В президентский законопроект о поправке в Конституцию РФ предложено включить пункт о пожизненном статусе сенаторов для бывших президентов России и об увеличении "президентской квоты" в Совете Федерации до 30 человек. Именно такое решение принял комитет Государственной Думы по государственному строительству 12 февраля.
На первый взгляд, это выглядит как подготовка «мягкой перины» для российских президентов. Сегодня у нас «в наличии» один экс-президент России — Дмитрий Медведев. Занимает специально созданную под него государственную должность — замглавы Совета безопасности РФ. Соответственно, проблемы с дальнейшим трудоустройством или использованием президентского опыта в стране нет.
Но это только на первый взгляд. Проблема есть, просто пока она не актуализировалась. Пока у нас не горит. Оба президента РФ (действующий и бывший) — вот они. Никуда не уехали, занимаются государственными делами. Жизнь их под охраной спецслужб. Да и дальнейшая судьба теоретически предопределена. Именно в Совет Федерации сенатором. По уже существующей квоте президента России (10% сенаторов или 17 человек).
И опять «но»… Президентская квота — именно квота действующего президента. Проще говоря, действующий глава государства по своему желанию может назначить сенатором любого человека. Даже называются эти сенаторы, согласно закону, по-другому: «представители Российской Федерации». Но Владимир Путин ни разу не использовал своего права на назначение сенатора.
Те из читателей, кто начинал службу в Советской Армии, уже вспомнили о «райской группе» Генерального штаба, куда направляли старых маршалов и генералов. Некоторые даже помнят инспекции, которые они проводили в частях и соединениях. Правда, лишь немногие тогда, да и сейчас, понимали подоплеку создания этой группы. А ведь ответ на поверхности. Кроме огромного опыта военачальников, они обладали знаниями огромного количества военных и государственных секретов.
Поэтому рассматривать предложенные поправки необходимо именно с этой точки зрения. Огромный опыт работы на высшем уровне, множество неформальных связей с ведущими политиками и бизнесменами мира, знание множества тайн и секретов просто необходимо использовать в дальнейшем.
Тут есть и ещё один факт, который пока не особо привлекает внимание обывателей. За все время существования СФ большинство избирателей так и не поняло, зачем нужен этот орган. Помните жаркие споры по какому-либо законопроекту в Думе? А что потом? Потом передача законопроекта в СФ и принятие « в рабочем порядке». Мы привыкли к тому, что важно обсуждение в ГД и решение президента. А СФ — это какая-то формальность, не влияющая на решения.
Думается, что поправки к конституции в конечном виде изменят и это положение. «Декоративность» Совета Федерации будет ликвидирована. Значит, его роль в законотворчестве усилится. И вот тут-то и понадобятся президенту РФ «свои люди» в СФ. Именно для лоббирования проектов законов.
Именно этим можно объяснить вторую поправку от комитета ГД по госстроительству. Увеличить президентскую квоту до 30 человек. «Своих людей» много не бывает. Эти выводы подтверждает и сам председатель комитета Павел Крашенинников:
"В его (Совета Федерации) ведение входят не только законодательные и представительные функции, но и важные кадровые вопросы, решения в области безопасности. Поэтому укрепление федеральной составляющей, в том числе за счет представителей РФ в лице выдающихся государственных и общественных деятелей, будет отвечать целям и задачам верхней палаты парламента".
В целом, как мне кажется, если рассматривать поправки без политических «шор» и эмоций, предложение толковое. Идти по пути наших южных соседей, учить президентов, депутатов и сенаторов по ходу работы мы не можем. Россияне помнят этот этап нашего государственного строительства. Понимание того, что место кухарки — на кухне, а не в парламенте или кабинете высшего государственного чиновника, уже пришло.
Автор:
Комментарии (1)