Новости, политика, экономика, общество

Официально инфляции в России почти нет. А рост цен нам мерещится?

«Комсомолка» выясняла, почему государственные сводки и ощущения людей так расходятся

Евгений БЕЛЯКОВ

Потребительская «корзина» Росстата состоит из более пятисот позиций

Фото: Тимур ШАРИПКУЛОВ

По данным Росстата и ЦБ, инфляция  вряд ли превысит 4% в этом году. Но в магазинах мы видим совсем другое. Стройматериалы выросли в цене почти вдвое, компьютерная и бытовая техника – на треть. Так стоит ли слепо доверять государственным сводкам? «Комсомолка» разбиралась в дебрях статистики вместе с экспертами.

КАК СЧИТАЮТ ЦЕНЫ

Потребительская «корзина» Росстата состоит из более пятисот позиций. Их условно разбивают на три категории: продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Цену каждой позиции замеряют раз в месяц (а на 100 самых важных и ходовых – каждую неделю). Делают это в 282 больших и малых городах страны.

- Обычная  международная методология. Вдобавок в России ее сделали даже более качественной. Например, у нас круг товаров и услуг шире, чем в некоторых европейских странах, - говорит Олег Шибанов, директор Финансового центра СКОЛКОВО-РЭШ.

Далее полученные результаты сравнивают с той ценой, которая была раньше. Потом умножают на специальный коэффициент. Он зависит от стоимости товара и частоты его использования населением. Потом цифры проходят еще через несколько этапов расчетов. Так и получается цифра инфляции, или по-научному «индекс потребительских цен», которую регулярно публикует Росстат. При этом одни товары в какой-то месяц могут дорожать, а другие - дешеветь. Но в среднем инфляция будет чуть выше нуля.

- В методологии прописано, какое количество товаров надо брать, как учитывать большой разброс цен и что делать с теми товарами, которые быстро устаревают, - говорит Игорь Сафонов, эксперт института «Центр развития» Высшей школы экономики.

Кстати, это один из частых вопросов. Если в методике Росстата есть подсолнечное масло или смартфон, то какую конкретную бутылку или «трубку» считают статистики?

- Мы это называем малыми товарными группами. Они представляют собой некую укрупненную сущность. Например, подсолнечное масло. Во всех субъектах под этот товар-представитель выбираются конкретные виды этого масла, которые стоят на прилавках. Берутся свои бренды и объемы, - поясняет Михаил Афонин, начальник Управления статистики цен и финансов Росстата. - Под каждый товар отбирается не менее пяти уникальных товаров – брендов или торговых марок. В реальности, наши специалисты, занимающиеся сбором цен, учитывают гораздо больше вариантов продукции, представленной на полках магазинов. Они намеренно увеличивают выборку, чтобы улучшить качество статистических данных.

ПОЧЕМУ КАЖЕТСЯ, ЧТО НАС ОБМАНЫВАЮТ

- Лично я доверяю данным Росстата. Ведомство работает прозрачно. В открытом доступе есть как методики расчета индекса цен, так и цены, которые используются при таких расчетах. Если бы Росстат систематически занижал рост цен, разрыв между ценами «на сайте» и ценами на полке стал бы очевидным, - говорит Вадим Новиков, старший научный сотрудник Центра региональных исследований и урбанистики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

Но почему нам все равно всегда кажется, что официальная инфляция ниже, чем реальная? Неужели столько людей могут ошибаться в своих ощущениях? Как выясняется, проблема характерна не только для России. В других странах мира тоже есть разрыв между официальными данными и так называемыми «инфляционными ожиданиями» (см. графику).

- Когда речь идет о личной инфляции, то есть о том, как ощущает рост цен отдельно взятый человек, то, она, как правило, отличается от среднего показателя по стране. Ведь у каждого своя структура потребления. Она не совпадает в полной мере с потребительским набором, который наблюдает Росстат, - пояснили «КП» в Центробанке.

- Скажем, у меня нет автомобиля, я не покупаю бензин, поэтому не могу считать инфляцию Росстата своей. Еще пример - часть услуг (парикмахерские, образование, такси) могут не расти в цене долгое время, иногда несколько лет. Но если у человека в основном продовольственная инфляция, и все деньги он тратит на еду и напитки (в индексе инфляции они занимают всего 37,5%. – Ред.), ему не подойдет средняя инфляция, - говорит Олег Шибанов.

Еще одна важная причина – психологическая. Взлет цен мы всегда помним, а статус-кво или даже падение – не всегда. Поэтому и делаем вывод, что цены всегда растут и растут быстро.

- Мы больше обращаем внимание на цены, которые изменились, а не на те, что остались прежними. Это вносит свой вклад в ощущение, что с официальными данными что-то не так, - говорит Вадим Новиков.

- Ежемесячные опросы ФОМ и Банка России показывают, что, когда люди говорят о своей ощущаемой инфляции, то они ориентируются на цены бензина, колебания курса рубля и некоторые продовольственные товары. Если сесть и аккуратно посчитать (например, при помощи калькулятора Росстата), можно удивиться итоговой личной инфляции, - говорит Олег Шибанов.

ПРОЩАЙ, ТЕЛЕГРАФ. ПРИВЕТ, ЗЕЛЕНЫЙ ЧАЙ

Список товаров, по которым Росстат собирает цены, регулярно меняется. Это происходит постепенно. Резких движений статистика не прощает.

- Сейчас там больше нет видеокассет или отправки телеграмм. Зато есть, например, «поездка в Таиланд», - говорит Вадим Новиков.

- С 2018 года пропали телеграфные услуги, DVD-диски и видеомагнитофоны, - дополняет Игорь Сафонов. – При этом появились услуги нянь и репетиторов (в том числе для дошкольников), маникюр, бензин АИ-98, электронные термометры.

Как пояснили «КП» в Росстате, на состав индекса влияют исследования бюджетов домашних хозяйств. Если люди перестают тратить деньги на какой-то товар, статистики вычеркивают его из списка. И наоборот. Если появился спрос на что-то другое и этот спрос стал устойчивым, то новый товар  добавляют в список.

- В конце года мы смотрим обновленные данные обследования. И анализируем, на что люди больше тратят деньги, а на что – меньше, - говорит Михаил Афонин. - С начала этого года мы перестали наблюдать по отдельности услуги сотовой связи (разговор, смс и мобильный интернет). Считаем только пакетные продукты, потому что большинство операторов сейчас продают их. Плюс добавили в список зеленый чай, светодиодные лампы и полисы ОСАГО (раньше была только КАСКО. – Ред.).

ОНЛАЙН-КАССЫ НЕ В ПОМОЩЬ

Посчитать инфляцию со стопроцентной точностью невозможно. Каждый день в России происходят миллионы покупок. Сотни тысяч наименований. Десятки тысяч магазинов, ларьков и рыночных павильонов, которые, кстати, по закону не обязаны применять ККТ. Но вскоре ситуация может поменяться. Не зря же в налоговой службе перевели практически всех на онлайн-кассы.

- В будущем данные для расчетов будут собираться автоматически, из кассовых чеков. Тут Росстат несколько отстает от некоторых частных маркетинговых агентств, которые делают для клиентов аналитику на основе подобных данных, - говорит Вадим Новиков.

Правда, только на поверхности все это выглядит просто и очевидно.

- Если бы каждый товар одинаково обозначался во всех базах данных всех сетей, магазинов, университетов и парикмахерских, было бы попроще, и то - объединение было бы непростым. Но когда индексы разные, просто невозможно это посчитать, - говорит Олег Шибанов.

Вроде бы вот тот живительный источник самой полной информации. Но нужна абсолютно новая система сбора этих данных и их обработки.

- Мы обязаны продвигаться в части новых технологий и использовать данные контрольно-кассовой техники, - говорит Михаил Афонин. – Проблема в том, что данные от различных владельцев информации имеют разные форматы и структуру. Даже данные от разных ритейлеров не сопоставимы между собой. В этом главный вызов – как привести данные к единому знаменателю.

По его словам, пилотный проект с Федеральной налоговой службой сейчас идет. Кроме того, в ведомстве планируют разработать программно-технологический комплекс, который позволит использовать массивы больших данных с онлайн-касс для подсчета инфляции. Возможно, тогда разрыв между официальной и реальной инфляцией станет чуть меньше.

.


Источник: Официально инфляции в России почти нет. А рост цен нам мерещится?
Опубликовал:
Теги: фото Россия цена Инфляция рост

Комментарии (51)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Бузыкин Александр 
Всегда нужно доверять себе и своим ощущениям. Они как правило, не обманывают.
Рост цен по всем позициям ощутимый и что самое главное, нарастают постепенно инфляционные процессы. Снижается покупательная стоимость рубля, обесценивается национальная валюта. Инвесторы покидают рублевую зону, предпочитая для взаиморасчетов более устойчивые и предсказуемые валюты.
И все это на фоне благостных речей правительства и дутых цифр Росстата...
Антон Луценко
Плюсую, поскольку свой кошелёк любому гражданину ближе статистического ведомства. Да и расходы на ЖКХ у подавляющего большинства граждан составляют не 10%, а от 30 до 50% заработка - точно знаю по семьям учащихся нашей школы (олигархов в нашем городке нет).
Александр Косов 
Когда кажется то следует креститься... Есть наука экономика. Она математическая. А есть мнение бузыкина которому кажется что 2х2=5... Можете жить илдюзиями дальше. Кстати инфляцию считают не для развлечения бузыкиных а для макроэкономических решений))) А на мнение бузыкиных плевать с большой колокольни)))
Александр Косов 
Ну сплюсовал. И дальше что?))) Что изменится от твоего плюса?
Виктор Дебелый
Бузыкиным экономическая наука не указ
Бузыкин Александр 
Да ты хоть заплюйся весь. Рост цен и падение рубля - реальность. И никуда от этого не деться.
Антон Луценко
Сударь, обращение на "ты" достигается либо дружбой, либо доброй совместной попойкой, а в отсутствие этих фактов свидетельствует о банальной невоспитанности, сиречь хамстве. Что-то я не припомню среди своих друзей и застольных знакомых никакого Александра Косова. Выводы, любезный, делайте сами.
Igor Schenev 
ну не совсем так, например цари/короли и иже с ними всёгда на "ты". Так что это указывает только на Вашу неосведомленность в данном вопросе.
Igor Schenev 
извиняюсь конечно, но хотел добавить. Возможно обращение на "ты" подразумевало переход к дружеской беседе, а вы человека называете хамом. Так кто хам в итоге?
Антон Луценко
Игорь, может быть, вам не сказали, но царей и королей на МедиаСоли нет - больше того, в нашей стране данную профессию вместе с соответствующей должностью ликвидировали ещё 103 года назад, когда после отречения Николая II и брата его Михаила Государственная Дума объявила Россию республикой. Я-то об этом вопросе осведомлён, а вы, судя по вашим собственным словам, не очень :-)
По второму вашему комментарию дело ещё проще: воспитанный человек вначале спрашивает, согласен ли собеседник перейти на "ты" и начать дружескую беседу. Александр Косов ничего подобного не спросил, так что моя характеристика его поведения верна. Да и мой ответ на комментарий Александра вы прочли невнимательно: я его никем не назвал, а предложил сделать простой вывод из двух логических посылок. Вы этот вывод сделали, так что можете взять пирожок с полки.
Тоскующий Плейбой
Одно дело что считают, другое - что объявляют. Нет уверенности, что это одни и те же цифры.
Андрей Булаев 
И что толк,у что причислили к науке. А воспользоваться этой типа наукой никто толком не может. Наука в понимании, это когда можно подсчитать и расчет совпадает с действительностью. Здесь обратный расчет и реальность совсем не совпадают. Скажете не относится к точным наукам? ТОгда зачем столько институтов, если все бестолку?
Анатолий В
Бузыкин Александр: Все норм.
Росстат находится в ведении Министерства экономического развития РФ.
А пчелы не могут быть против меда!!!
Анатолий В
Александр Косов: "Кстати инфляцию считают ... для макроэкономических решений ...А на мнение бузыкиных плевать с большой колокольни"
---
Как считают - такие и макроэкономические решения!
И как следствие такая же экономика!!
Возможно потому, что плюют на иные мнения с большой колокольни...
Виктор Alekseevi4
А царь и не уходил. Просто у него другое имя.
Антон Луценко
Фантастику обсуждают на других ресурсах.
Владимир Фролов
Угу. а есть мнение косова. но и от этого (и от макроэкономических решений) денег не прибавляется
Алексей Сухачев
Автор ты что курил на пару с этим идиотом у которого брал интервью, или он уже на куриный был...Ха ха какой бред,о компьютерах, парикмахерской, учебе и подобной херней...Да по путину инфляция 3% и зарплата 45тыс...А доллар как ни как уже 80 рублей стоит...А зарплата как была 18тыс так и осталась...При этом выросла цена на бензин, машины у меня нет, но хлеб на 3рубля подняли, почти год назад с 1го января 2020года на шесть рублей подняли проезд в пригородных электричках, это не считая ЖКХ,продуктов питания и т.д...Получается что инфляция уже составляет не три %а а все 30
Александр Косов 
Срочно беги из страны)))
Георгий Ситнянский
Советский афоризм 1970-х или начала 1980-х в тему: есть обыкновенная ложь, наглая ложь и статистика.
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Про жидовскую, (Жиды у власти), позабыл?
Юрий Юманков
Когда Василия Симчеру спросили почему он уволился с поста главы Росстата, ответ был короткий - надоело врать.
С тех пор мало что изменилось.
Виктор Alekseevi4
А тебе, жиду - что,обидно ?
Воронков Сергей 
Только это не советский афоризм, а,по моему,британский.Во всяком случае,на английском. А так все правильно,суть от этого не меняется.
олег коршунов 
Очередной неодекват убедительно пытается доказать, что белое это чёрное... Маразм...
Аркадий Кирпищиков 
неОдекват? Что это такое?
Анатолий В
Росстат находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
А пчелы не могут быть против меда!!!
Николай Беляев 
Больше всего меня аптеки удивили. Арпефлю брал накануне за 250 р, назавтра 409 рублей. Вот где совести нет
Anatoly
Написал бы просто. пока будет ЕР и Путин, народ будет жить всё хуже и хуже!
Василий Ванеев 
Проезд в метро вырастет на 20%, рубль опустили на 20%, а инфляция по путински 4%. Двоешники лучше считают.
Евгений Кузавков 
"потом умножают на специальный коэффициент?- БРЕД.
Это не верно, надо умножать на число ПИ!!!
Просто Дурак
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Да, они делят их на ПИ да расы, а надо умножать!!!! А умножают их потом, незаметно... на 0.01...0.05, чтобы получить то, о чем наебуллина сказала по тэль-а-видению таки да!
Александр Каратай
Да хватит уже пиздеть!!!
Вячеслав Денисов 
Система призвана затуманить реальное положение!
Всё свалено в одну кучу и считается "средняя температура по больнице".
Безусловно, что жулики и воры с получкой в поллимона никакой инфляции не чувствуют, а вот люди, у которых основные траты это продукты, лекарства и ЖКХ ощущают инфляцию не 4% о все 40%!
Потому, вся эта псевдонаучная хрень для реальной жизни бесполезна!
Антон Лосев
Инфляция - это увеличение наличных денег в обращении . Рост цен также может быть из-за нехватки денег . Постоянный рост цен - основа капитализма , т.к. владельцы бизнеса , акционеры и т.д. постоянно хотят всё больше и больше денег . Нормальное человеческое желание . :((( Автор не понимает , о чём пишет .
Костя Семенюк 
Постоянно хотеть денег - это не нормальное человеческое желание. А это желание этих самых "владельцев бизнеса... и т.д."
Василий Фокин 
Всё дело в этих "специальных коэффициентах". Если К=0, то и инфляция - 0%. А придумать и применить угодный хозяину коэффициент - это и есть "работа Росстата".
Юрий Солдаткин
В СССР секса то же не было!
Виктор Бережной
Был! Но втихоря, чтоб в парткоме не узнали. То же и самогон.
Просто Дурак
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Почему не указана инфляция на собачье говно, бомжей и парафин? - то, доля чего постоянно растет в мусоре из диксерочки, расфасованного в пакеты из-под продуктов питания, и доля чего постоянно растет в "потреблядческой корзине" военнопленного в рф93?
Владимир Ковалёв
Очень тяжко мне(сижу с температурой уже ни один день). Прочитал все соображения. Вот кто может мне сказать почему, когда курс рубля поменялся(1961г.) и булка хлеба по цене стала 16коп.Так вот я вырос при цене этого хлеба, дети мои по пути из школы покупали по этой же цене хлеб. А сейчас утром пришёл в магазин цена продукта одна,а вечером может быть другая.Сегодня многие взахлёб будут спорить, что живём при другом строе, тогда тут же спрашиваю - а нахрена мне такой строй.
Степанов Владимир
Вы можете сколько угодно твердить "а нахрена мне такой строй" - он ни куда не денется. От вас мало что зависит.
У нас был шанс улучшить социализм в 90-е, но мы предпочли его про...ть! Мечта о 90 сортов колбасы сбылась!!!
Что имеем - не храним, потерявши - плачем.
Сергей Чернов 
Вранье.Инфляция просто охуенная.Рост цен чуть ли не каждый день.
Валерий Богданов
Учитывая что в России многое, в том числе и продукты, покупается за нефте-доллары, то инфляцию реальную можно сопоставлять с девальвацией рубля к иностранной валюте( евро и доллар).
, борис
а в долларах мы длиннее и дешевле.а народ всё глубже в "АНУСЕ" или ДУПЕ .ведь так задумано великим ЕЛЬЦИНЫМ по договоренности в 1988- 1989 годах при консультации с США в ВЕНЕ о чем молчит ГРУ и ДУМА РФ
Виктор Игнатов
Года три назад одна женщина обратила внимание в магазине на то что ценника нет на полке стоит хорошая и дешёвая консерва потом я тоже стал обращать на юто внимание и довольно часто и на другое , наоборот , ценник есть , дешовый а товара нет И тогда ПОНЯЛ ! ЭВРИКА ! Эти твари дурачат народ тем что Товар вроде теоретически есть а купить его невозможно или он есть на полке но незаметен что бы его не покупали ПОТОМУ ЧТО :
ПО ЭТИМ ЕДИНИЧНЫМ НИЗКИМ ЦЕНАМ СОСТОВЛЯЮТ ОТЧЁТЫ !!! В отчёте лдно а в реале делают всё что бы купить такой было затруднительно или иногда невозможно
Сергей
А кому ни чего не мерещиться надо срочно лечиться, есть очень действенный метод - гильотина !
Степанов Владимир
"Официально инфляции в России почти нет" - откуда такая информация?!! Какой невежда это сказал? Инфляция есть во всем мире и в любой стране, которая использует доллар.
Вы представьте, еще лет 60 назад миллиардеры назывались миллионерами! Миллиардеры не стали богаче, просто доллар обесценился.
Обычная экономика - чем больше долларов - тем дешевле они стоят.
И не путайте с Биржей! Биржа - это казино в мировом масштабе, не просто же так говорят "играть на бирже". Стоимость чего либо на бирже, ничего общего не имеет с реальностью.
Олег Григорьян
Наверное, для прекращения дебатов между спорщиками надо ввести слово с некоторых пор применяемое в прогнозах погоды-"кажущаяся". Правда, это не решит вопроса: почему показатели инфляции публикуются несколько раз в год а индексация пенсий производится один раз.
Александр Садым 
Есть "ЛОЖЬ", есть "СТРАШНАЯ ЛОЖЬ", а есть "СТАТИСТИКА"!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Отказ от импортной продукции поможет России вернуться к инфляции в 4%
Отказ от импортной продукции поможет России вернуться к инфляции в 4%
22
Ваши новости 16:00 10 дек 2021
Рост цен можно остановить неприятными для чиновников мерами
Рост цен можно остановить неприятными для чиновников мерами
59
Ваши новости 16:16 13 апр 2021
Рождаемость – поднять, темпы инфляции – снизить
Рождаемость – поднять, темпы инфляции – снизить
19
Ваши новости 02:01 06 фев 2022
Вымершие и почти вымершие знакомые вам растения: Они всегда были рядом, а теперь их нет!
Вымершие и почти вымершие знакомые вам растения: Они всегда были рядом, а теперь их нет!
2
Мужской журнал 11:01 10 янв 2022
ПУТИН ПРЕДЛОЖИЛ ПРОИНДЕКСИРОВАТЬ ПЕНСИИ ВЫШЕ ИНФЛЯЦИИ - НА 8,6%
ПУТИН ПРЕДЛОЖИЛ ПРОИНДЕКСИРОВАТЬ ПЕНСИИ ВЫШЕ ИНФЛЯЦИИ - НА 8,6%
0
Ваши новости 07:00 14 янв 2022
О "ПОДАРКЕ" РУССКИМ: "НАМ РОСТ ЦЕН, ОЛИГАРХАМ – ДОХОД"
О "ПОДАРКЕ" РУССКИМ: "НАМ РОСТ ЦЕН, ОЛИГАРХАМ – ДОХОД"
11
Ваши новости 05:01 02 дек 2021
Пугающее озеро России, у которого нет дна
Пугающее озеро России, у которого нет дна
28
Мужской журнал 04:00 31 мар 2018
Почему в России нет монгольского этноса?
Почему в России нет монгольского этноса?
117
Ваши новости 11:01 19 май 2019
Фантастика. Или нет?
Фантастика. Или нет?
17
Мужской журнал 07:01 20 окт 2018
Американский ультиматум России: симметричного ответа нет, зато капитуляцией попахивает
Американский ультиматум России: симметричного ответа нет, зато капитуляцией попахивает
13
Ваши новости 22:01 08 дек 2018
В следующий раз в Донбасс придется вводить войска официально – Прилепин
В следующий раз в Донбасс придется вводить войска официально – Прилепин
134
Ваши новости 10:30 17 дек 2020
12 загадочных предметов, которые удалось идентифицировать с помощью пользователей
12 загадочных предметов, которые удалось идентифицировать с помощью пользователей
2
Все о работе руками 06:20 22 ноя 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства