Наступление США на экономические интересы европейских стран заставляет Евросоюз принимать ответные меры, которые бы обеспечили защиту европейской экономики от агрессивной политики Вашингтона. По итогам саммита глав государств – членов Евросоюза, состоявшегося 16-17 мая в болгарской Софии, Брюссель объявил о возвращении к закону 1996 года, который предусматривает блокировку ограничений, вводимых другими странами для европейских компаний.
В свое время этот закон использовался для того, чтобы обойти санкции Вашингтона против Кубы, Ирана и Ливии. Теперь, после выхода США из ядерной сделки с Ираном и дальнейшего ужесточения антироссийских санкций, вредно влияющих на состояние европейской экономики, к закону придется вернуться.
Суть блокировки заключается в том, что она запрещает европейскому бизнесу соблюдать экстерриториальные санкции США, предусматривает возможность взыскания убытков, причиненных в результате санкций, а также отменяет действие на территории стран Евросоюза любых решений судов иностранных государств, основанных на необходимости соблюдения санкций.
Возвращение к закону 1996 года – серьезный демарш Европы против Соединенных Штатов. Главным поводом стал выход США из ядерной сделки с Ираном, который не поддержали не только Франция и Германия, но и Великобритания. Сейчас Евросоюз собирается перейти на расчеты в евро при оплате иранской нефти, отказавшись от использования доллара. Кроме того, представители Франции, ФРГ и Великобритании договорились с Ираном о дальнейшем укреплении экономических связей в обход американских санкций.
С чем связана столь жесткая позиция Евросоюза? Прежде всего, Европе надоело терпеть постоянные убытки от инициированных Соединенными Штатами санкций. Сначала были антироссийские санкции, выгодные США и являющиеся инструментом американской внешней политики, но совершенно бессмысленные и вредные для стран Евросоюза. Теперь США вышли из ядерной сделки с Ираном и вводят новые санкции – уже против тех компаний, которые будут сотрудничать с иранскими партнерами. Для Евросоюза это очередной экономический удар.
Во-вторых, в отличие от США, в европейских странах куда менее влиятельны круги, связанные с Саудовской Аравией и Израилем – ключевыми военно-политическими и идеологическими региональными противниками Ирана. Поэтому если на «вашингтонский обком» давят саудовские и израильские лоббисты, то европейские правительства от такого давления свободны (или практически свободны), и вольны выстраивать самостоятельную линию взаимоотношений с Ираном.
США могут отреагировать на попытки выхода из долларовых сделок достаточно жестко. По крайней мере, в прошлом такие устремления мировых политиков заканчивались для них не очень хорошо. В сложившейся ситуации у Евросоюза есть лишь один выход – нормализация отношений с Россией. Однако вряд ли Евросоюз, выбирая между Россией и США, выберет Россию. Слишком тесны экономические и политические связи между Европой и Северной Америкой, США в любом случае ближе Европе, чем ее традиционный противник – Россия. Пока в европейских странах не произойдет кардинальной смены власти, что вряд ли возможно, не стоит ожидать и масштабной трансформации внешнеполитического курса Европы.
Автор: Илья Полонский
Использованы фотографии:
Комментарии (0)