Новости, политика, экономика, общество

Реформы высшего образования разрушают национальную безопасность России


Источник: 1spbgmu.ru



Разбор ситуации


Как реформа высшего образования может навредить государству?

В большинстве случаев очень просто – достаточно выпускать из вузов неучей. Но в современной России другой путь. И он гораздо изящнее.

Но для начала немного  истории.

В Советском Союзе фундаментальной и прикладной наукой занимались в специализированных НИИ (Научно-исследовательский институт). Именно здесь шла рутинная научная работа с разной степенью эффективности. Существовали в Союзе как утопические по своей сущности институты (например, НИИ марксизма-ленинизма), так и учреждения мирового уровня. Среди последних, например, Институт химической физики, в котором работал единственный отечественный Нобелевский лауреат по химии Николай Семенов.

Высшие учебные заведения в большинстве своём были отделены от НИИ и занимались преимущественно образованием. Безусловно, на кафедрах в вузах велись вполне серьезные исследования, но они не шли ни в какое сравнение с масштабами специализированных институтов.

В то же время были исключения – например, новосибирский Академгородок. В этом кластере Сибирской академии наук собрали множество профильных научных учреждений и вузов. Со студентами на лекциях работали старшие и младшие научные сотрудники, а на практики и семинары будущие специалисты отправлялись в местные НИИ.

С развалом СССР новые руководители озаботились переводом отечественной науки и образования на зарубежные стандарты. А на Западе практически не знают, что такое НИИ.

Львиная доля прорывных исследований там осуществляется в университетах – студентов с первого курса приучают заниматься прикладной и фундаментальной наукой. Учитывая немалое технологическое отставание нашей страны от ведущих стран, решили внедрить именно это ноу-хау. Не кратно увеличить финансирование науки, по примеру Запада, а именно – насадить в университетах настоящую научную жизнь.

Так появились национальные исследовательские университеты, например, НИТУ «МИСИС» Национальный исследовательский технологический университет «Московский институт стали и сплавов». С точки зрения естественных и технических наук подобные инновации можно только приветствовать.

Во-первых, студенты раньше определяются с будущим профилем.

Во-вторых, квалификация преподавателей гораздо выше – в свободное от лекцией время они занимаются исследованиями мирового уровня и не теряет квалификацию, донося до молодежи науку с переднего края. Осталось только все это дело правильно измерить.

Как определить: хорошо или плохо работает университет?

Правильно, включить в мировые рейтинги вузов и посмотреть, насколько условный НГУ лучше или хуже Кембриджа и Оксфорда. Так родился пресловутый проект «5 – 100», направленный на «повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Сразу 21 российский университет получал щедрое бюджетное финансирование в надежде оказаться в мировой сотне лучших научных учреждений мира.

В итоге провал – ни один из выбранных вузов к отчетному 2020 году не попал ни в один из рейтингов – британский QS, THE и китайский ARWU. В числе вошедших в сотню лучших оказался МГУ, но он изначально не был зачислен в проект «5 – 100».

Специалисты Счетной палаты утверждают, что 80 млрд бюджетных денег на проект были потрачены впустую. Впрочем, это тема отдельного разговора, а сейчас сконцентрируемся на западной ориентации российского высшего образования.

Дореформировались


Сейчас для успешности (читай – доступу к бюджетному финансированию) российскому университету необходимы видные ученые в штате.

А как стать видным ученым?

Конечно, публиковаться в рецензируемых зарубежных журналах, доказывая этим свою научную состоятельность. Важно, чтобы на статью ссылались как можно большее количество раз – так растет индекс цитирования, пожалуй, наиболее спорный артефакт современного мира.

В области естественно-технических наук все просто – никто никого фундаментально обмануть не сможет. По большому счету против законов физики и математики не попрешь.

А вот с гуманитариями все сложнее.

Вот, например, чтобы стать профессором любого ведущего российского университета, необходимо попасть в британскую базу данных SCOPUS. Еще раз – частная контора SCOPUS из «дружественной» Великобритании определяет (пусть и опосредованно), будет ли ученый из МГУ работать во главе кафедры или нет.

В научной России сейчас так – если статьи исследователя вошли в базы данных типа SCOPUS, тогда ты уважаемый и с карьерными перспективами. И вообще, лучше публиковаться на английском языке в иностранных журналах с хорошим импакт-фактором, то есть с высокой цитируемостью в научном сообществе.

Такие вот реалии масштабной реформы высшей системы образования, стартовавшей в конце 2000-х годов.

Фокусы с индексами Хирша на пару с импакт-факторами и раньше были сомнительной затеей. Например, как добиться признания, если ты специализируешься на узкой теме, по которой и грантов особо не получить, и статью в уважаемый журнал не направить? А сейчас стало еще сложнее.

Показателен пример с историками, который очень ярко охарактеризовали в ходе Круглого стола Общественной палаты «Публикационная активность вузов гуманитарных направлений», прошедшего 28 октября в МГИМО. Декан Факультета управления и политики Генри Сардарян рассказал о требованиях британских журналов к авторам из России выбирать темы для статей исключительно на злободневные для Европы проблемы.

То есть открыто критиковать внешнюю политику Кремля, рассматривать итоги Второй мировой войны через призму европейской политики и выискивать причины для очередного раскаяния России за свое прошлое.

По словам Сардаряна:

«Среди приоритетных для британцев тем в гуманитарных науках одни из первых строчек занимают вопросы, которые идут вразрез даже с Конституцией Российской Федерации в ее последней редакции».


Вторит декану МГИМО Александр Васильевич Окороков, доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева»:

«Исследования российских учёных, в частности, в социогуманитарной сфере, часто связаны с историей государственного развития нашей страны и целями сохранения традиционных национальных ценностей, что порой вызывает у западных коллег неприятие. Особенно в последние годы – период активной антироссийской риторики и санкционной политики некоторых зарубежных стран. Но, обязательная на сегодняшний день оценка эффективности труда российских учёных, в частности, гуманитариев по публикациям в зарубежных изданиях, вынуждает отечественных исследователей «подстраиваться» под западные концепции, порой для «галочки» жертвовать традициями, десятилетиями сложившимися в российских научных школах, что наносит ощутимый удар по престижу и авторитету отечественных исследователей. Однако мнение российских учёных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации учтено не было, что вызывает, в свете современной государственной политики, направленной на укрепление национальных интересов России, по меньшей мере, недоумение».


Выход в этой ситуации один – создавать свою независимую систему наукометрии с доморощенными импакт-факторами и российскими аналогами SCOPUS.

Говорить в этом случае о научном признании зарубежных исследователей не придется, но хотя бы есть шанс сохранить российскую идентичность. Если не получится, то в профессорско-преподавательский состав гуманитарных факультетов университетов России просочатся люди, которые тонко чувствуют настроения британской и другой натовской публики.

На лекциях подобных доцентов с профессорами сформируются личности, которые и будут создавать Россию будущего. Дойдут руки и до педагогических вузов, где чрезмерно либеральные ученые с большими «Хиршами и Скопусами» покажут будущим учителям, как надо воспитывать детей и чему учить. С таким подходом нам для развала страны не нужны будут никакие пресловутые иностранные агенты, хватит и своих.

Автор: Евгений Федоров

Источник: Реформы высшего образования разрушают национальную безопасность России
Опубликовал:
Теги: безопасность Россия образование 5 2020

Комментарии (20)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Игорь Губин
Вот, кто эту реформу задумал и продвигает - должен пожизненно строить БАМ! Пока мы готовимся отражать агрессию с помощью реформированной армии и супероружия, нас потихоньку уничтожат из нутри доморощенные реформаторы.
Александр Т
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Ты что, либердасы на гов.но изойдут.Сталин вернулся.
Сергей Мацедонский
В политике раньше кто-то усиленно оберегал Навального, но вопрос все-таки решили. А в образовании до сих пор неприступная крепость: никак не удается одолеть "реформаторов". Вопрос один: кто и когда вернет стране настоящее образование?
Алексей Сибиряк
В образовании Греф банкует.
Сергей Мацедонский
Греф продвинул эту реформу, будучи министром экономразвития. Эти идеи он поддерживает и сейчас, но я сомневаюсь, что он влияет на назначение министра образования. Медведева тоже убрали. А "крепость" все стоит.
Сергей Мацедонский
Для Терушкина. Навальный очень много гадил, но его покрывали наверху. Реформисты образования нагадили стране еще больше, и их тоже покрывают. Есть общее: для ВРЕДИТЕЛЕЙ во власти есть покровители (кто неизвестно). Доступно?
Георгий Ситнянский
Да, Навальный очень много гадил, коррупцию - одну из наших важнейших духовных скреп - на чистую воду выводил! Расстрелять подлеца мало!
Сергей Мацедонский
Ситнянский, коррупцию выводят без Навального (сотни арестованы без списка этого козла), а Навальный обычный мошенник. Лапшу про "борца" не надо вешать!
Alexey K./33
Один из ударов по высшему образованию был нанесен тогда, когда вместо подготовки инженеров стали готовить бакалавров и магистров. Бакалавры были придуман ы в Европе для подготовки иммигрантов из стран Африки и Азии для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, т.е. это был уровень, фактически, средней школы. У нас в ВУЗы поступали только после окончания средне школы, и зачем нужны вообще бакалавры - непонятно. Еще один удар по высшей школе в России был нанесен году в 2013, когда после поручения Президента об увеличении зарплаты профессорско-преподавательскому составу не нашли ничего лучшего как уволить совместителей, а их нагрузку передать штатным сотрудникам. Это привело, во-первых, к тому, что из ВУЗов ушли грамотные специалисты, а во-вторых, - к перегрузке штатных преподавателей и к тому, что ряд дисциплин стали вести неспециалисты (а студенты это чувствуют очень хорошо). Что касается НИИ, то это была система, внедренная в СССР, и НИИ были фактически связующим звеном между представителями фундаментальной науки (Институтов Академии Наук) и производством (основной задачей последних был выпуск качественной продукции в нужном количестве, а заниматься исследованиями у них не было ни кадров, ни времени).
Владимир Болдинов
Для Alexey K./33
Очень правильно. В ВУЗах СССР готовили инженеров. В ВУЗах России готовят бакалавров и магистров.
Кто такой бакалавр? Он может быть инженером? Нет, не хватает теоретических знаний. Он может быть техником? Нет, не хватает практики. Вопрос кто такой бакалавр остался открытым.
Борис Тёрушкин 
Да. Ранее выпускали СПЕЦИАЛИСТОВ, а ныне - бакалавров, которых нельзя отчислить ради "сохранения контингента".
вадим ашаев
Дойдёт и до них время. И это время не далеко. Не всё сразу.
В.В.Путин разобрался с врагами внешними России, теперь самое время начинать с врагов внутренних спросить. Ни в одной стране мира нет такой свободы слова как в России, но враги внутренние из этого(свободы слова) свои ша́баши устраивают.
Владимир Болдинов
"Учитывая немалое технологическое отставание нашей страны от ведущих стран, решили внедрить именно это ноу-хау." Да, отставание было огромным (по мнению самых передовых российских либерал-дерьмократов) Правда в космос первыми полетели, атомную электростанцию первыми в мире сделали, и на момент развала имели ок.оло 2000 новых технологий, которых не было на передовом Западе, но это мелочи.
Валерий Чистяков 
Какого качества может быть в стране образование и наука, когда почти все наши современные производства и экономики построены на зарубежных технологиях?
Валерий Ситников 
особенно военно-промышленные, да?
Владимир Бабин
Валерий Ситников. Именно военно-промышленные технологии... Чуда не бывает, законы математики, физики, химии и др. естественных наук везде одинаковы... (если предприятие успело закупить станки и др. оборудование на Западе то и продукция может быть конкурентной, если не успело - выпускай "гвозди"...)
Vladimir Margolin 
Бакалавр - это сложное слово и состоит из двух слов: бака (по японски дурак) и лавр (которым этого баку увенчивают). А началось все это говно с министра образования Тихонова Александра Николаевича, сынка незабвенной Тихоновны (Тихонов Н.А. - член Политбюро). Неисповедимы пуьти Господни
николай степанов 
А началось всё с реформ среднего образования и егэ учителя средних школ захотели заниматься репетиторством - ввели егэ! Ведь открыто в газетах писали - "необходимо отобрать у преподавателей ВУЗов кормушку - натаскивание нерадивых учеников недоученных школьными учителями.То есть получили обалдуя - выпускника ,который поступив в вуз (к примеру в пединститут) учится согласно уровня знаний полученных в школе ЕГЭ . Далее этот педагог идет в среднею школу и готовит детей к сдачи ЕГЭ. Уровень их знаний будет ниже чем у их учителя-выпускника школы того периода ( минус 5 лет) далее след круг ... аналогичная картина с выпускниками других вузов
Валерий Богданов
Кого и как готовить в школах и вузах зависит от выбранного направления экономического развития государства.Если сегодня развитие России основано на продаже ресурсов, то учёные в таком количестве и качестве как было в 80-е годы не нужны, при этом основой государства было общество созидания , а сегодня мы составляем общество потребления.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Очаровательные курсантки Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища
Очаровательные курсантки Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища
20
Мужской журнал 10:46 24 окт 2017
Экзамен для министра образования
Экзамен для министра образования
0
Ваши новости 09:01 18 ноя 2017
Монополисты поставили под угрозу продовольственную безопасность россии
Монополисты поставили под угрозу продовольственную безопасность россии
17
Ваши новости 13:01 31 янв 2022
ПРОФЕССОР МГИМО ВЯЗЕМСКИЙ: "ТАКИХ ДУРАКОВ, КАК В РОССИИ, МАЛО ГДЕ МОЖНО НАЙТИ"
ПРОФЕССОР МГИМО ВЯЗЕМСКИЙ: "ТАКИХ ДУРАКОВ, КАК В РОССИИ, МАЛО ГДЕ МОЖНО НАЙТИ"
28
Ваши новости 17:01 10 сен 2021
Песков прокомментировал сбор подписей против пенсионной реформы
Песков прокомментировал сбор подписей против пенсионной реформы
33
Ваши новости 15:53 18 июн 2018
Реформы 90-х: страшная катастрофа для России и её последствия (опрос)
Реформы 90-х: страшная катастрофа для России и её последствия (опрос)
31
Ваши новости 15:01 31 янв 2022
Работникам образования рассказали, что Холокост - это миф
Работникам образования рассказали, что Холокост - это миф
9
Ваши новости 12:46 28 янв 2021
Крым обеспечивают водную безопасность
Крым обеспечивают водную безопасность
3
Ваши новости 12:17 18 мар 2021
Секретность новой пенсионной реформы объяснили "нехорошим содержимым"
Секретность новой пенсионной реформы объяснили "нехорошим содержимым"
39
Ваши новости 09:15 21 фев 2021
TAC: Путин открыл глаза Западу на опасные последствия отказа от традиционных ценностей
TAC: Путин открыл глаза Западу на опасные последствия отказа от традиционных ценностей
91
Ваши новости 20:01 26 окт 2021
Мы Европе - советскую систему образования, Европа нам - ЕГЭ
Мы Европе - советскую систему образования, Европа нам - ЕГЭ
17
Ваши новости 05:22 27 ноя 2020
12 загадочных предметов, которые удалось идентифицировать с помощью пользователей
12 загадочных предметов, которые удалось идентифицировать с помощью пользователей
1
Все о работе руками 06:20 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства