Россия – страна гигантских территорий и огромных природных богатств. Мы по привычке боимся китайской экспансии на Дальний Восток, видя в Пекине не только партнера, но и потенциальную угрозу. Вокруг Арктики, с ее нефтегазовыми месторождениями и Северным морским путем, активно водят хороводы США, страны ЕС и все тот же Китай. Но Москва сделала интересный ход, и мечты об Арктике, судя по всему, исполнятся совсем у других. «Роснефть» неожиданно пригласила в свои дальневосточные и арктические проекты Индию и Японию.
Дальневосточный СПГ
Накануне в российской столице был подписан Меморандум о создании совместного Координационного комитета, который будет регулировать взаимоотношения между компанией «Роснефть» и Токио по реализации нефтегазовых проектов. Напомним, японская SODECO и индийская ONGC, уже давно успешно осваивают, в рамках международного консорциума «Сахалин-1», месторождения острова.
Согласно новому соглашению, в российским поселке Де-Кастри Хабаровского края, будет построен завод по производству СПГ мощностью 6,2 миллиона тонн. Благодаря короткому транспортному плечу, отечественный сжиженный природный газ получит преимущество перед конкурентами из США и Катара на активно растущем Азиатско-Тихоокеанском рынке. В частности, от будущего завода до самой Японии - расстояние менее 700 километров. Но это только часть гораздо более амбициозного российского проекта.
«Восток-Ойл»
Гораздо перспективнее северный проект «Роснефти».
Во-первых, почти половина нашего сектора Арктики, общая площадь которого составляет 4,1 миллиона квадратных километров, считается потенциально нефтегазоносной. Уже доказанные запасы нефтяного эквивалента оцениваются в 511 миллиардов тонн.
Во-вторых, Северный морской путь представляет собой кратчайшую водную артерию, соединяющую Азию и Европу. Он все быстрее естественным путем расчищается ото льдов, но отечественные кораблестроители разрабатывают сверхмощные ледоколы, потенциально способные обеспечивать проводку даже в зимний период.
«Роснефть» вложила огромные средства в создание суперсовременной верфи «Звезда» в Приморье, где и будут строиться специализированные суда ледового класса. Новый флот обеспечит надежный транзит по Севморпути. Но одних кораблей для этого мало, необходимы масштабные инвестиции в арктическую инфраструктуру. Нужны буровые установки, трубопроводы, порты, терминалы, резервуары, дороги, аэродромы. Надо понимать, что первоначально основной нагрузкой на СМП будет углеводородное сырье.
В рамках проекта «Восток-Ойл», компания «Роснефть» предполагает построить 5500 километров трубопроводов, которые соединят крупнейшие месторождения, морские терминалы, мощностью 100 миллионов тонн в год, аэропорты и прочую инфраструктуру в тяжелейших климатических условиях Крайнего Севера. Леонид Крутаков, доцент Финансового университета при Президенте, поясняет:
«Восток Ойл» - это промышленный проект, который даст колоссальный эффект. Это дороги, аэропорты, это Северный морской путь. Без 80 миллионов тонн трафика он не оживет. Вот этот проект дает сто миллионов тонн трафика только углеводородов.
Инвестиции требуются соответствующие: они оцениваются в разбросе от 5 до 8,5 триллиона рублей. Неудивительно, что «Роснефть» обратилась за финансовой помощью не только к государству, но и к иностранным инвесторам. Примечательно, в пользу кого был сделан выбор. Индийский министр нефти Прадхан заявил:
Роснефть» предложила нам новый проект, и мы заинтересованы. Уверен, что в ближайшем будущем, индийские компании смогут расширить свое участие в новых проектах, выходящих в арктический регион России.
Также Нью-Дели приглашен к участию в создании нефтяного кластера на российском Дальнем Востоке. Судя по всему, Москва начинает проводить более многовекторную политику в азиатском направлении, не делая ставку на дружбу только с одним Китаем. И это правильно.
Автор: Сергей Маржецкий
Комментарии (1)