казенным финансированием.

Вполне очевидно, что рамки эти, в данном случае, настолько просторны, что в них смогла поместиться даже самая отчаянная бредятина. Типа откровенной дичи о белогвардейских конных отрядах посреди «железобетонного» сталинского Советского Союза в 1940 году, или механизированных отрядов немецких диверсантов, столь нагло разъезжающих по Стране Советов со всем вооружением, как будто всемогущего НКВД даже в природе существует.

Можно допустить, что перед нами очередная пресловутая форточка Овертона, через которую в девственные мозги современных детишек будет загружена этакая хрень про Советский Союз, как своего рода попытка ввести противоядие от становящейся слишком уж настойчивой и потому опасной ностальгии по стране, которую нынешние дети никогда не видели. Уже далеко не секрет, что именно современная молодежь, порядком подуставшая от той однообразной либеральной жвачки, которой её пичкают уже не один десяток лет, начинает все более пристально присматриваться к советскому образу жизни и тогдашнему социальному опыту. Каковой от неё всячески стараются спрятать. В том числе и подобными россказнями – о страховидном белогвардейско-нацистском бардаке в СССР.

Еще одна рациональная причина такого буйства фантазии видна на экране уже с первого кадра — в виде голливудского бренда «20-й век Фокс». Уж не знаю точно, чем он так полюбился отечественным киношникам, что они наперегонки лепят нечто голливудское чуть ли не на все свои картины, но подозреваю, что в этом и заключена следующая часть ответа.

Очень похоже на то, что вся эта режущая глаз нормального русского человека кощунственная свистопляска вокруг советской истории, затеяна авторами и спонсорами картины именно и, прежде всего, ради ее коммерческого успеха на Западе. Отсюда и весьма специфический «видеоряд», снятый в духе лубочных порнографических роликов «а ля рюсс», с непременными в таких случаях балалайками, ватниками и цветастыми сарафанами. То же стойбище мифических белогвардейцев, одетых в некие фантастические подобия военных мундиров, больше похоже на привычный глазу западного кинозрителя пейзаж из жизни людей, переживших Апокалипсис, нежели на реальную советскую действительность того времени.

Если это действительно так и единственным адресатом данной псевдоисторической карикатуры является забугорный обыватель, для которого все едино — что Советская Россия, что какая-нибудь «страна хоббитов», тогда все понятно. Просто надо объяснить эту деталь своим людям, чтобы они понимали, что к чему.

Но давайте будем помнить о том, что это, все-таки, произведение нашего кинематографа, снятое на бюджетные деньги, а также не забудем о существовании отечественного зрителя, которому все это показывают в местных кинотеатрах. И тогда вопросы о «красных линиях» в киноискусстве и о допустимости их тотального игнорирования, особенно со стороны самого государства, вновь приобретают полную актуальность и требуют вразумительного ответа.

Конечно, художественный вымысел, сам по себе, не является чем-то абсолютно запретным. И если Сталин на экране предстает перед нами не в раскраске индейского вождя и, при этом, действует и думает, в основном, так, как это делал его реальный исторический прототип, то некая доля авторской фантазии даже полезна. Потому что именно благодаря этой доле реальная жизнь начинает отличаться от официального протокола и приобретает человеческое измерение. Именно за умение это измерение находить и адекватно воплощать на экране мы и ценим вершинные творения нашего кино.

Взять хотя бы тот же старый советский фильм, а до него книгу, «Живые и мертвые». Там все до единого главные персонажи вымышленные — от старшего политрука Синцова до комбрига Серпилина и полковника Баранова. Ну и что это меняет в смысле соблюдения исторической правды? Да ровно ничего! Потому что таких Серпилиных и Синцовых тогда были миллионы. И несмотря на все нюансы отдельных событий и личных судеб, главный исторический факт – великой народной войны в этом произведении запечатлен в его первозданном, истинном виде.

Видимо здесь и проходит та самая главная «красная линия», отделяющая настоящее искусство от заказной, одурачивающей людей киномуры. Когда правда истории в её главных, сущностных измерениях и соответствующих им внешних формах, остается неизменной. И не только не искажается, но и напротив творчески дополняется прозорливым, по настоящему талантливым и, при этом, не ангажированным авторским видением. Таким, например, как в формально абсолютно фантастической картине режиссера Карена Шахназарова «Белый тигр». Которая, тем не менее, смотрится как некая высшая, недоступная обычному зрению реальность. Открывающая глаза на невидимую изнанку этого мира и происходящих в нем исторических драм.

Против такого художественного поиска нет и не может быть никаких возражений. Потому что он и составляет главный предмет искусства.

Что же касается рассмотренного выше псевдоисторического трэша, то на афишах и в выходных данных таких спецфильмов просто надо честно указывать, для какой именно категории заграничных олигофренов они предназначены. Потому что очень не хочется думать, что его авторы считают такими олигофренами своих сограждан.

Юрий Селиванов, специально для News Front


Источник: Одним словом "Мура"
Опубликовал:
Теги: история форма война вооружение деньги

Комментарии (7)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Владимир Сычёв 
Уже писал, большей порнухи чем этот фильм за последние полгода не видел. особенно порадовали белогвардейцы в центре России. А историческая правда, так деятелям искусств, создающих такие фильмы, абсолютно не нужна, как и министру культуры.
Александр Кузнецов 
Фильм "Белый тигр" выделяется не только глубокой философией: "Русский человек против немецкой машины", но и тем, что снят по мотивам откровенного пасквиля с русофобом автором. Вообще кроме "Брестской крепости" и отчасти "28 панфиловцев" фильмы о войне сняты как пародии или комедии. Обидно! А ведь столько тем не раскрытых. Тот же подвиг 33 армии, подвиг бригады Богданова, сорвавший воздушный мост в Сталинград, реальный Сталинград, а не эта убогость. Или подвиг 9-й роты. Фильм завораживал молодёжь в кинотеатрах, но ведь реальность круче! Зачем её переписывать с ошибками?
Георгий Ситнянский
А, скажем, "Последний бронепоезд" - пародия или комедия?
Кстати, в "Живых и мёртвых" далеко не все вымышленные. Под именем Батюка выведен генерал (позднее маршал) И.Е. Петров, под именем Ивана Алексеевича - Г.К. Маландин, был какой-то прототип и у полковника Зайчикова. Ну, а "товарищ Львов" - это, конечно, Л.З. Мехлис.
Антон Луценко
Относительно "Танков" можно уверенно сказать только одно: их авторский коллектив внезапно превзошел самого Уве Болла!
Алексей Безбрежный 
Бюджет у фильма небольшой, потому много непроработанных зацепок. Но маршал Жуков в фильме показан хорошо.
Александр Мирошниченко 
Фильм просто отпад. Смеялся до икоты. Такую хрень мог снять только великий талантище. Правда в отличие от предыдущего варианта хоть со временем года угадали.
Николай Сосновский
Там голую бабу показали! Мне понравилось...
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Так в россии ещё не жили: ельцин центр одним словом унизил каждого гражданина
Так в россии ещё не жили: ельцин центр одним словом унизил каждого гражданина
52
Ваши новости 05:01 02 фев 2022
Уехавшие в США русские: Подписываемся под каждым словом Путина!
Уехавшие в США русские: Подписываемся под каждым словом Путина!
9
Ваши новости 16:01 13 май 2018
ДЕПУТАТ ОДНИМ ВОПРОСОМ УНИЗИЛА ТЫСЯЧИ ПЕНСИОНЕРОВ: "ГОВОРЮ ОЧЕНЬ ЖЁСТКО. НАБОЛЕЛО"
ДЕПУТАТ ОДНИМ ВОПРОСОМ УНИЗИЛА ТЫСЯЧИ ПЕНСИОНЕРОВ: "ГОВОРЮ ОЧЕНЬ ЖЁСТКО. НАБОЛЕЛО"
52
Ваши новости 11:01 01 ноя 2021
Включаем режим самодиагностики приборной панели одним движением
Включаем режим самодиагностики приборной панели одним движением
3
Авто-Тема 09:57 23 май 2021
Посол РФ в Швеции одним словом объяснил отношение России к санкциям Запада
Посол РФ в Швеции одним словом объяснил отношение России к санкциям Запада
0
Ваши новости 12:01 15 фев 2022
Одним словом, просрали... "Газпром" начал демонтаж труб, ведущих в Украину
Одним словом, просрали... "Газпром" начал демонтаж труб, ведущих в Украину
2
Ваши новости 12:46 20 июн 2020
Браво путин!: россия одним махом наказала всех за санкции
Браво путин!: россия одним махом наказала всех за санкции
147
Ваши новости 09:01 04 окт 2021
Обыкновенный щитомордник: Одним укусом валит лошадь. Самая ядовитая змея России
Обыкновенный щитомордник: Одним укусом валит лошадь. Самая ядовитая змея России
2
Все о работе руками 12:00 06 сен 2024
Путин уничтожил губернатора одним вопросом
Путин уничтожил губернатора одним вопросом
3
Ваши новости 05:16 30 ноя 2020
Как Россия из страны-изгоя внезапно стала одним из главных конкурентов США
Как Россия из страны-изгоя внезапно стала одним из главных конкурентов США
0
Ваши новости 16:01 29 дек 2017
Легендарный Volvo 1800S Роджера Мура на шоу классических автомобилей Techno-Classica
Легендарный Volvo 1800S Роджера Мура на шоу классических автомобилей Techno-Classica
2
Авто-Тема 13:30 07 мар 2018
Одним из прототипов Штирлица мог быть Лев Ефимович Маневич
Одним из прототипов Штирлица мог быть Лев Ефимович Маневич
4
Мужской журнал 09:02 24 дек 2020

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства