Кремль намерен забрать у самых успешных российских компаний-экспортеров 9 триллионов рублей
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Материал комментируют:
Правительство «попросило» крупный бизнес России «вложиться» в инфраструктурные проекты на астрономическую сумму — примерно 9 триллионов рублей. По замыслу Кабмина, деньги на новые дороги и порты олигархам придется изыскать из средств, которые крупнейшие экспортеры страны заработали за счет внушительного снижения курса рубля в последние месяцы.
Экспортер? Раскошеливайся!
С начала августа в бизнес-кругах активно обсуждалось предложение бывшего министра экономического развития России, а ныне — помощника президента Андрея Белоусова по «изъятию» у крупных компаний-экспортеров. По его подсчетам, за счет курсовой разницы в 2017 году крайне выгодным оказался экспорт продукции многих отраслей промышленности. В первую очередь — химической и металлургической. Благодаря все более комфортному для поставок за рубеж курсу рубля, химики и металлурги на экспорте за весь 2017 год сумели дополнительно заработать почти 1,5 триллиона рублей. А за первую половину 2018 года — еще 700 миллиардов.
Белоусов предложил ввести некий «налог на сверхдоходы». И даже направил президенту
Экспортно-ориентированный бизнес, разумеется, возроптал против дополнительного налогообложения. 24 августа в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) Белоусов провел встречу с представителями крупного бизнеса — того самого, который он ранее и предлагал обложить неким новым «налогом на сверхдоходы».
На встрече было якобы принято компромиссное решение: никакого нового «налога на сверхдоходы» вводить не станут, хотя крупные компании все равно будут вынуждены поделиться с казной — в виде вложения в крупные инфраструктурные проекты. На встрече с журналистами Андрей Белоусов объявил цифру — 200−300 миллиардов рублей.
Теперь же цифра чудесным образом может вырасти… до 9 триллионов. Именно в такую сумму
Амбиции приходят во время еды
Член рабочей группы, глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин уже заявил журналистам по итогам прошедшего 20 сентября очередного совещания, что крупный бизнес сможет профинансировать лишь часть предложенных проектов.
По
Среди проектов есть и баснословно дорогие, о которых «Свободная пресса» ранее
Странно, что в списке не оказалось другим амбициозных проектов, на реализацию которых у государства уж точно денег сейчас нет. Скажем, строительство моста до Сахалина (о нем ходатайствовал перед президентом сахалинский губернатор Олег Кожемяко) или новой автодороги «Джубга — Сочи» (идея губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева).
А ведь свои предложения (пусть и не столь дорогие, как строительство новых дорог) есть у многих иных ведомств. Например, Минкомсвязи хочет развивать 5G-технологии в крупных городах, а Минприроды — создавать новые национальные парки…
Но какие конкретно проекты сможет профинансировать крупный бизнес, на какую точно сумму — и будет решать рабочая группа. Время сейчас играет против бизнеса. Курс рубля по-прежнему низок, а значит, экспорт продукции из России приносит крупным компаниям все новые сверхприбыли. Есть, чем делиться, если государство потребует. А ведь только предварительная стоимость 13 нацпроектов, разработанных во исполнение президентского майского указа (в них входят 48 федеральных программ), составляет 25 триллионов рублей.
Жаворонков: бизнес заплатит за то, что интересно ему
Со скепсисом оценивает перспективы «плана Белоусова» по инвестированию крупным бизнесом средств в предложенные государством проекты старший научный сотрудник Института экономической политики (ИЭП) Сергей Жаворонков:
— Вот нацпроекты тоже оценивают во много триллионов. Но там есть хитрость: в этой оценке и дополнительные деньги, и плановые расходы бюджета… Надо, чтобы в СМИ звучали цифры как можно бОльшие: мол, планов громадье. Вот и бизнесу предложить можно хоть тысячу проектов. Но, полагаю, что значительная часть из этих проектов сформирована по принципу запросов у самих предприятий: что им нужно.
Тут главное — обязан ли бизнес платить? И нужно ли ему это самому? На третьем месте -вопрос оценки инвестиций. Если бизнес будет их оценивать сам — не волнуйтесь, он оценит ого-го!
Ну, не будет, скажем, НЛМК инвестировать в дорогу до Грозного. Он лучше в Липецкой области дорогу построит и там же в парке бесплатный интернет сделает. А вот оценит все это очень во много.
Важно понимать, что чиновникам на самом деле неинтересны проекты, которыми не они управляют. А в обозначенной схеме управления чиновников не видно.
Соглашусь, что бизнес действительно «прогнули», только когда увижу, что деньги потрачены куда-то не туда, куда хотели владельцы крупных предприятий.
Комментарии (0)