Почему «Восточное партнерство» завершилось громким пшиком
В принятом по итогам состоявшегося в пятницу, 24 ноября в Брюсселе пятого саммита «Восточного партнерства» итоговом документе признается желание стран-участниц присоединиться к Евросоюзу, но не говорится о готовности ЕС принять их.
«Итоговый документ согласован. В нем признаются европейские устремления трех государств „Восточного партнерства“, но не европейские перспективы», — сообщил дипломатический источник в кулуарах саммита.
Как поясняет ТАСС, в Брюсселе под «европейскими устремлениями» понимается желание третьих стран присоединиться к ЕС, а «европейскими перспективами» называют подтверждение готовности Евросоюза принять страну-соискателя в неопределенном будущем, когда она выполнит все необходимые для этого требования.
Следующей градацией приближения к вступлению в ЕС в Брюсселе считается официальное признание государства страной-кандидатом. На сегодняшний день в этот узкий круг входят Турция, а также Албания, Македония, Сербия и Черногория.
«Восточное партнерство» — проект ЕС по развитию интеграционных связей с Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. В настоящий момент соглашение об «ассоциации» подписано тремя членами «партнерства»: Украиной, Молдавией и Грузией.
Стоит отметить, что некоторые СМИ в преддверии состоявшегося саммита писали о том, что в ходе него новые страны могут подписать «евроассоциацию», например, Армения. При этом, Армения и Белоруссия являются членами Евразийского экономического союза. Президент Белоруссии
Президент Украины,
— ЕС поставленных целей достиг, а страны-партнеры ЕС — нет, — уверен профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло. — Последние надеялись на контрамарки и поблажки во вступлении в ЕС, а их прокатили как первоклассников. Турция, Албания и Македония, как выяснилось, еще не заслужили такого права, а странам бывшего СССР дали понять, что им никто ничего не обещал. Обещать жениться — еще не значит жениться.
«СП»: — В итоговом документе признаются европейские устремления трех государств «Восточного партнерства», но не европейские перспективы. Как понимать «европейские устремления»? И что дает их констатация в итоговом документе?
— «Европейские устремления» — это очередная морковка, которую евросоюзники аккуратно вывесили перед носом постсоветских стран, участвующих в «Партнерстве». Потому что между устремлениями и членством — две большие разницы, и все это понимают. Теперь, помимо устремлений, от этих стран потребуют доказать свою приверженность европейскому единству еще каким-нибудь изощренным способом, зависящим только от степени креатива руководства Евросоюза. Турция в этом плане является ярким примером страны, окончательно запутавшейся в европейских хотелках и капризах, без какой-либо надежды обрести то самое членство, ради которого все и затевалось.
«СП»: — Порошенко, несмотря на слухи о готовности к демаршу, все-таки приехал на саммит. Зачем? Разве Украина получила хоть что-то из того, что хотела?
— Для Порошенко саммит — не площадка для переговоров, а обыкновенный пиар-ход: он пытается все показать, что он — в одной компании с Евросоюзом, а Евросоюз — с ним. Помелькав перед камерами, снявшись с Мэй, Юнкером и президентами балтийских лимитрофов, Порошенко вернется на Украину и будет всем заявлять, что от вхождения в Евросоюз Украину отделяет всего один шаг. Даже несмотря на заявления Юнкера, грубо обломавшего мечту Порошенко своей фразой о том, что «Украине никто ничего не обещал — пусть довольствуется тем, что есть».
«СП»: — Много слухов было о том, что ассоциацию с ЕС может подписать Армения. Ереван остается в сфере влияния Москвы? А Азербайджан? Можно ли считать, что он предпочел дружить с Россией вместо евроинтеграции?
— Позиции Армении и Азербайджана определяются не любовью к России, а интересами их властной элиты. А эта элита проводит многовекторную политику, стремясь, в целом, дрейфовать в сторону Запада («там много еды и вкусно кормят»), но при этом собирать все, что дают соседи вроде России. Так что считать, что Армения и Азербайджан находятся в сфере влияния Москвы — иллюзия. Хотя определенное влияние у Москвы на эти страны, безусловно, есть.
«СП»: — Можно ли саммит считать успешным для Европы? Получили то, что хотели? Или будут еще попытки втянуть эти страны в орбиту своего влияния?
— Саммит успешен для Европы: Европа еще раз продемонстрировала всему миру, что может вертеть своими «восточными партнерами» как хочет, кормя их при этом крайне расплывчатыми обещаниями. А партнеры никак не могут избавиться от мысли о том, что Европе они как часть ее не нужны: их роль — выступать послушными инструментами реализации внешней политики ЕС, только и всего. А эта политика все чаще демонстрирует враждебность по отношению к России — ближайшему соседу стран — членов «Восточного партнерства», и не исключено, что рано или поздно эти страны заставят выбирать между нами и ЕС: с кем они — с Европой против России, или с Россией против Европы. Саммит «Восточного партнерства» показал, что этот выбор далеко не для всех стран, спокойно выслушавших антироссийскую речь Терезы Мэй, отнюдь не будет очевидным.
— Подобные встречи проходят каждые два года, начиная с 2009 года, — напоминает заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Так что саммит плановый. Главным событием этого форума должен был стать визит президента Белоруссии. Евросоюз снял личные ограничения с Александра Лукашенко, и белорусский президент получил возможность посетить Европу. Но этой «честью» он не воспользовался, и белорусскую делегацию возглавлял министр иностранных дел. При этом в белорусском МИД, обосновывая отсутствие Лукашенко, недвусмысленно сформулировали отношение Минска к проекту «ВП». Для Белоруссии, отметили в дипломатическом ведомстве, европейская перспектива не тот ориентир, к которому она стремится. А именно евроустремления являются мотивом сотрудничества в рамках «Восточного партнерства». В то же время Минск готов и дальше работать на этой площадке, воспринимая ее как еще один инструмент для решения общих для государств-участников проблем. Думаю, не таких откровений ждали в Евросоюзе. Это, конечно, конфуз.
«СП»: — Порошенко заявил о желании создать «четыре союза с ЕС». А еще сказал о том, что хочет видеть «больше Европы в Украине. Как вы оцениваете эту перспективу, и может ли Киев быть довольным итогами саммита?
— Порошенко в своем репертуаре — чужие мысли выдает за свои. «Восточное партнерство» изначально как раз и создавалось для развития сотрудничества на основе четырех, так называемых платформ — демократия и стабильность, экономическая интеграция, энергетическая безопасность и развитие контактов между людьми. Порошенко сообщил об энергетическом и таможенном союзах, едином цифровом рынке и ассоциации с Шенгенской зоной. Так вот, не сам он это придумал. Неделю назад такие направления сотрудничества были рекомендованы для Украины, Грузии и Молдавии Европарламентом. Любопытно, почему про демократию и стабильность забыли. Недостижимо?
Что касается результатов саммита для Украины, то они никакие. Украине был обещан транш в 600 млн евро до конца года. Но украинская власть не смогла выполнить ряд требований. Например, действует мораторий на вывоз леса-кругляка. Поэтому выделение средств под вопросом. Кстати, редкий случай, когда хочется даже поаплодировать Киеву. Неужели национальные интересы хоть в чем-то оказались превыше денег? Кстати, 500 млн евро на восстановление Донбасса Украине как-то обещала и канцлер Германии
«СП»: — Насколько, по-вашему, сегодня можно говорить об успехе или провале «Восточного партнерства»? Что стало причиной такого результата?
— С 2009 года много воды утекло. Две из шести стран-участниц, Белоруссия и Армения, за это время успели стать членами Евразийского экономического союза. ЕАЭС для них — гораздо более прозрачная интеграционная площадка, чем аморфное «Восточное партнерство», и, главное, площадка равноправного сотрудничества. Чего не скажешь о сотрудничестве стран ВП с ЕС. Ведь участие в «Восточном партнерстве» — это согласие на звание страны второго сорта для ЕС. Впрочем, мы видим, что когда элиты некоторых стран получают «пожертвования» от западных спонсоров, они соглашаются и с таким унизительным положением. На самом деле, целью «Восточного партнерства», конечно, была не подготовка стран-участниц к вступлению в ЕС, а отрыв их от России. «Восточное партнерство» его создателям виделось как буферная зона на границе между Европой и Россией. Но не нейтральная буферная зона, а нелояльная России, лучше даже агрессивная. Не получилось даже Грузию в полной мере настроить против России. «Успехом» можно считать лишь хаос на Украине. Но и он уже не дает дивидендов, а превратил Украину в обузу и даже угрозу для Европы. Политические цели превалировали над экономическими и гуманитарными. В этом, на мой взгляд, причина провала проекта.
Комментарии (0)