ФОТО: ДЕНИС ВОРОНИН / АГН "МОСКВА"
Если вы заметили, инфляция у нас в стране растёт из-за повышения цен на продукты питания, на продовольственную корзину. За рубежом – из-за увеличения цен на энергоносители. Почему так происходит?
Могу ответственно заявить, что не считаю объективным процессом увеличение цен на продукты. Дело в том, что, когда растут цены на любой материальный продукт, должны расти пропорционально и заработные платы. Потому что они заложены в себестоимость любого продукта. Но сегодня рост цен идёт без соответствующего увеличения заработной платы. Он зависит от монопольного положения крупнейших агрохолдингов и торговых сетей.
Теперь я объясню, что, на мой взгляд, нужно сделать, чтобы приостановить рост цен или хотя бы сделать его пропорциональным росту зарплат. На первый взгляд, есть схемы, которые сегодня провоцируют повышение ценников. Это схемы со стороны крупных игроков, крупных торговых сетей, которые существуют на розничном рынке. Такие цены забирают существенную долю от себестоимости товара. Если вы заметили, производитель не может поднять цену просто так и отправить в торговую сеть. И для того, чтобы ему одобрили рост цены, торговая сеть должна это согласовать.
Согласовывается это порядка трёх месяцев, процесс может длиться и шесть месяцев. В итоге торговая сеть считает, что это экономически необоснованно. И производитель не может просто взять и поднять цену. Торговая сеть же сегодня ни от кого не зависит и может поднимать цены. Ни один государственный орган не имеет возможности контролировать, насколько поднимается торговая наценка в сетях. На данный момент есть схемы, которые нужно прописать в поправках в "Закон о торговле". Данный закон очень сырой, оставил огромное количество лазеек для крупных игроков, которые держат розничный рынок у себя в кармане. Это отрасль, от которой зависит индекс инфляции, в целом стоимость потребительской корзины.
Я считаю, что на каждый вид товара, допустим, если все производители поставляют в торговую сеть, к примеру, молоко жирностью 3,2%, один литр в бутылке, то на него должна быть одинаковая наценка торговой сети. Неважно сколько, но одинаковая. Если все производители сливочного масла отпускают свою продукцию в торговые сети, и вообще любым поставщикам, любым посредникам, включая торговые сети, то торговая сеть должна на этот вид продукта установить одинаковую торговую наценку.
Взять докторскую колбасу, к примеру. Все производители отпускают в торговую сеть товар по разным ценам. Но торговая сеть должна установить одинаковую торговую наценку на этот продукт. Возьмём "Черкизово" – оно произвело один килограмм докторской колбасы за 400 рублей. "Царицыно" произвело за 350 рублей. "Мортадель" произвёл за 300 рублей. И вот представьте, каждый производитель работает над издержками. У кого-то не раздут штат. Кто-то ищет на рынке других поставщиков, где есть более низкие цены, работает над товарами и отпускает в торговую сеть. Торговая сеть от лояльности этого производителя устанавливает различную торговую наценку на эту колбасу.
То есть производитель, который произвёл за 300 рублей колбасу, ему устанавливают торговую наценку условно 150 рублей. А тот, кто произвёл колбасу за 400 рублей, ему устанавливают 100% или 80%. Должна быть конкуренция. Сегодня она у нас находится в руках менеджеров крупных торговых сетей. Считаю, что на каждый вид молока, если упаковка одинаковая, должна быть одинаковая торговая наценка. Это первый вариант. Будет сразу существенно ощущаться снижение цен на полках.
Второе. Торговая сеть, для того чтобы товар разместить на полке, говорит о так называемом листинге. А как может производитель заплатить эти входные? Это запрещено законом. У нас был такой прецедент, мы отказались. Торговая сеть говорит: мы сейчас, так как у нас в договоре прописан штраф за недопоставку товара 100%, дадим тебе заказ. Ты его нам не везёшь – и мы тебя штрафуем на 100%. Это будет часть листинга. И мы тебе даем 10 таких заказов – и набираем ту сумму, которую ты нам должен дать. Торговая сеть получает деньги за листинг. Это просто уход от налогов.
Следующее. Нужно прописать дотошно в поправках пункт о возвратах. Это самая уязвимая тема, но это тоже позволило бы снизить цены. Подобных схем очень много, я их знаю досконально. И вот, когда в законе о торговле будет это всё прописано, ситуация наладится.
Когда производитель отпускает свою продукцию крупным игрокам, он работает практически в убыток. Чтобы не работать в убыток, он должен сильно сократить издержки. Это сразу даёт снижение качества сырья, а значит, требуется дешёвое сырьё. Значит, будут меньше отчисления по НДС. Следовательно, ниже заработные платы. Это снижение количества рабочих мест. А промышленность, та же пищевая отрасль и вся промышленность – та отрасль, которая формирует платежеспособность населения. Это не просто взаимоотношения производителей и торговых сетей, нет. Это отражается на всей экономике в целом. Потому что в один килограмм любого материального продукта заложены все производственные отношения страны. Тем более, в торговых сетях сегодня продаются товары лёгкой промышленности, химической промышленности (в части бытовой химии), сельского хозяйства (продукты питания).
Поэтому необходимо внести поправки, запрещающие эти схемы, все эти дыры закрыть. И торговым сетям нельзя будет манипулировать ценами. Также обязать торговые сети скидку, которую даёт производитель конечному потребителю, транслировать, передавать конечному потребителю на второй день. Забрал сегодня со скидкой 30% товар – как только он появляется на полке, неважно, началась акция у тебя или нет, она по бумаге-то началась, просто ты на полку это не транслируешь. Она должна передаваться на второй день. Если торговые сети говорят о том, что якобы это отразится на доступности товаров, что они доставку организовывают за пять дней – это тоже неправда, в каждом регионе есть свои производители.
Хочу сказать ответственно, что сегодня никаким образом рост цен не остановить. Я четыре-пять лет назад говорила – будет астрономический рост цен. Так и случилось. И я так же прогнозирую, что до марта-мая 2022 года этот процесс будет продолжаться. Я так же ответственно заявляю, что без реализации тех предложений, о которых я говорю, ничего не изменить. Плюс ко всему необходимо частично изменить закон о нестационарной торговле, который находится на рассмотрении в Государственной думе. А также исправить некоторые положения, которые предлагает Министерство промышленности и торговли.
Если в закон о нестационарной торговле внести правильные правки, то бюджет пополнится, помимо продаж товаров, в виде оплаты за автолавки на улицах городов. И эти автолавки сегодня очень современные, оснащённые холодильным оборудованием. Достаточно онлайн-кассы. Это предотвратит уход от налогов. И, таким образом, можно сделать это в виде парковок. У меня тоже есть на это собственный взгляд. Люди, несведущие в этом вопросе, которые не сталкивались на практике со всеми взаимоотношениями с торговыми сетями, никогда не поймут этого, пока на листочке, на бумажке это не расчертить.
Приведу пример. Как у нас назначается наказание торговым сетям, если они навязали различные условия всевозможных псевдомаркетингов, хоть они и запрещены? Вот торговая сеть "Дикси" навязала отечественному производителю "Мортадель" на 104 миллиона различных псевдомаркетингов, и Федеральная антимонопольная служба вынесла решение – да, "Дикси" ограничил доступ, да, нажился на эти 104 миллиона. Потому что они не нужны были "Мортаделю". И Федеральная антимонопольная служба по законодательству штрафует компанию "Дикси" на два миллиона рублей. То есть ты можешь на 104 миллиона накрыть, два миллиона отдать – и 102 миллиона себе в карман. Вот такое законодательство.
Я считаю, что взаимоотношения, которые существуют между производством и посредниками, носят криминальный характер. Это необходимо пресечь. Вы не можете регулировать наценки сегодня. Потому что якобы у нас рыночные отношения. Более того, вы не можете диктовать крупным игрокам условия. Ибо сегодня розничный рынок в руках крупных игроков. У нас сделали самое страшное в экономике: крупные игроки имеют монополию на закупку товаров в промышленных объёмах. Малый бизнес уничтожен, и он не может обеспечить, как раньше, 80% сбыта промышленным предприятиям. Торговые сети имеют монополию на закупку в таких объёмах и могут диктовать, почём и что отдавать. И имеют монополию на передачу этих товаров огромному количеству нашего населения. Это десятки миллионов граждан. В одних руках сосредоточена продовольственная безопасность страны.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментарии (17)