В городе с огромным населением предприниматели не могут развивать свое дело
Фото: Владимир Гердо/ТАСС
Материал комментируют:
По данным портала онлайн-продаж «Авито», за последний год заметно увеличилось количество выставленного на продажу бизнеса, причем стоимость его упала. Это касается большинства сфер и регионов России. Парадоксально, но в Москве наблюдается схожая тенденция.
В некоторых крупных городах стоимость готового бизнеса упала в среднем почти на четверть. В столице средняя цена традиционно самая высокая по стране и даже выросла за год почти на 1%. Но всё равно владельцы своего дела готовы избавиться от активов в среднем за 4,14 миллиона рублей.
Когда люди продают свой бизнес, в который часто вложено много средств и личных усилий? Как правило, только в том случае, когда он перестает приносить прибыль. Судя по средней цене продажи, разоряется сегодня именно малый бизнес, который в нормальной экономике дает основную массу рабочих мест. По цене, вдвое меньшей, чем стоимость обычной московской квартиры, можно приобрести обставленный и готовый к приему посетителей тренажерный зал или ресторанчик. Но в том и проблема, что посетителей этих практически не осталось.
Казалось бы, в Москве существует колоссальный потребительский спрос и внутренний рынок. По разным оценкам, в столице постоянно ночуют 14 миллионов человек, днем количество людей в городе увеличивается еще на несколько миллионов за счет приезжающих работать из Подмосковья. Всем этим людям надо питаться, покупать различные товары.
Не стоит забывать, что в столице у жителей достаточно высокий уровень образования. Москвичи любят ходить в кино, подолгу выбирать чтиво в книжных магазинах.
И конечно, в мегаполисе люди зарабатывают, как правило, намного больше, чем в провинции. В Москве практически нет зарплат в 10−15 тысяч рублей, даже низкооплачиваемые бюджетники получают в несколько раз больше.
Однако, экономический кризис, по всей видимости, докатился и до столицы. Но, с другой стороны, значительная часть богатых и сверхбогатых россиян живут именно тут. Они уж точно могли бы создать необходимый спрос. На практике же вышло совсем иначе.
Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Буничговорит, что малый бизнес вести очень сложно, причем во многом из-за весьма специфической структуры этой сферы:
— В Москве наблюдается тенденция к снижению деловой активности, многие хотят продать свой бизнес. Если поговорить с людьми, то многие об этом скажут. Просто не все желающие пока номинально не выставили на продажу дело, но перспективы его развития не видят. Формально цифры по Москве получше, чем по России. Но это связано с перетоком капиталов в столицу из регионов. Из провинции деньги просто уходят. Если человек там что-то заработал, то он старается перебраться в Москву, тут открыть свое дело. Но не стоит забывать, что в столице бизнес имеет очень специфическую структуру.
«СП»: — Что вы имеете в виду?
— Как говорят, есть бизнес и есть «бизнес». Дело в том, что в Москве очень много фирм, оказывающих различные услуги. Но эти фирмы существуют не ради прибыли, а просто многочисленным чиновникам и силовикам некуда девать деньги. Просто квартир уже не хватает, чтобы складывать наличность. Поэтому покупают своим любовницам и женам всякие салоны красоты, открывают рестораны, в которые никто не ходит.
Есть навес вот этих денег. Деньги ведь тоже бывают разные. Есть «умные» деньги, а есть деньги «глупые» или «жадные». У некоторых чинуш столько всего и при этом много разных родственников и прихлебателей. Вот их и устраивают в эти салоны красоты. Но такие фирмы не подчиняются рыночным законам. В Москве этого бессмысленного инвестирования намного больше, чем в регионах.
У нас деньги не в руках бизнесменов, а тех, кто вообще ничего не понимает. Они накупили себе квартиры, машины и вот всякие компании, которые ничего не приносят. Но богатые могут это терпеть, потому что им всё равно.
«СП»: — Но не все бизнесмены Москвы такие.
— Конечно не все. Но вот нормальным предпринимателям приходится очень туго. Во-первых, потому что есть вот эти убыточные фирмы, принадлежащие родственникам чиновников. Но эти фирмы обладают хорошим административным ресурсом. И если у тебя будет эффективный бизнес, то тебя просто устранят как конкурента. Могут делать что-то только те, кто имеет связи с властью. И это не всегда самые лучшие бизнесмены.
Получается, что в Москве бизнес сильно монополизирован. Нынешнее руководство столицы, на мой взгляд, не мыслит категориями рыночной экономики. У него чисто чиновничий взгляд на деловую активность: устроить проверки, ввести новые правила. Вот вначале снесли ларьки, а потом сами построили павильоны и стали их предлагать торговцам. То есть логика очень странная.
В столице настоящие бизнесмены вынуждены выживать. Они ютятся по подвалам, пока их не заметили, не обложили дополнительными поборами. Но речи о том, чтобы начать новый бизнес, не идет. Руководство города просто не видит надобности в развитии малого и среднего бизнеса, оно вполне довольно сложившимся положением вещей. У нас администрация будто сама стала главным коммерсантом и осуществляет предпринимательские функции. Но это архаичная система, которая характерна для «азиатского способа производства». Так в Древнем Китае чиновники занимались еще экономической деятельностью.
«СП»: — Но в Москве большой внутренний рынок, это поле для нормального бизнеса.
— Денег у людей стало меньше. Надо считать не общие доходы, а то, что остается после оплаты услуг ЖКХ и всех остальных обязательных сборов, считая растущие проценты по кредитам. В Москве растет долговая нагрузка и много платежей, от которых просто невозможно уйти. Это и парковка, и содержание машины, и много еще всего. Так вот, количество денег, которое люди могут потратить по своему усмотрению, постоянно сокращается.
В первую очередь люди начинают экономить на досуге, развлечениях. Люди меньше ходят в спортивные залы, меньше посещают кафе и рестораны, салоны красоты. Москвичи стали реже ходить в кино. Сейчас новых залов не открывается, а в старых даже не делается ремонт. А ведь раньше это был очень прибыльный бизнес, постоянно открывались новые кинотеатры. Даже в магазины стали ходить реже.
Конечно, в столице есть небольшая группа богатых людей, которые не замечают никакого кризиса. Но эта группа не растет. В Москве очень структурированный спрос. Есть очень богатые, примерно миллион человек, вот их бизнес обслуживает, это касается предметов роскоши. Но в этот сегмент уже не влезешь со своим бизнесом.
Есть сегмент, ориентированный на средний класс, но он почти сдулся. Есть сегмент, ориентированный на бедных. Но он тоже весь выработан. Конкуренция на рынке ремонта обуви или одежды даже выше, чем в других сферах. Тем более люди начинают сами что-то делать, чтобы не платить предпринимателям. Люди обращаются друг к другу за помощью.
Конечно, в Москве живут лучше, чем в целом по России. Но даже в этом «оазисе» рынок замораживается, тут нет точек роста. И это сказывается на бизнесе.
— Для бизнеса в Москве нет необходимых условий, — говорит эксперт Института инновационного развития Денис Зоммер. — В столице очень высокая арендная плата на помещения, а это значит, что содержать небольшие магазинчики просто невыгодно. Вполне естественно их вытесняют сетевые супермаркеты. По той же причине нерентабельно открывать кафе на окраинах города: за развлечениями люди ездят в центр, а готовых просто тратить деньги на питание вне дома становится всё меньше. Сфера услуг по причине снижения реальных доходов также оказывается невостребованной. Многие мужчины даже перестали ходить в парикмахерские, предпочитая самостоятельно стричь волосы машинкой.
С одной стороны, москвичи зарабатывают больше, чем в среднем по стране. Но тут и очень дорогая жизнь. Тут дороже ипотека, дороже транспорт и услуги связи. Здесь дороже медицинские услуги и образование. У людей остается не так много денег, чтобы тратить их на кафе, тренажерные залы. Даже продукты люди предпочитают покупать по специальным акциям, чего не могут устроить небольшие ларьки, а только ритейлеры.
Комментарии (0)